- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Роль коптов и коптской церкви в политическом пространстве Египта

Пожалуй, наивысшего уровня за всю историю общины политическая активность коптов достигла в ходе революционных событий 1919 г., в это же время они были в наибольшей степени интегрированы в египетские политические процессы. Однако после прихода к власти Г.А. Насера политическая роль коптов постепенно снижается. Действительно, с 1963 г. количество избранных в парламент коптских депутатов ни разу не превышало 4 человека[1]. Копты, ставшие членами парламента, обыкновенно не избираются, а входят в число 10 парламентариев, назначаемых президентским указом [1][2]. Например, в 2000 г. предвыборный список кандидатов в депутаты включал 3 коптов, в 2005 г. – лишь одного (Юсефа Бутруса Гали)[3]. По данным на 30 июня 2005 г., копты занимали 7 мест из 454 в Народном собрании, 6 мест из 264 в Народном совете (все назначенцы) и имели 2 портфеля из 32 в Кабинете министров [2][4]. Однако при этом копты имеют представителей в целом ряде довольно крупных оппозиционных сил – лидер движения «Кифайя» Джордж Исхак, вице-президент либеральной партии Вафд Мунир ‘Абд ан-Нур, один из основателей партии ал-Васат[5].

В ноябре 2005 г. губернатором преимущественно христианской провинции Кена был назначен копт Магди Айуб Искандер. Он был единственным христианином среди 26 назначенных губернаторов. Более того, Искандер стал первым коптом, назначенным на такую должность, с тех пор как Анвар Садат назначил ветерана войны 1973 г. копта Фуада Азиза Гали губернатором провинции Южный Синай[6].

В последнее время, в частности, по результатам выборов, прошедших осенью 2005 г., можно отметить повышение уровня политической активности коптов, к примеру, более высокий процент проголосовавших. Так, в Асьюте проголосовали 35% коптов по сравнению с 12% на прошлых выборах. Этот факт можно отнести, в числе прочего, на счет роли церкви в повышении гражданского ответственности представителей коптской общины[7]. На последнем туре голосования было представлено 74 коптских кандидата, в том числе 4 женщины [3][8].

В декабре 2008 г. мэром преимущественно христианского города Комбоха на юге Египта была избрана коптка Ева Хабиль. Хабиль представляет правящую египетскую партию НДП и приходится дочерью бывшему мэру города[9].

Однако говорить о пропорциональном представительстве коптов в парламенте, равно как и в политике вообще, пока не приходится. Впрочем, в египетском политическом пространстве распространено мнение, что копты не могут рассчитывать на избрание в парламент лишь на основании своей конфессиональной принадлежности. Им следует принимать большее участие в политической жизни[10]. В связи с этим, например, коптский исследователь Самих Фаузи критикует изолированность коптов от политической жизни Египта, заявляя, что их интересы вращаются в основном вокруг «коптской проблематики», что не позволяет им полноценно интегрироваться в египетское общество [4][11].

Касательно положения КПЦ в политическом пространстве Египта, можно отметить, что на протяжении второй половины ХХ века в коптской среде существовали два противоположных взгляда на политическую активность церкви как института – стремление связать церковь с государством и стремление полностью абстрагировать ее от политики[12].

Сама церковь в последние три десятилетия ХХ в. придерживалась первой точки зрения. Активность КПЦ и папы Шинуды III на политическом поприще постепенно нарастала после войны 1973 г. и проявлялась все отчетливее после заключения Египтом сепаратного мира Израилем. Основное внимание папы было направлено на утверждение солидарности коптов с арабским миром, в частности, с палестинцами. В середине 80-х гг. КПЦ активно утверждала свою позицию по вопросу арабо-израильского урегулирования; в рамках этой позиции коптам было запрещено совершать паломничество к святыням в Иерусалиме, пока он оккупирован Израилем. Во время своей встречи с Я.Арафатом, папа Шинуда III подтвердил, что «копты не станут предателями арабов» и войдут в Иерусалим лишь вместе со своими арабо-мусульманскими братьями после того, как кончится оккупация, а монастырь Дейр-ас-Султан  будет возвращен египетской церкви: «Будь спокоен, брат мой Арафат, мы войдем в Иерусалим только все вместе, как арабы, плечом к плечу»[13].  Возможно, такое внимание КПЦ к этой проблеме было обусловлено тем, что после заключения сепаратного мира коптов стали идентифицировать с иудео-христианским Западом, что негативно сказалось на степени доверительности межконфессиональных отношений. Соответственно, проявление солидарности с арабами было необходимо коптской общине для укрепления своего положения в египетском социуме [5][14].

