- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О презентации нового турецкого БПЛА Bayraktar TB3

Технический директор турецкой компании Baykar Makina ныне широко известный Сельджук Байрактар 27 марта 2023 года представил фотографии полностью завершенного первого летного опытного образца нового разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Bayraktar TB3. Напомним, что новый аппарат является развитием уже знаменитого благодаря военным конфликтам современности БПЛА Bayraktar TB2, но предназначен в первую очередь для палубного базирования на новом турецком универсальном десантном корабле L 400 Anadolu. Де-факто речь идет о легком авианосце с водоизмещением 25 тысяч тонн и полетной палубой длиной в 209 метров.

Сообщается, что первый полет прототипа БПЛА Bayraktar TB3 запланирован на «ближайшие дни», а его публичная презентация состоится на авиационно-промышленном шоу TEKNOFEST 2023, которое пройдет в Стамбульском аэропорту имени Ататюрка с 27 апреля по 1 мая 2023 года.

Bayraktar TB3 разрабатывался с 2021 года и представляет собой по сути несколько увеличенную версию БПЛА Bayraktar TB2 и оснащен элементами, необходимыми для корабельного базирования, включая складное крыло и тормозной гак. Взлетный вес и вес полезной нагрузки Bayraktar ТВ3 примерно вдвое больше, чем у Bayraktar ТВ2. Предполагается, что Bayraktar TB3 будет нести более широкий спектр оборудования и вооружения, чем Bayraktar ТВ2.

Турецкий УДК Anadolu сейчас находится на завершающем этапе испытаний. Ввиду  исключения в апреле 2021 года американцами Турции из программы самолета Lockheed Martin F-35, о планировавшемся изначально оснащении Anadolu самолетами F-35B речи уже не идет, и с 2020 года заявляется о планах обеспечить базирование на корабле БПЛА турецкого производства, в первую очередь производства группы Baykar – поршневого Bayraktar TB3 и реактивного Bayraktar Kizilelma (MIUS). При этом для обеспечения горизонтального взлета и посадки этих БПЛА с палубы корабля, Anadolu предполагается в дальнейшем оснастить специальными разгонными и тормозными устройствами.

Представляется, что в ходе разработки нового типа БПЛА получили развитие и НИОКР в области турецкой палубной авиации. В новом проморолике Управления оборонной промышленности (SSB) Турецкой Республики, посвященном целям и задачам турецкой оборонной промышленности, продемонстрирован первый турецкий УДК L-400 Anadolu с 36 разведывательно-ударными беспилотными летательными аппаратами палубного базирования Bayraktar TB3 на палубе. Содержание ролика позволяет сделать вывод о стремлении командования ВМС Турции разместить на УДК три эскадрильи БПЛА для решения задач разведки и нанесения ракетно-бомбовых ударов о противнику. В части касающейся дальнейшего развития палубной авиации для турецкого УДК компания Baykar Makina также провела презентацию прототипа нового ударного БПЛА Kızılelma, полеты которого запланированы на 2023 год. Дрон сможет взлетать и приземляться на десантный корабль Турции Anadolu в автоматическом режиме. В ноябре 2021 года Baykar Makina заказала у украинского предприятия «Ивченко-Прогресс» реактивные двигатели АИ-322Ф и АИ-25ТЛТ для Kızılelma. Заявленные технические характеристики: максимальная скорость — 800 км/ч, грузоподъемность – 1500 кг.

Как известно, за последние годы турецкая оборонная промышленность добилась впечатляющих успехов в развитии, свидетельством чего стали достаточно эффектные действия ударных БПЛА турецкого производства в Ливии, Сирии и Нагорном Карабахе. Турецкое политическое и военное руководство ставит амбициозные задачи перед предприятиями национального оборонно-промышленного комплекса по достижению импортозамещения и самообеспечения всеми видами вооружения и боевой техники, а также наращиванию оборонного экспорта из страны (что особенно хорошо видно на примере БПЛА).

Тем не менее турецкий ОПК по-прежнему остается в критической зависимости от импорта комплектующих, узлов и оборудования, от иностранных технологий. Многие сложные системы создаются при прямом участии/партнерстве с зарубежными разработчиками и зависят от иностранных компетенций либо на 100%, либо в наиболее критически важных узлах. Наиболее ярко этот системный недостаток турецкого ОПК сказывается в двигателестроении, подтверждая общую слаборазвитость в Турции традиционного машиностроения. Никакие успехи в системной интеграции, электронике и создании ряда других новых отраслей промышленности не могут компенсировать отсутствие двигателестроения, требующего национальной школы разработок и производства, а также хорошо оборудованных предприятий.

Для Турции положение обостряется затруднением доступа к западным двигателям военного назначения, лицензиям и технологиям военного двигателестроения. Причиной тому является обострение отношений с западными странами, подвергнувшими Турцию формальным и неформальным эмбарго. В результате турецкие оборонно-промышленные программы последних лет упираются в отсутствие доступа к двигателям, что и замедлило выход нового БПЛА в свет.

Таким образом, в 2023 году, по планам турецких промышленников, произойдет первый полет БПЛА Bayraktar TB3, который в перспективе может быть вооружен  высокоточными боеприпасами семейства MAM, ракетами L-UMTAS и CIRIT, а также различными управляемыми бомбами.

Сравнительные характеристики турецких разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB3 и Bayraktar TB2

ХарактеристикаBayraktar TB3Bayraktar TB2
Длина8,35 м6,5 м
Высота2,6 м2,2 м
Размах крыла14 м12 м
Максимальный взлетный вес1450 кг700 кг
Грузоподъемность280 кг150 кг
Максимальная скорость160 узлов120 узлов
Крейсерская скорость125 узлов70 узлов