Технический директор турецкой компании Baykar Makina ныне широко известный Сельджук Байрактар 27 марта 2023 года представил фотографии полностью завершенного первого летного опытного образца нового разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Bayraktar TB3. Напомним, что новый аппарат является развитием уже знаменитого благодаря военным конфликтам современности БПЛА Bayraktar TB2, но предназначен в первую очередь для палубного базирования на новом турецком универсальном десантном корабле L 400 Anadolu. Де-факто речь идет о легком авианосце с водоизмещением 25 тысяч тонн и полетной палубой длиной в 209 метров.
Сообщается, что первый полет прототипа БПЛА Bayraktar TB3 запланирован на «ближайшие дни», а его публичная презентация состоится на авиационно-промышленном шоу TEKNOFEST 2023, которое пройдет в Стамбульском аэропорту имени Ататюрка с 27 апреля по 1 мая 2023 года.
Bayraktar TB3 разрабатывался с 2021 года и представляет собой по сути несколько увеличенную версию БПЛА Bayraktar TB2 и оснащен элементами, необходимыми для корабельного базирования, включая складное крыло и тормозной гак. Взлетный вес и вес полезной нагрузки Bayraktar ТВ3 примерно вдвое больше, чем у Bayraktar ТВ2. Предполагается, что Bayraktar TB3 будет нести более широкий спектр оборудования и вооружения, чем Bayraktar ТВ2.
Турецкий УДК Anadolu сейчас находится на завершающем этапе испытаний. Ввиду исключения в апреле 2021 года американцами Турции из программы самолета Lockheed Martin F-35, о планировавшемся изначально оснащении Anadolu самолетами F-35B речи уже не идет, и с 2020 года заявляется о планах обеспечить базирование на корабле БПЛА турецкого производства, в первую очередь производства группы Baykar – поршневого Bayraktar TB3 и реактивного Bayraktar Kizilelma (MIUS). При этом для обеспечения горизонтального взлета и посадки этих БПЛА с палубы корабля, Anadolu предполагается в дальнейшем оснастить специальными разгонными и тормозными устройствами.
Представляется, что в ходе разработки нового типа БПЛА получили развитие и НИОКР в области турецкой палубной авиации. В новом проморолике Управления оборонной промышленности (SSB) Турецкой Республики, посвященном целям и задачам турецкой оборонной промышленности, продемонстрирован первый турецкий УДК L-400 Anadolu с 36 разведывательно-ударными беспилотными летательными аппаратами палубного базирования Bayraktar TB3 на палубе. Содержание ролика позволяет сделать вывод о стремлении командования ВМС Турции разместить на УДК три эскадрильи БПЛА для решения задач разведки и нанесения ракетно-бомбовых ударов о противнику. В части касающейся дальнейшего развития палубной авиации для турецкого УДК компания Baykar Makina также провела презентацию прототипа нового ударного БПЛА Kızılelma, полеты которого запланированы на 2023 год. Дрон сможет взлетать и приземляться на десантный корабль Турции Anadolu в автоматическом режиме. В ноябре 2021 года Baykar Makina заказала у украинского предприятия «Ивченко-Прогресс» реактивные двигатели АИ-322Ф и АИ-25ТЛТ для Kızılelma. Заявленные технические характеристики: максимальная скорость — 800 км/ч, грузоподъемность – 1500 кг.
Как известно, за последние годы турецкая оборонная промышленность добилась впечатляющих успехов в развитии, свидетельством чего стали достаточно эффектные действия ударных БПЛА турецкого производства в Ливии, Сирии и Нагорном Карабахе. Турецкое политическое и военное руководство ставит амбициозные задачи перед предприятиями национального оборонно-промышленного комплекса по достижению импортозамещения и самообеспечения всеми видами вооружения и боевой техники, а также наращиванию оборонного экспорта из страны (что особенно хорошо видно на примере БПЛА).
Тем не менее турецкий ОПК по-прежнему остается в критической зависимости от импорта комплектующих, узлов и оборудования, от иностранных технологий. Многие сложные системы создаются при прямом участии/партнерстве с зарубежными разработчиками и зависят от иностранных компетенций либо на 100%, либо в наиболее критически важных узлах. Наиболее ярко этот системный недостаток турецкого ОПК сказывается в двигателестроении, подтверждая общую слаборазвитость в Турции традиционного машиностроения. Никакие успехи в системной интеграции, электронике и создании ряда других новых отраслей промышленности не могут компенсировать отсутствие двигателестроения, требующего национальной школы разработок и производства, а также хорошо оборудованных предприятий.
Для Турции положение обостряется затруднением доступа к западным двигателям военного назначения, лицензиям и технологиям военного двигателестроения. Причиной тому является обострение отношений с западными странами, подвергнувшими Турцию формальным и неформальным эмбарго. В результате турецкие оборонно-промышленные программы последних лет упираются в отсутствие доступа к двигателям, что и замедлило выход нового БПЛА в свет.
Таким образом, в 2023 году, по планам турецких промышленников, произойдет первый полет БПЛА Bayraktar TB3, который в перспективе может быть вооружен высокоточными боеприпасами семейства MAM, ракетами L-UMTAS и CIRIT, а также различными управляемыми бомбами.
Сравнительные характеристики турецких разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB3 и Bayraktar TB2
Характеристика | Bayraktar TB3 | Bayraktar TB2 |
Длина | 8,35 м | 6,5 м |
Высота | 2,6 м | 2,2 м |
Размах крыла | 14 м | 12 м |
Максимальный взлетный вес | 1450 кг | 700 кг |
Грузоподъемность | 280 кг | 150 кг |
Максимальная скорость | 160 узлов | 120 узлов |
Крейсерская скорость | 125 узлов | 70 узлов |