Шинуде III пришлось вступить в политический спор с президентом А. Садатом в 1980 г., когда коптский папа выразил резкое несогласие с таким шагом президента как официальное признание шариата основным источником египетского законодательства. По инициативе Шинуды III копты организовали целый ряд сидячих акций протеста (в основном в церквях) и голодовок[15]. Отношения между коптской церковью и президентом Садатом все более обострялись. Весной 1980 г. Шинуда отменил празднование Пасхи в связи с участившимися случаями нападений на коптов. Этот шаг иерарха вызвал резкое неодобрение президента [6][16]. Громким скандал, существенно испортивший отношения двух сторон, был вызван слухом о похищении племянницы секретаря папы Шинуды III и принудительном обращении девушки в ислам с последующим заключением брака с мусульманином[17].

Кульминация конфликта между КПЦ и руководством страны наступила в сентябре 1981 г., когда по приказу Садата было арестовано 1536 человек – «врагов режима»[18]. Большинство из них составляли мусульманские фундаменталисты, однако среди арестованных были также и представители светской оппозиции, а также минимум 120 коптов, в том числе 5 епископов и 23 священника. В это же время папа Шинуда был посажен под домашний арест, а затем отправлен в ссылку, из которой его возвратил уже президент Х. Мубарак [7][19].

Незадолго до последних президентских выборов КПЦ официально объявила о своей поддержке кандидатуры Мубарака, что вызвало весьма противоречивую реакцию среди коптской общины. Решение церкви, по сути, представляло указание коптским оппозиционерам не выступать против режима. В коптской оппозиции можно выделить две заметные фигуры – Адел Абадир, заявлявший о намерении выставлять свою кандидатуру на пост президента, и Джордж Исхак, генеральный координатор движения «Кифайя», которое смогло за короткий срок организовать довольно внушительную оппозицию режиму[20].

Можно отметить и другие действия КПЦ в политической сфере. Так, в июне 2007 г. КПЦ создала особый комитет по политической подготовке молодежи[21]. Тогда же КПЦ дала указания священникам убеждать коптов не голосовать за тех политиков (в том числе и из правящей партии), которые не поддерживали их в последних кризисах [8][22]. В октябре 2007 г. Синод КПЦ намеревался создать специальную комиссию под руководством папы Шинуды III, цель которой заключалась в том, чтобы убедить коптов участвовать в политической жизни[23]. Спикер КПЦ, каирский епископ Марк заявил, что большинство лидеров КПЦ будут голосовать за Гамаля Мубарака на президентских выборах 2011 г. [9][24]

Летом 2009 г. лидеры КПЦ вновь неоднократно заявляли о своей поддержке кандидатуры Гамаля Мубарака в качестве будущего президента Египта. Так, папа Шинуда III  в своем интервью спутниковому арабоязычному каналуOn TV высказал мнение, что египетская общественность в большинстве своем любит Гамаля и предпочтет его в качестве президента всем другим кандидатам. Глава КПЦ заверил также, что лично он и коптская община отдадут свои голоса за Гамаля[25].

На встрече с президентом США летом 2009 г. епископ Бишуй, секретарь Священного Синода КПЦ, также объявил, что египетская общественность «любит Гамаля Мубарака», и выказал уверенность в способности Гамаля руководить страной[26].

Вполне вероятно, что явная поддержка, оказываемая коптскими иерархами Г. Мубараку, связана с их опасениями относительно перспектив установления в стране исламистского режима, в частности, с приходом к власти «Братьев-мусульман»[27].

Приведенные примеры проявления политической активности коптов и КПЦ свидетельствуют о таком негативном явлении как восприятие коптов во внутренней политике Египта в качестве в первую очередь религиозной общности. По-прежнему очевидно стремление КПЦ и папы Шинуды позиционировать себя как единственного полномочного представителя интересов коптской общины в политическом пространстве Египта[28]. Соответственно, взаимодействие правительства с коптской общиной выстраивается преимущественно через посредство лидеров КПЦ. По мнению бывшего парламентария Гамаля Ас’ада, среди коптов распространено заблуждение, будто церковь представляет их общину на политической арене и может стать альтернативой государственным институтам [10][29]. Это обстоятельство способствует дальнейшему обособлению коптской общины в египетском обществе.

