- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об отношениях Азербайджана с Ираном и  с Израилем

Как указывают азербайджанские аналитики,  напряженные отношения Азербайджана с Ираном пока не имеют перспектив разрядки. В начале марта Баку направил Тегерану две ноты протеста. 11 марта министерства иностранных дел и обороны Азербайджана заявили в совместном заявлении, что военный самолет, принадлежащий Ирану, совершил беспосадочный полет вдоль большей части азербайджано-иранской государственной границы со стороны Зангиланского района в Билясуварский район и обратно. Маршрут включал несколько районов, которые Азербайджан отвоевал у армянских войск в ходе Второй карабахской войны 2020 года. «Вопреки принятой на международном уровне практике заблаговременного предупреждения соседней страны о приближении военных самолетов к государственной границе, такая близость военного самолета Исламской Республики Иран к государственной границе между двумя странами и пролет над пограничной линией угрожает безопасности гражданской авиации и еще больше ухудшает двусторонние отношения. Полет военного самолета в течение более получаса вблизи освобожденных территорий Азербайджана является провокацией и недружественным поведением по отношению к Азербайджану», — говорится в заявлении МИД на английском языке. Добавлено, что посол ИРИ в Азербайджане Сейед Аббас Мусави был вызван в Министерство иностранных дел и ему была вручена нота протеста. Иран публично отреагировал два дня спустя, когда представитель министерства иностранных дел Насер Канани заявил, что полет был обычным и проходил на территории Ирана. Публично протестуя против полета и вызвав посла, Баку «действовал не по доброй воле» и «выходит за рамки нормальных отношений между странами, особенно соседними», сказал он. Ранее, 9 марта, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Азербайджана Айхан Гаджизаде сообщил местным СМИ, что Азербайджан направил ноту Ирану и ожидает ответов относительно местонахождения гражданина Азербайджана, который пропал в Иране. 26-летний Фарид Сафарли находился в Иране с 20 февраля и должен был вылететь в Германию 4 марта, но с тех пор о нем не было никаких известий, сказал Гаджизаде. Министерство иностранных дел Азербайджана посоветовало гражданам «не ездить в Иран без необходимости, а тем, кто все-таки едет, проявлять повышенную осторожность» 27 января, после  нападения вооруженного человека на посольство страны в Тегеране.  После нападения на посольство, в результате которого был убит начальник службы безопасности и ранены два офицера, Азербайджан эвакуировал своих сотрудников посольства, фактически свернув дипломатические отношения. 17 февраля президент Азербайджана Ильхам Алиев прямо обвинил «некоторые ветви иранского истеблишмента» в нападении и заявил журналистам, что отношения между двумя странами могут быть нормализованы только после того, как виновные будут привлечены к ответственности. Нападение на посольство стало самым драматичным инцидентом в ухудшении отношений между Баку и Тегераном, которое продолжалось годами. Азербайджан давно обвиняет Иран в поддержке Армении в длящемся десятилетиями конфликте вокруг Карабаха – особенно после войны 2020 года, когда Азербайджан установил контроль над всей своей границей с Ираном. С тех пор Азербайджан регулярно обвиняет Иран в отправке оружия армянам в Карабахе, и две страны неоднократно проводили военные учения вдоль их общей границы. Другим, связанным с этим, фактором напряженности являются теплые связи Азербайджана с главным соперником Ирана Израилем. Активное военное сотрудничество Азербайджана с Израилем, масштабы которого были описаны в недавней статье в газете Haaretz, сыграло важную роль в победе Баку в войне 2020 года. Тегеран обеспокоен тем, что Израиль использует Азербайджан в качестве базы для сбора разведданных об Иране и рассматривает его как плацдарм для возможных будущих нападений. Расследование Haaretz, основанное на общедоступных авиационных данных, показывает, что за последние семь лет 92 грузовых рейса азербайджанской авиакомпании Silk Way Airlines приземлились на авиабазе Овда, единственном аэродроме в Израиле, через который в страну могут доставлять взрывчатые вещества. и из страны. Последний такой рейс состоялся 22 марта с. г. Азербайджанский грузовой самолет приземлился в прошлый четверг на израильской военно-воздушной базе Увда к северу от Эйлата. После двух часов на земле, старый Ил-76 поднялся в воздух, пролетел над центральной частью Израиля, продолжил полет на север над Турцией, а затем на восток – возвращаясь на место базирования в Баку.  За день до этого спорного приграничного полета, 10 марта, президент Азербайджана Алиев провел встречу с министром разведки Израиля Гилой Гамлиэль в Баку. Между тем, Азербайджан продолжает задерживать предполагаемых агентов дестабилизации, поддерживаемых Ираном. 13 марта проправительственное информационное агентство APA сообщило, что 32 человека, «которые совершали акты саботажа и разрушения под видом религии, были идентифицированы и задержаны», хотя эта новость еще не подтверждена правоохранительными органами. «Следователи установили, что они организовали продажу наркотиков, целенаправленно отправляемых из Исламской Республики Иран, и использовали полученную огромную сумму денег для пропаганды религиозного радикализма в Азербайджане и финансирования другой подрывной деятельности», — говорится в отчете. Сразу отметим, что заявления о «целенаправленном направлении наркотиков» государством Иран вызывает большие вопросы.

