- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Эксперты Конгресса США об основных проблемах в американо-израильских отношениях. Часть 2

Израильско-палестинские вопросы

Представители администрации Дж.Байдена заявили, что они стремятся сохранить жизнеспособность согласованного путем переговоров решения израильско-палестинского конфликта на основе сосуществования двух государств, преуменьшая при этом краткосрочные перспективы прямых израильско-палестинских переговоров. Поступая таким образом, они стремятся помочь справиться с напряженностью, укрепить оборонительный потенциал Израиля и укрепление американо-палестинских связей, которые ослабли во время правления Дональда Трампа. Эти официальные лица регулярно выступают против шагов, предпринимаемых израильтянами или палестинцами, которые могут подпитывать насилие и рисковать подорвать концепцию двух государств. В январе 2023 года госсекретарь Блинкен во время своего визита на Западный берег заявил: «Между тем, мы выступаем против любых действий любой из сторон, которые ставят перед собой эту цель [решение о сосуществовании двух государств] более труднодостижимой, более отдаленной. И мы ясно дали понять, что это включает в себя такие вещи, как расширение поселений, легализация аванпостов, снос и выселения, нарушение исторического статус-кво святых мест и, конечно, подстрекательство к насилию и попустительство ему. Мы ожидаем, что обе стороны безоговорочно осудят любые акты насилия, независимо от жертвы или исполнителя».

Политика США в отношении Иерусалима

Администрация Д.Трампа внесла изменения в политику США, влияющие на двусторонние отношения, когда признала Иерусалим столицей Государства Израиль  в 2017 году и перенесла расположение посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим в 2018 году. Эти действия могут повлиять на будущие результаты в отношении статуса Иерусалима — учитывая претензии палестинцев на Восточный Иерусалим в качестве своей будущей национальной столицы, — хотя администрация Трампа не занимала опредленной позиции относительно границ израильского суверенитета в городе. Администрация Байдена заявила, что посольство останется в Иерусалиме. Предыдущее правительство Израиля предприняло ряд шагов для улучшения экономических и жизненных условий палестинцев, в том числе с помощью займов и разрешений на работу. Однако некоторые критики утверждали, что эти меры отражают прошлые усилия Израиля по преодолению последствий конфликта в одностороннем порядке, вместо того, чтобы устранять его причины путем переговоров с палестинцами. Во время визита президента Байдена в июле 2022 года в Израиль и на Западный берег Белый дом опубликовал заявление, в котором говорилось, что Израиль обязался увеличить число разрешений для палестинцев на работу, круглосуточный доступ к пограничному переходу Алленби между Западным берегом и Иорданией и усилия по модернизации инфраструктуры связи 4G на Западном берегу и в Газе. Израильско-палестинская напряженность усилилась в 2023 году. В ответ на поддерживаемую палестинцами резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от декабря 2022 года с просьбой вынести консультативное заключение Международного суда относительно действий Израиля на Западном берегу (включая Восточный Иерусалим) и в секторе Газа, правительство Нетаньяху предприняло ряд ответных действий. К ним относится удерживаемый налог на доходы, причитающиеся Палестинской национальной администрации (частично разрешенные действующим израильским законодательством), и перенаправление части из них израильским семьям, пострадавшим от терроризма, замораживание планов строительства для палестинцев в некоторых районах Западного берега  и отмена привилегий на ускоренный проезд на контрольно-пропускных пунктах для должностных лиц ПНА. Некоторые страны (включая Францию, Германию и Японию) подписали заявление, в котором выразили глубокую обеспокоенность в связи с этими шагами Израиля, назвав их «карательными мерами против палестинского народа, руководства и гражданского общества». В начале января 2023 года министр национальной безопасности Бен-Гвир посетил Храмовую гору (Харам аш-Шариф), где расположена мечеть Аль-Акса, через несколько дней после вступления в должность, что вызвало заявления с осуждением или озабоченностью со стороны палестинцев и ряда правительств как внутри региона, так и за его пределами по всему миру. Нетаньяху пообещал сохранить исторический статус-кво, который позволяет только мусульманам совершать богослужения на святом месте, и преуменьшил значение визита Бен-Гвира, сославшись на предыдущие визиты министров на это место. Выразив глубокую озабоченность по поводу потенциально провокационного характера визита Бен-Гвира, представитель Госдепартамента призвал Нетаньяху сохранить свою приверженность статус-кво. Во время визита Нетаньяху в конце января к королю Абдалле II из Иордании, которая выполняет роль хранителя Аль-Аксы, король, как сообщается, сказал Нетаньяху, что Израиль должен уважать «исторический и правовой статус-кво в Священной мечети Акса и не нарушать его».

