- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки Института исследований национальной безопасности стратегических вызовов Израилю в 2023 г. Часть 14

«Стратегическая оценка Израиля-2023» Института исследований национальной безопасности (INSS) определяется как «результат глубокого анализа, дискуссий и размышлений всех экспертов Института с целью поставить на повестку дня израильской общественности рассмотрение основных угроз национальной безопасности и стимулировать дискуссию об их возможных последствиях»[i] [1].

Эксперты INSS Меир Эльран, Ариэль Хейман, Моран Дитш, Мухаммад Вад, Эфраим Лави, Эстебан Клор, Офер Шелах, Пнина Шарвит Барух, Джонни Иса, Томер Падлон анализируют положение дел внутри Израиля, в частности, напряженные отношения между арабским меньшинством (в Израиле «арабами» принято называть палестинцев с израильским гражданством) и еврейским большинством израильского общества. В INSS полагают, что эта «наиболее острая внутренняя проблема требует безотлагательного и глубокого системного рассмотрения. Беспорядки, вспыхнувшие в мае 2021 года во время военной операции «Защитник стен» против ХАМАСа в секторе Газа, продемонстрировали серьезность и важность этой проблемы». В подтверждение приводятся слова главы Службы общей безопасности ШАБАК) Ронена Бара (11 сентября 2022 г.): «Повторение событий операции «Страж стен» может нанести непоправимый ущерб […] арабское общество в целом находится в процессе интеграции. Большинство израильских арабов – нормальные граждане, которые обогащают государство, придают ему более разнообразный облик и предпочитают интеграцию […] Однако этот сектор страдает от преступных организаций, бедуины также страдают… от других проблем. Здесь социальные сети обостряют ситуацию, что на фоне провокационных действий быстро превращается в вызов безопасности. Надо полагать, что вероятность насильственной вспышки в арабских городах существует… По мере усиления [религиозного] подстрекательства вокруг «Аль-Аксы» эта вероятность будет возрастать».

По мнению экспертов INSS, «арабская общественность по-прежнему заинтересована в интеграции в израильское общество в качестве равноправных граждан. С другой стороны, нарастает чувство разочарования и неудовлетворенности опытом включения арабской партии в прошлую правящую коалицию. Надежда на признание легитимности арабского голоса, и как следствие на ускорение процессов интеграции и [политического] участия, угасла в условиях усиления антиарабских тенденций в еврейском секторе; когда партия РААМ приняла участие в формировании правительства, усилились претензии, что это якобы угрожает еврейскому характеру страны. Итоги выборов в Кнессет 25-го созыва указали на наметившийся отход от интеграции в сторону сепаратизма и в любом случае прервали положительную тенденцию политического вхождения арабского сектора».

Эксперты выделяют проблемы, которые вызывают острый кризис ожиданий и недоверие к стране. Среди них: «медлительность в реализации пятилетних планов развития и продвижения интересов арабского общества, боязнь их срыва после прихода нового правительства, в котором превалируют крайне правые партии без какого-либо представительства арабских партий; трудности в борьбе с преступностью и насилием в самом арабском обществе; дискурс о «провальном» партнерстве РААМ в предыдущей правящей коалиции; и внутренний раскол в арабской политике, наносящий ущерб представительству арабского общества в Кнессете. Это приводит к поощрению экстремистских и даже сепаратистских тенденций и препятствует развитию функционирующего мультиобщинного израильского общества с общей гражданской идентичностью».

В INSS полагают, что «Израиль находится на решающем перепутье в отношении этого деликатного вопроса. Нынешние обстоятельства могут обострить негативные тенденции в отношениях арабского общества с государством и с еврейским большинством». Предполагается, что «экстремистские элементы в обоих секторах могут перевести свою взаимную неприязнь на язык насильственного национализма, основанного на ненависти, травле и расизме. Это может быстро привести к трениям и крупномасштабным столкновениям, в основном на фоне бурных событий на Западном берегу р. Иордан, в Восточном Иерусалиме и святых местах, особенно когда полиции не удается сдерживать, оперативно предупреждать и эффективно подавлять беспорядки».

«Такие события указывают на опасные перспективы для Израиля, наносят ущерб развитию и интеграции арабов в израильское общество, экономику и политику в качестве полноценных и равноправных граждан, что представляет особую важность для социальной, экономической, государственной и ценностной устойчивости Израиля».

Тогда как в INSS настаивают на том, что «большинство арабской общественности и ее национальное и местное руководство желают сотрудничать с государством и интегрироваться в него, чтобы продвигать интересы и развивать арабское общество, остановить внутри него волну насилия и преступности. Правительство должно способствовать этой важной положительной тенденции. Эксперты считают необходимым принять и проводить четкую политику, направленную на то, чтобы обеспечить интеграцию и равную социальную и политическую мобильность арабских граждан во всех сферах жизни Израиля. Эта политика требует рационализации, ускорения и решительного содействия реализации различных пятилетних планов, в первую очередь по снижению насилия и преступности, максимальному сотрудничеству с национальным и местным политическим руководством арабского сектора, а также с представителями арабского гражданского общества.

