- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О возможности создания силового блока Организации тюркских государств

Для решения вопроса возможности создания силового блока, составленного из сил и средств государств, население которых причисляет себя к тюркам, требуется обозначить ключевые факторы.

Первый, какие государства входят в Организацию тюркских государств сейчас, и могут войти в перспективе. К настоящему моменту времени в Организацию тюркских государств (ОТГ) входят: Турция, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия. В качестве наблюдателей состоят Туркмения, Венгрия и непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра. Из обозначенных государств Узбекистан и Азербайджан являются внеблоковыми, то есть не входят в силовые блоки (НАТО, ОДКБ).

Второй ключевой фактор относится к обоснованию необходимости создания возможного силового блока. Землетрясение в Турции, вооруженные конфликты на границе с Афганистаном, вооружённое противоборство стран Запада и России на территории Украины, конфликты на религиозной почве, которые могут перерасти в войну, безусловно являются объективной реальностью. Ликвидации последствий перечисленного, или, по крайней мере, минимизации ущерба, для одной страны может стать неподъемной ношей, и ей будет необходима помощь. В необходимом объеме её может предоставить не каждое государство, или оно не всегда желает этого, что наглядно показывает перечень помощи и стран, оказавших содействие Турции после землетрясения. На данный момент сама Турция не способна помочь кому бы то ни было, не справившись с последствиями природного катаклизма. Выход один – создание альянса (блока) государств, который сможет оперативно решать возникающие проблемы. Реализация такого варианта развития событий видится в документах чрезвычайного саммита ОТГ, прошедшего 16.03.2023 г. в Анкаре. По итогам саммита решено создать структуру для реагирования на чрезвычайные ситуации, в числе которых «преступления против священных ценностей мусульман»[i] [1]. На религиозные конфликты необходимо обратить особое внимание. К моменту написания настоящей статьи в сети появились ролики, где военными в форме Вооруженных сил Украины оскверняется Коран, а наёмниками из Польши сжигалось католическое Евангелие. Осквернение священных книг верующих способно спровоцировать религиозную войну, распространяющуюся на очень широкую географию. На этой почве может произойти консолидация стран, входящих в ОТГ, население которых, в большинстве, исповедует ислам. Консолидация вероятна не только в формировании общей позиции по неприятию действий, направленных на осквернение исламских святынь, но и через создание силовых структур, могущих разрешить возникающие проблемы оружием. Учитывая, что ни в одном из документов ОТГ не раскрывается понятие «чрезвычайные ситуации», для решения которых создаётся совместная структура, в эту категорию могут входить и вооруженные конфликты. Разговоры о создании подобной структуры, называющейся «Армией Турана», «Центральноазиатским ОДКБ» идут достаточно давно. Более десятка лет это говорит действующий президент Турции Р.Т.Эрдоган. Схожие идеи высказывались рядом видных турецких деятелей (отставной турецкий генерал и бывший атташе Турции в Азербайджане Юджель Карауз в интервью радиостанции «Голос Турции», вице-президент Кавказского центра международных отношений и стратегических исследований (QAFSAM) Назим Каферсой).

Тенденция к созданию общего силового инструмента находит подтверждение в ряде событий:

— после проведения 17 ноября 2022 года в Самарканде саммита глав ОТГ в турецком городе Испарта состоялись совместные военные учения[ii] [2];

— 19 октября 2022 г. министр обороны Узбекистана Б.Курбанов посетил Азербайджан;

— 17 января 2023 г. азербайджанская военная делегация прибыла в Узбекистан;

— 15 марта 2023 г. Встреча в рамках программы двустороннего военного сотрудничества между военнослужащими Азербайджана и Казахстана.

 

В перечисленных событиях нет Турции, зато фигурирует Азербайджан. С высокой степенью вероятности это вызвано тем, что Анкара старается оградить себя от возможных негативных последствий, вызванных попытками создания силового блока с собой в качестве инициатора и руководителя. Как вариант разрешения ситуации, обозначенные вопросы продвигает Азербайджан, как ближайший партнёр Турции. В этом направлении с Баку соперничают Астана и Ташкент, стараясь позиционировать себя в качестве лидера совместных проектов. По нашему мнению, в аспекте рассматриваемого вопроса Баку не является самостоятельной единицей, относясь к «проводнику» политики Турции. Такая позиция зиждется на следующих аргументах:

— Казахстан и Узбекистан вряд ли признают Азербайджан как главу проекта «Туран», так как обе республики неоднократно старались «перехватить инициативу»;

— через Турцию можно работать с Западом, через Азербайджан в гораздо меньшей степени;

— позиционирование Азербайджаном себя как лидера, неизбежно приведёт к конфликту с Турцией, считающей себя главной страной тюркского мира.

Отдельной темой, заслуживающей внимания, является то, против каких стран (блоков, союзов) предполагается создание силового альянса тюркских государств.

Государствами, обладающими крупными вооруженными силами и граничащими со странами ОТГ являются: Китай, Россия, Иран.

Иран является грозным противником, обладающим солидной по численностью армией. Хотя иранцы, в большинстве, не тюрки, страна относится к исламскому миру. Воевать с Ираном концептуально означает войну мусульман против мусульман, что будет противоречить самой концепции «Единого Турана». Из стран-членов ОТГ конфликты с Ираном имеются у Турции и Азербайджана. Китай обладает самой крупной армией, но конфликтов ни с одной из стран ОТГ у него нет. Тем более, что Китай обладает громадным влиянием на экономику всех стран возможного блока в силу продвижения различных проектов, в том числе «Один пояс, один путь», поставок продукции по широкому спектру. Воевать против него, значит обречь собственную экономику на крах. Методом исключения потенциальным противником остаётся Российская Федерация. Подобная позиция противопоставления стран проекта «Туран» России поддерживается США и Великобританией. Это утверждение было подтверждено госсекретарём США Энтони Блинкеном в конце февраля, который посетил Казахстан и Узбекистан. Блинкин пообещал финансовую и иную поддержку республикам взамен прекращения отношений с Россией. Азербайджанский канал Haqqin считает, что таким образом
США «прощупывает почву» для обеспечения американского присутствия[iii] [3].

Исходя из всего сказанного считаем возможность создания военного союза тюркских стран вероятной в ближнесрочной перспективе. Предшествовать военному союзу будет форма сотрудничества сил и средств по ликвидации стихийных бедствий.

[i] [4] https://www.trend.az/azerbaijan/politics/3724133.html [5]

[ii] [6] https://www.turan.az/ext/news/2022/11/free/politics_news/ru/11694.htm [7]

[iii] [8] https://haqqin.az/news/278011 [9]