Сектор Газа и его проблемы

Сектор Газа, контролируемый ХАМАСом, но в значительной степени затронутый общими израильскими и египетскими ограничениями на доступ и импорт/экспорт, сталкивается с трудными политическими, экономическими и гуманитарными условиями. Палестинские боевики в Газе время от времени вступают в столкновения с израильскими военными, которые патрулируют границы сектора Газа с Израилем, а действия боевиков и ответные меры Израиля иногда подвергают опасности его гражданское население. Эти инциденты иногда перерастают в более масштабный конфликт, как в мае 2021 года. Сообщается, что ХАМАС и Израиль работают через Египет и Катар, чтобы помочь управлять притоком необходимых ресурсов в Газу и предотвращать эскалацию конфликта или управлять им. С 2018 года Египет и ХАМАС (возможно, с подразумеваемого одобрения Израиля) разрешили некоторую коммерческую торговлю через неофициальный контрольно-пропускной пункт Салах-эд-Дин, который проходит в обход официального контроля ПНА и налогов на других контрольно-пропускных пунктах Газы.

Ситуация с безопасностью

В этом году по состоянию на середину марта по меньшей мере 15 израильтян и 87 палестинцев погибли в результате нападений боевиков и/или экстремистов с обеих сторон на гражданское население и/или их имущество или столкновений с участием израильских сил безопасности и палестинских боевиков. В конце февраля палестинские боевики застрелили двух израильских поселенцев, проходивших через деревню Хувара, спровоцировав ответные нападения десятков поселенцев, в результате которых погиб один палестинец и более 300 получили ранения, а также было сожжено около 30 домов и 100 автомобилей в деревне.  На фоне негативного отношения США и международной реакции на ответные атаки, Нетаньяху и несколько других официальных лиц раскритиковали их. Министр финансов Смотрич призвал поселенцев оставить решение проблемы палестинского насилия на усмотрение правительства, а затем призвал правительство «стереть с лица земли» Хувару. Получив резкое осуждение со стороны США и международного сообщества за это заявление, он выразил сожаление и наставивал на том, что оно не должно было воспринято буквально. По крайней мере со второй половины 2022 года усилия Израиля по борьбе с терроризмом были сосредоточены на городах на севере Западного берега, таких как Наблус и Дженин, в связи с усилиями по аресту подозреваемых в терроризме, пресечению незаконной контрабанды и производства оружия и наведению порядка. Израильско-палестинское насилие привлекло повышенное внимание американской политики, поскольку израильские силы и силы ПНА по-разному подходили к боевикам на Западном берегу, что привело к некоторой напряженности. По сообщениям, ПНА искала время и гибкость для решения проблемы террора независимо от израильского диктата в рамках усилий по достижению компромиссов, которые позволили бы избежать крупных вооруженных конфликтов. Сообщается, что некоторые сотрудники ПНА непосредственно нападали на израильские силы или поселенцев, что вызывает вопросы о способности ПНА контролировать действия отдельных лиц. В январе правительство Израиля одобрило меры, которые, по словам премьер-министра Нетаньяху, были направлены на обуздание терроризма, но может еще больше усилить напряженность, включая шаги по сокращению пособий семьям обвиняемых в терроризме, ускорению сноса домов и строительства поселений на Западном берегу, укреплению израильских военных и полицейских подразделений и ускорению выдачи лицензий на оружие израильтянам. Защищая шаги Израиля как «целенаправленные действия против террористов и их ближайшего окружения», Нетаньяху заявил, что он продолжает разрешать 150 000 палестинцам работать в Израиле, сократил количество контрольно-пропускных пунктов безопасности и поощряет инвестиции израильтян и «наших новых партнеров по миру в Персидском заливе» в палестинские районы Западного берега.

