- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки западных экспертов нового плана специального представителя ООН Абдулая Батили по урегулированию конфликта в Ливии

Эксперты Ближневосточной программы Атлантического совета США и Европейского совета по международным отношениям представили в марте с. г. свои оценки перспектив мирных инициатив по Ливии под эгидой ООН на фоне того, что специальный представитель ООН Абдулай Батили в прошлом месяце объявил о своем с нетерпением ожидаемом новом плане. Главная проблема этого плана, по оценке западных экспертов, заключается в том, что он выглядит похожим на предыдущий план ООН, который печально провалился в 2021 году. В то время как ООН считает повторение этого плана в более сложных условиях разумной идеей, основная масса наблюдателей настроены более пессимистично. В конце концов, если план провалится, Ливия вновь впадет в состояние, которое недавно способствовало миграционному кризису в Италии, дестабилизации Сахеля, эскалации в Восточном Средиземноморье, и многому другому. План Батили по проведению выборов в Ливии в этом году разрабатывался более шести месяцев. Несмотря на то, что Ливия балансировала на грани кризиса и возобновления конфликта, сенегальский ученый и дипломат Абдулай Батили после назначения на свой пост был непреклонен в своей методичности. У него были веские причины быть осторожным, учитывая, что многие считают, что это последний шанс Ливии организовать выборы. Новый специальный представитель ООН провел месяцы в «режиме прослушивания». Он посетил различные политические органы власти Ливии, полевых командиров,  форумы предварительно утвержденных организаций гражданского общества и стран, участвующих в Ливии, чтобы услышать их предложения. Затем он объявил о своем плане Совету Безопасности ООН 27 февраля. Батили хорошо диагностировал основные проблемы сложного конфликта в Ливии. Он признал разочарование ливийцев своим непримиримым политическим классом, двуличие этого класса и тот факт, что для успеха выборов требуется чувство доверия, инклюзивности и безопасности. Но его конечное решение этих проблем — создание руководящей группы высокого уровня для руководства страной в отношении выборов — кажется несоответствующим его же диагнозу. Эта панель объединяет широкий спектр ливийских персонажей, от гражданского общества до коррумпированных политиков, защитников прав женщин и военных преступников. Перед этой эклектичной группой стоит задача сделать все, от решения юридических вопросов, связанных с выборами, до разработки подробной дорожной карты и положений о безопасности для голосования и даже воссоединения Ливии — и все это до конца текущего года. Таким образом, несмотря на констатацию того, что политический класс Ливии потерял свою легитимность и привел к распаду страны, ООН снова доверяет ему проведение выборов. Руководящая комиссия Батили по выборам копирует предыдущий Ливийский форум политического диалога ООН (LPDF), не извлекая при этом никаких  уроков. Вместо этого он усиливает динамику, которая привела к его провалу. Этот большой, разнообразный орган быстро станет громоздким, в то время как длинный и плохо определенный список его участников приведет к его стагнации. Между тем, нет никаких гарантий, чтобы помешать могущественным игрокам внутри самой Ливии исказить процесс и его результаты, как это произошло с LPDF. Хуже того, верховная власть этого органа и широкий перечень полномочий означают, что у участников нет стимула фактически проводить выборы и отказываться от своих новых полномочий, что является   общей проблемой в Ливии. Наконец, несмотря на их представительство в нем, существующие власти Ливии будут оппортунистически оспаривать полномочия этого органа, как по исполнительским причинам, чтобы испортить процесс, так и потому, что их полномочия будут размыты этой новой структурой. Батили, позиционируя себя в качестве единственного легитимирующего органа для оценки результатов работы группы, только усилит эту динамику. Наиболее вероятный исход реализации плана Батили — это просто еще одно бюрократическое дополнение к и без того сложной системе политических институтов Ливии с сомнительной легитимностью и совершенно новая платформа для исторических спойлеров мирного процесса. Стремление ООН к попыткам сделать одно и то же и ожидать разных результатов не ограничивается только Ливией. Столп системы безопасности ООН в Ливии, получивший название Совместной военной комиссии (JMC), вдохновлен йеменской структурой, созданной в 2011 году при поддержке стран Персидского залива. Там идея неуклюже выбирать офицеров из двух военных группировок для осуществления совместных проектов и поддержки восстановления Йемена в конечном итоге потерпела крах, поскольку орган стал неактуальным. Несмотря на то, что ливийский JMC имеет все основания повторить печальный путь йеменского аналога, Батили расширяет свои полномочия по обеспечению выборов и даже политизирует их, вовлекаясь в работу избирательной комиссии. Намерение кажется замечательным, но реализация опасно контрпродуктивна. Учитывая слабость JMC, расширение его полномочий приведет только к тому, что внутриливийские силы, которые ранее игнорировали его, теперь начнут более активно его дискредитировать. Более того, гражданское общество будет лимитировано  форматом диалога с военными. Наконец, милитаризация политического курса подрывает принцип военного подчинения гражданскому руководству, идею, которую ООН должна продвигать. План Батили вообще характерен для системы ООН, которая уполномочивает бюрократов процедурно вырабатывать решения за закрытыми дверями для проблем, с которыми они незнакомы. К сожалению, сейчас это также единственный способ сохранить доверие к выборам в глазах  ливийцев и защитить демократический переход Ливии от ее продажной элиты и их внешних покровителей. При этом, хотя это явно плохой план, Соединенные Штаты и другие их союзники должны работать с ним. Поступить иначе означало бы вызвать новые кризисы, которые заинтересованные внешние и внутренние стороны конфликта могли бы использовать для продолжения своей конкуренции с нулевой суммой за влияние в ливийском государстве. Если эта дорожная карта провалится, Ливия вновь погрузится в соперничество за свою нефть и казну, что легко может спровоцировать новую интернациональную войну. Итак, те, кто заинтересован в стабильности Ливии или поддержке региональной демократии, должны извлечь максимум пользы из этой неоправданно плохой ситуации. Это означает только дальнейшие лоббирование с целью добавления опыта в миссию ООН, устранения недостатков плана путем его реализации и создания международного фронта для принуждения нарушителей к соблюдению.