Отметим, что Silk Way является одной из крупнейших грузовых авиакомпаний в Азии, и, согласно официальным документам, она служит субподрядчиком для различных министерств обороны по всему миру. Компания выполняет три еженедельных рейса между Баку и международным аэропортом Бен-Гурион на грузовых самолетах Boeing 747, и в прошлом году она была третьим по величине иностранным грузовым перевозчиком по объему перевозок в Бен-Гурионе. Но впервые представленные здесь цифры показывают, что с 2016 года самолеты Ил-76 компании приземлились по меньшей мере 92 раза в аэропорту Увда, необычном месте назначения для гражданских грузовых самолетов. Silk Way — одна из очень немногих авиакомпаний, которая приземляется в Увде; за прошедшие годы только несколько восточноевропейских авиакомпаний, перевозивших взрывчатку, приземлялись и вылетали оттуда. Silk Way был даже в центре расследования в чешских СМИ в 2018 году, в котором говорилось, что оружие, запрещенное к продаже Азербайджану, было доставлено туда, несмотря на эмбарго на поставки оружия, в рамках круговой сделки через Израиль. Авиационный закон Израиля запрещает обычную перевозку взрывчатых веществ из аэропорта Бен-Гурион, поскольку он расположен в центре густонаселенного района, сообщили источники в авиационной отрасли. Единственный аэропорт, из которого разрешено импортировать и экспортировать взрывчатые вещества, — это база ВВС Израиля в Увде, сообщили источники. В октябре 2013 года глава Управления гражданской авиации Израиля Гиора Ромм подписал исключение, разрешающее самолетам Silk Way перевозить грузы взрывчатых веществ – «классифицированных как опасные материалы, запрещенные к полетам» – из Увды на военный аэродром на окраине Баку. Это исключение, которое было размещено в то время на веб-сайте Управления гражданской авиации, требует строгих условий безопасности и включает список азербайджанских самолетов, которым разрешено перевозить взрывчатые вещества из Увды в Азербайджан. Эти самолеты Silk Way (и другие) приземлялись в Увде почти 100 раз с момента выдачи разрешения. Данные свидетельствуют об увеличении числа рейсов в Баку, особенно в середине 2016 года, в конце 2020 года и в конце 2021 года, что совпадает с периодами боевых действий в Нагорном Карабахе. Азербайджан и Армения много раз вели войну за этот спорный регион между ними с начала 20–го века — и тем более с тех пор, как обе страны получили независимость после распада Советского Союза. Некоторые из этих рейсов приземлились в Увде с официальными позывными Министерства обороны Азербайджана. В 2016 году Silk Way было предоставлено еще одно исключение и разрешено продолжать приземляться здесь – даже несмотря на то, что его самолеты не соответствовали израильским стандартам авиационного шума — только для того, чтобы они могли продолжать летать в Увду. Многочисленные официальные отчеты, заявления и видеозаписи из Азербайджана показывают, что Израиль экспортировал в страну очень широкий спектр вооружений – от штурмовых винтовок Tavor до самых сложных систем, таких как радар, противовоздушная оборона, противотанковые ракеты, баллистические ракеты, корабли и широкий спектр беспилотных летательных аппаратов, как для разведки, так и для нападения. Израильские компании также поставляли передовые шпионские технологии, такие как системы мониторинга связи от Verint и Шпионское ПО Pegasus от NSO Group – инструменты, которые использовались против журналистов, ЛГБТ-сообщества и правозащитников в Азербайджане. Израильское оружие сыграло важную роль, когда боевые действия против Армении возобновились в ходе четырехдневной войны между двумя странами в апреле 2016 года, и особенно во время Второй Нагорно-карабахской войны в 2020 году, а также в сражениях в течение 2022 года. «Умелое использование Вооруженными силами Азербайджана высоких технологий и высокоточного оружия, в том числе произведенного в Израиле, в частности беспилотных летательных аппаратов, сыграло важную роль в достижении военной победы. Я уверен, что наши двусторонние связи будут еще более укреплены и углублены в различных областях после Отечественной войны», — заявил министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов в интервью газете Israel Hayom в апреле 2021 года. Стокгольмский