После смертоносного январского израильского налета в Дженине ПНА объявила о приостановке координации с Израилем в области безопасности, но ее практический смысл неясен. Ранее ПНА публично приостановила координацию в области безопасности с Израилем на несколько месяцев в 2020 году, когда Израиль рассматривал возможность аннексии районов Западного берега. В начале февраля Глава ПНА Махмуд Аббас сказал директору Центрального разведывательного управления Биллу Бернсу, что обмен разведданными между Израилем и ПНА продолжается и что он полностью возобновит координацию, как только восстановится спокойствие. Бернс позже отметил, что продолжающаяся напряженность имеет «неприятное сходство с некоторыми реалиями» периода израильско-палестинского насилия 2000-2005 годов, известного как Вторая палестинская интифада (или восстание). Израильские наблюдатели между тем утверждают, что руководство ПНА при Аббасе вряд ли способны координировать усилия против израильтян так, как это якобы делали палестинские лидеры во время интифады.  Блинкен в частном порядке призвал Аббаса реализовать план безопасности, представленный Израилю и ПНА неделями ранее координатором США по вопросам безопасности в Израиле и ПНА генерал-лейтенантом Майклом Фенцелем. В плане предположительно излагаются шаги по необходимости восстановить контроль сил безопасности ПНА в Дженине и Наблусе, и включают подготовку специальных сил ПНА. Как сообщается, официальные лица ПНА выразили оговорки по поводу плана, отчасти потому, что он может прямо не призывать Израиль сократить вторжения в города Западного берега или включать другие положения.  В феврале израильское правительство решило продвинуть планы строительства на Западном берегу почти 10 000 дополнительных единиц жилья и начать процесс обратной легализации 9 аванпостов, которые ранее были незаконными по израильскому законодательству, что вызвало заявление о решительном несогласии со стороны США. В течение следующей недели дипломатия при посредничестве США, как сообщается, предотвратила поддержанный палестинцами проект резолюции Совета Безопасности ООН (СБ ООН), осуждающий эту израильскую политику. Вместо этого СБ ООН опубликовал заявление председателя, в котором было выражена глубокая озабоченность решением Израиля, осуждение  «всех односторонних мер, препятствующих миру» и призыв «поддерживать неизменным исторический статус-кво в святых местах Иерусалима на словах и на практике» при условии сохранения  роли Иордании в качестве хранителя святынь. Несколько дней спустя Соединенные Штаты, Израиль, ПНА, Иордания и Египет опубликовали коммюнике, в котором подчеркивалась необходимость  деэскалации напряженности и насилия с призывом к Израилю и ПНА приостановить односторонние меры на несколько месяцев. В марте, в связи с повторением случаев насилия, пять сторон вновь собрались, как и было запланировано, в Шарм-эш-Шейхе, Египет, и вновь подтвердили предыдущие решения. Они также уточнили планы по расширению возможностей сил безопасности ПНА, разработке механизма по пресечению насилия, созданию отдельного механизма для улучшения палестинских экономических условий. ПНА согласилась начать реализацию этого плана обеспечения безопасности, который, по словам одного источника, будет включать «набор и подготовку тысяч палестинских сотрудников службы безопасности для развертывания на севере Западного берега». 20 марта Кнессет принял закон, отменяющий части закона 2005 года, который сделал еврейские поселения в определенных районах северной части Западного берега незаконными. В том году тогдашний премьер-министр Израиля Ариэль Шарон подтвердил в письменном виде тогдашнему президенту Джорджу У. Бушу, что Израиль обязался эвакуировать поселения и аванпосты в этом регионе. Представитель Госдепартамента заявил, что Соединенные Штаты крайне обеспокоены этим законодательством и что оно явно противоречит давним обязательствам Израиля перед Соединенными Штатами, а также обязательствам, которые он взял на себя.

От себя добавим, что согласно опросу, проведенному Палестинским центром политики и социологических исследований, 61%  поддерживают формирование вооруженных групп, таких как дислоцированная в Наблусе «Логово львов», которые не подчиняются приказам ПНА. В то время как 52% заявили, что они обеспокоены тем, что формирование таких групп может привести к вооруженным столкновениям со службами безопасности ПНА, 52% также заявили, что «интерес палестинского народа заключается в развале или роспуске ПНА». Значительное большинство, 70%, заявили, что они считают, что «карательные меры» израильских сил против палестинцев приведут к новым нападениям на израильтян, и 71% респондентов также заявили, что они поддержали расстрел двух израильских поселенцев в Хуваре в прошлом месяце. С начала года на Западном берегу произошло больше израильских рейдов и насилия против палестинцев, чем за тот же период в предыдущие годы. Убийство Абу Хадиджи в городе Избат Шуфа, к юго-востоку от Тулькарма, на прошлой неделе привело к тому, что число палестинцев, убитых израильтянами в этом году, достигло по меньшей мере 87, в том числе 16 детей. По данным Министерства здравоохранения ПНА, это самое кровавое начало года с 2000 года, когда началась Вторая интифада.