Эксперты INSS в своем анализе уделяют внимание израильской экономике, которая в прошлом году показала «впечатляющие макроэкономические показатели, особенно с учетом потрясений, охвативших мировую экономику». Отмечается, что «израильская экономика продолжила тенденцию к улучшению, отмеченную быстрым восстановлением после пандемии коронавируса. Ожидается, что налоговые поступления на 10% превысят прогнозы и составят 456 млрд шекелей; экспорт вырастет на 15% и достигнет 165 млрд долларов, первые строчки в котором занимают высокотехнологичные отрасли, составляющие половину экспорта; прогнозируется, что отношение долга к ВВП на конец года снизится до 65%».

По оценкам INSS «израильская экономика демонстрирует экономическую мощь по отношению к мировой экономике, на которую повлияли, среди прочего, российско-украинская война, проблемы в цепочках поставок и возвращение инфляции на первый план после 35-летнего отсутствия. Все это также влияет на экономику Израиля, но с меньшей интенсивностью по сравнению с другими развитыми странами. Потрясения на мировых рынках вынудили Банк Израиля постепенно повышать процентную ставку с нуля до 2,75%. И все же годовой прогноз инфляции, составляющий около 4%, значительно ниже, чем в странах ОЭСР, благодаря сдерживающим факторам, включая зависимость от местного газа, нивелирующего последствия войны на Украине, а также сильный шекель, что снижает стоимость импорта. Экономика Израиля получила высокую оценку международных экономических организаций, и ожидается, что год завершится впечатляющим ростом примерно на 5,5%».

Относительно прогноза на 2023 г.: «ожидается, что мрачные прогнозы по мировой экономике коснутся и Израиля, хотя и в значительно меньшей степени по сравнению с развитыми странами, что отражено в макропрогнозах Банка Израиля. Предполагается, что ВВП вырастет примерно на 3% по сравнению с предыдущими прогнозами более высокого роста, в то время как уровень безработицы, как ожидается, составит 3,5%, поэтому ожидается, что в 2023 г. ситуация в экономике на уровне полной занятости сохранится. Однако ожидается, что объем экспорта сократится ввиду прогноза рецессии в основных торговых направлениях Израиля, таких как Западная Европа. Допускается, что глобальный спад повлияет и на прямые иностранные инвестиции в Израиль, в связи с чем прогнозируется более низкий доход от налогов по сравнению с 2022 г. Не исключено также, что политическая нестабильность последних лет в Израиле негативно скажется на экономических показателях в 2023 г., если не будет сформировано стабильное правительство, которое весной примет государственный бюджет и сможет провести соответствующие решения для повышения экономического роста и устойчивости».

В противовес этому эксперты указывают еще на «неравный вклад различных групп в экономический рост в Израиле как на ожидаемую внутреннюю проблему». По их оценкам, «в последние годы израильская экономика продемонстрировала впечатляющие результаты, но не все могут воспользоваться этим успехом, и многие израильские граждане остались за бортом, что проявилось во время кризиса, вызванного пандемией коронавируса, и в условиях резкого роста стоимости жизни в целом, а также жилья и арендной платы в частности. Экономика основана на доминирующей высокотехнологичной промышленности, которая хотя и помогает вспомогательным отраслям, но не облегчает участь населения, выживающего на минимальную заработную плату, или тех, кто не имеет работы и не учитывается в данных по безработице. Поэтому в качестве сверхзадачи правительство должно инициировать национальный проект по интеграции всего населения в экономическую жизнь страны через программы развития навыков, требуемых в экономике».

Допускается, что «внешнеэкономические вызовы могут привести к замедлению темпов роста экономики в 2023 г. и привести к дальнейшему ущербу более слабых секторов. Однако спад среди основных торговых партнеров Израиля не обязательно предвещает значительное замедление экспорта. Есть страны, в том числе подписавшие «Авраамовы соглашения» с Израилем, которые выиграли от повышения цен на энергоносители, и они могут стать достойной альтернативой израильскому экспорту».

В целом, в INSS ожидают, что 2023 г. будет сложным во всем, что касается внутренней ситуации в Израиле. Для того чтобы адекватно справится с серьезными проблемами, делаются следующие рекомендации:

— Сформировать стабильное правительство, которое укрепит национальную безопасность за счет усиления элементов социальной устойчивости, сохранит необходимую демократию, обеспечив при этом независимость и статус судебной системы и укрепив правовой и общественный порядок.

— Предпринять решительные действия по уменьшению взаимной подозрительности и враждебности между арабским меньшинством и еврейским большинством в стране, главным образом путем поощрения интеграции арабского сектора в израильское общество. Это достигается за счет эффективного выполнения пятилетних планов, что станет сдерживающим фактором по отношению к арабской общественности, а также посредством целенаправленных усилий по эффективной борьбе с преступностью и насилием в арабском обществе.

— Особое внимание уделить укреплению правоохранительных органов и особенно качественному и количественному усилению израильской полиции в рамках многолетнего процесса, с тем чтобы она могла успешно справляться со своими разнообразными задачами.

— Сохранить дееспособность и базовую структуру правительственных министерств, особенно ведущих и ответственных, таких как Министерство обороны и Министерство образования, в дополнение к созданию государственного механизма (параллельно с Советом по национальной безопасности), который будет нести ответственность за всестороннее планирование и выполнение многомерных задач, касающихся внутренней ситуации, при этом отдавая приоритет социально-экономической сфере и подготовке, необходимой для борьбы с массовыми бедствиями.

[i] [2] Strategic Analysis for Israel 2023 / INSS. https://www.inss.org.il/he/wp-content/uploads/sites/2/2023/01/StrategicAssessment22-23_HEB_5-1.pdf