международный институт мира заявляет, что оборонный экспорт Израиля в Азербайджан начался в 2005 году с продажи израильской военной промышленностью систем залпового огня Lynx (IMI Systems), дальность действия которых составляет 150 километров (92 мили). IMI, которая была приобретена Elbit Systems в 2018 году, также поставляла легкие артиллерийские ракеты LAR-160 с дальностью стрельбы 45 километров, которые, согласно отчету Human Rights Watch, использовались Азербайджаном для обстрела жилых районов в Нагорном Карабахе запрещенными кассетными боеприпасами. В 2007 году Азербайджан подписал контракт на покупку четырех беспилотных летательных аппаратов для сбора разведданных у Aeronautics Defense Systems. Это была первая сделка из многих. В 2008 году она приобрела 10 беспилотных летательных аппаратов Hermes 450 от Elbit Systems и 100 противотанковых ракет Spike производства Rafael Advanced Defense Systems, а в 2010 году она купила еще 10 беспилотных летательных аппаратов для сбора разведданных. Soltam Systems, принадлежащая компании Elbit, продала ей самоходные орудия ATMOS и 120-миллиметровые минометы Cardom, а в 2017 году арсенал Азербайджана пополнился более совершенными минометами Hanit. Согласно утечке Telegram в Wikileaks, в 2008 году также была подписана сделка о продаже передового коммуникационного оборудования от Tadiran. Израиль и Азербайджан подняли свои отношения на новый уровень в 2011 году благодаря крупной сделке на 1,6 млрд долларов, которая включала батарею ракет Barak для перехвата самолетов и ракет, а также беспилотники Searcher и Heron от Israel Aerospace Industries (IAI). Сообщалось, что ближе к концу Второй войны в Нагорном Карабахе в 2020 году батарея Barak сбила баллистическую ракету «Искандер», запущенную Арменией. Aeronautics Defense Systems также начала сотрудничать с местной оружейной промышленностью в Азербайджане, где были произведены некоторые из 100 беспилотных летательных аппаратов Orbiter kamikaze  – беспилотники, которые министр обороны Азербайджана назвал «кошмаром для армянской армии».  Проект по модернизации танков азербайджанской армии начался в начале 2010-х годов. Elbit Systems модернизировала и оснастила старые советские модели Т-72 новым защитным снаряжением для повышения живучести танков и их экипажей, а также системами быстрого и точного обнаружения целей и управления огнем. Модернизированные танки, известные как Aslan (Лев), участвовали в военном параде 2013 года. Военно-морской флот Азербайджана был усилен в 2013 году шестью патрульными кораблями на базе ракетных катеров класса 4,5 «Саар» ВМС Израиля, произведенных на израильских верфях и оснащенных морской версией ракет «Спайк», а также 6 патрульными катерами «Шальдаг» MK V с пушечными установками «Тайфун» и ракетными комплексами «Спайк».  ВМФ Азербайджана также закупил 100 противотанковых управляемых ракет «Лахат». В 2014 году Азербайджан заказал у IAI первые 100 беспилотников-камикадзе Harop, которые стали важным инструментом в последующих раундах боевых действий. В том же году Азербайджан также приобрел две усовершенствованные радиолокационные системы для воздушного предупреждения и обороны у дочерней компании IAI Elta

В связи со сказанным отметим и еще один момент этих регулярных рейсов  Silk Way из Увды в Баку. Как указывают французские источники, часть военного снаряжения (прежде всего снаряды и ракеты) следовало через Баку транзитом в Судан, где их забирали украинские грузовые авиаборты. И таким же транзитом, по тем же данным, шло и оружие из Казахстана. Также через африканский транзит (на этот  раз уже через базы французов в зоне ЭКОВАС) шло на Украину и французское оружие из стран, в которые оно ранее было поставлено. Среди таких стран называются КСА, ОАЭ, Южная Корея, Индия, которые передали французам ранее поставленные им французские ракеты Crotale, Mistral и Milan для использования против России. То есть, имеет место схема обратного выкупа или сильно льготных условий по поставкам этим странам более современных аналогов. Сложная «африканская» логистическая цепочка в данном случае является «дымовой завесой» для тех стран, которые не хотели бы дополнительных негативных последствий для себя в рамках своих отношений с Москвой.