 


[1]             ал-Баз У. 1996. Мыср фи-л-карн 21. Ал-амал ва-т-тахдиййат. Каир: Марказ ал-ахрам ли-т-тарджама ва-н-нашр. С. 195.

[2]             Видясова М.Ф., Умеров М.Ш. 2008. Египет в последней трети ХХ века. М.: ИИИБВ, ИСАА МГУ. С. 123.

[3]             Collombier V. 2007. The Internal Stakes of the 2005 Elections: The Struggle for Influence in Egypt’s National Democratic Party // The Middle East Journal  61 (1): 95–113. Р. 103.

[4]             BDHRL. 15.09.2006. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Report on International Religious Freedom. Egypt. (http: //www.state.gov/g/drl/rls/irf/ [11]).

[5]             Abaza Kh., Nakhla M. 2005. The Copts and Their Political Implications in Egypt // PolicyWatch 1039 (www.washingtoninstitute.org).

[6]             Egypt Appoints First Christian Governor in Three Decades // 02.01.2006 AINA

[7]             Касим М. 2006. Ал-акбат ва-л-мушарака ас-сиййасиййа (Ихван ва Акбат). Каир: Дар ал-фикр ал-исламийй. С. 45.

[8]             Ibid. P. 40.

[9]             Egypt’s first woman mayor takes role in her stride // 15.12.2008 USCA

[10]            Бабави Н.Л. 2001. Машакил ал-акбат фи мыср ва хулулуха. Б.м. C. 213.

[11]            Gharib M. 04.08.2008 Coptic Researcher: Copts Persecute Themselves // Masri Alyoum.

[12]            ал-Манави А.Л. 2005. Ал-акбат ал каниса ам ал-ватан? Кыссат ал-баба Шинуда ас-салис. Каир: Атлас ан-нашр ва-л-интадж ал-и‘ламийй. С. 140.

[13]            Sha’lan H. 1986. Jerusalem and the Copts // Journal of Palestine Studies 15 (4): 178–180.

[14]            Ahmed M.S. 1981. The Masses Speak the Language of Religion to Express Themselves Politically // MERIP Reports. 102: 18–23. Р. 23. Isichei E.A. 1995. A History of Christianity in Africa: from Antiquity to Present Grand Rapids,. Mich.: William B. Eerdmans Publishing. Р. 220.

[15]            Talhami G.H. 1996. The Mobilization of Muslim Women in Egypt. Florida: University Press of Florida. Р. 97.

[16]            Watson J.H. 2002Among the Copts. Sussex: Sussex Academic Press. С. 96.

[17]            Talhami G.H. 1996. Op.cit. P. 99.

[18]            Hamied N. 1984. The Islamic Militants in Egyptian Politics // International Journal of Middle East Studies 16(1). P. 130/

[19]            Pennington J.D. 1982. The Copts in Modern Egypt // Middle Eastern Studies 18 (2): 158–179. P. 176. Watson J.H. 2002. Op.cit. P. 95.

[20]            EICDS. 2005. = Egypt Ibn Khaldun Center for Development Studies. The Egyptian Coptic Church’s Troubling Declaration // Civil Society 07.2005: 3.

[21]            Bayoumi A. 02.06.2007. Church to Form a Committee to “Prepare” Young Coptic Political Generation // Masri Alyoum.

[22]            Bayoumi A. 09.06.2007. A Source Close to the Pope: Church Orders Urge Copts Not to Vote for NDP Candidates in Shura // Masri Alyoum.

[23]            Bayoumi A. 19.10.2007. Pope Shenouda Urges Copts to Enroll in Electoral Register // Masri Alyoum.

[24]            Egypt News. 22.09.2008. Church leaders back Gamal Mubarak for president // Egypt News(http://news.egypt.com/ [12]).

[25]            Morrow A., al-Omrani K.M. Egyptian Christians Split Over Presidential Scion // 24.08.2009 AINA

[26]            Ibid.

[27]            Ibid.

[28]            Shahine G. 2007. Coptic Church Rumbles on // Al-Ahram Weekly 834 (http: //weekly.ahram.org.eg/ [13]).

[29]            el-Hennawy N. 2005. With You in Spirit // Egypt Today (http: //www.egypttoday.com/) [14].