- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об экстренных мерах властей Алжира, введенных для недопущения роста цен

Алжирские власти пытаются бороться против роста цен на продовольствие экстренными мерами – усилением борьбы со спекуляцией и созданием специальной торговой распределительной сети. Однако это способно в будущем лишь усугубить ситуацию.

Столкнувшись с серьезным ростом стоимости товаров, особенно продовольственных, алжирские власти предпринимают экстренные меры для его сдерживания.

Об одной из них заявил министр торговли АНДР Тайеб Зитуни, указав, что его ведомство «работает над пересмотром сетей распределения основных потребительских товаров с целью улучшения снабжения рынков».

Выступая на алжирских радиостанциях, он подчеркнул, что имеющихся «запасов потребительских товаров достаточно для покрытия потребностей рынка и дело не в их нехватке. Проблема с распределительными сетями, которые необходимо организовывать и развивать».

Как указал Тайеб Зитуни, с этой целью его министерство занялось «пересмотром карты распределения многих основных товаров широкого потребления с учетом потребностей и особенностей каждого региона, чтобы избежать каких-либо сбоев в распределении».

В свою очередь, президент Национальной ассоциации алжирских торговцев и ремесленников (ANCA) Эль Хадж Тахар Буленуар выразил радость, что назначенный несколькими днями ранее на свою должность министр торговли решил взять в свои руки решение вопроса о распределительной сети.

Буленуар заявл: «В настоящее время в стране существует 1800 рынков всех типов (оптовый, розничный, крытый, закрытый). Эта цифра незначительна с учетом наших потребностей и демографии, и даже количества муниципалитетов (1541). По нашим оценкам, текущий дефицит составляет от 600 до 700 рынков».

Важно заметить, что в последние годы алжирские власти выделяли средства на строительство оптовых и местных рынков. Однако эта программа была реализована лишь частично и до сих пор часть из запланированных проектов так и остались на бумаге.

В частности, так и не воплотился в жизнь план по переводу в Харубу (вилайя Бумердес) торговцев с оптового рынка агропродовольственных товаров в Земмаре (Брод-де-Константин, вилайя Алжир).

В результате, по данным Буленуара, «некоторым торговцам из-за нехватки мест приходится платить повышенную арендную плату в размере 300 тысяч динар в месяц (2220 американских долларов), что отражается на ценах на продукты».

Между тем, как утверждают сами алжирские торговцы, дело не в отсутствии мест для торговли, а как раз в завышении платы властями за их аренду. Именно этим, по их данным, объясняется отказ некоторых торговцев торговать в уже построенных новых помещениях.

Они ссылаются на данные алжирской государственной статистики, согласно которым в настоящее время в стране имеется около 30 000 неиспользуемых торговых помещений. Причем многие торговцы, не желая платить высокие государственные сборы, работают «из-под полы», на «черном рынке».

Однако представители «прикормленного» властями ANCA видят причину «торговых бед» внутри страны именно в этих неформалах, указывая, что «необходимо поощрять торговцев занимать имеющиеся места для работы, в первую очередь, искореняя неформальный сектор».

Причем по алжирской традиции делать это предлагается не снижением налогов, а силовыми методами, штрафуя и арестовывая подпольных торговцев, которые, почувствовав невыгодность работы «в черную», по замыслу представителей алжирских властей, тут же «выйдут из тени».

Этому, по мнению президента ANCA, будет напрямую способствовать создание «надежной распределительной сети, позволяющей более адекватно регулировать рынок и стимулировать производство, поскольку у производителей появится гарантированный канал сбыта своей продукции».

Впрочем, у производителей и так нет особых проблем со сбытом со стороны торговцев. Проблему многие как раз испытывают со стороны государства, до сих пор сохранившего систему регулирования цен на товары первой необходимости.

По этой причине они не могут повышать их стоимость и если следовать официально установленным государством правилам, они разорятся. Поэтому им выгодно отгружать свою продукцию «неформалам» по «рыночным», а не «официальным» расценкам. Причем если «теневиков» ликвидировать силой, то ситуация в стране с доступностью товаров и услуг только усугубится.

Этому способствуют и действующие со стороны государства ограничения на закупку импортной продукции, в том числе и продовольственной, что лишь снижает конкуренцию и повышает цены.

Напомним, что столь странным способом президент АНДР Абдельмаджид Теббун пытается ограничить отток капиталов из страны, одновременно тем самым подпитывая теневой сектор, который включает в себя и контрабанду дефицитных товаров в Алжир из соседних стран, особенно из Туниса и Марокко.

Вторым способом побороть рост цен алжирские власти видят дальнейшее ужесточение борьбы с контрабандистами и «спекулянтами», завышающими цены на товары вопреки официально установленным государством.

Так, в последние месяцы силовики активизировали против них операции, все чаще арестовывая таких подозреваемых. Причем ставка делается в первую очередь на борьбу против завышающих цены на основные продукты питания, включая манную крупу, растительное масло и сахар, которые и субсидируют власти, декларируя, что тем самым они стремятся обеспечить их доступность для самых незащищенных слоев населения.

Комментируя данную ситуацию, представители алжирских властей указывают, что будут еще активнее бороться против «завышающих стоимость продуктов, субсидируемых государством, которые производятся в достаточных количествах».

Впрочем, алжирские чиновники при этом традиционно забывают просубсидировать «побочные» расходы производителей, как-то коммунальные услуги, рост стоимости иностранных компонентов, используемых при производстве, рабочей силы и т. д.

В результате любая работа с «субсидируемыми товарами» становится для ее участников все более невыгодной.

А пока, пользуясь данной им сверху «отмашкой», силовики «кошмарят» не только торговцев, но и владельцев складов, где хранятся данные продукты. Так, только 28 марта, в Тушаре жандармы изъяли 1220 литров растительного масла, «предназначенного для спекуляции».

Ранее, 25 марта они опечатали склад с 543 центнерами «мягкой» пшеницы, ячменя и зерна, «предназначенных для спекуляции в населенном пункте Эль-Ариша в Тлемсене».

По данным министра торговли и содействия экспорту Тайеба Зитуни, всего с начала года службы торгового контроля изъяли 690,89 тонны товаров на сумму 173 млн динаров (1.28 млн долларов).

Среди них 95 482 литра растительного масла, 7888 литров молока, 11,4 тонны сахара и 243,86 тонны яблок. В суды были переданы 48 дел.

Торговцы же и прочие вовлеченные в бизнес-схемы с реализацией продовольственных товаров утверждают, что силовики делают это, вымогая у них взятки,  а преступниками автоматически становятся те из них, кто отказывается работать по схеме полиции, жандармов и прочих «контролеров».

В результате борьба со спекуляцией превращается в настоящую охоту на деньги торговцев. Соответственно, те вынуждены закладывать риски в завышение стоимости продуктов.

Создание же особых государственных распределительных сетей также не способно улучшить ситуацию без снижения налогов и ограничения бизнеса от произвола силовиков. Напротив, появление еще одного бюрократического звена лишь вызовет дополнительные государственные расходы, и будет косвенно способствовать росту цен.