- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О подготовке к президентским выборам в Египте в 2024 году

Директор Управления общей разведки (УОР) Египта  встретился в марте с оппозиционными политиками, чтобы обсудить отбор кандидатов, которые будут конкурировать с президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси на выборах, запланированных на следующий год. Согласно источникам, знакомым со встречей, Аббас Камель, директор УОР и бывший глава канцелярии президента А.Ф.ас-Сиси, на прошлой неделе провел встречу с членами Гражданского демократического движения, чтобы выдвинуть трех гражданских лиц для участия в выборах, которые состоятся после окончания срока полномочий ас-Сиси в июне 2024. Военные, кстати, поспешили это опровергнуть, но это никого не убедило. «Круг, близкий к ас-Сиси, во главе с Камелем, начал поиск конкурентов ас-Сиси на предстоящих выборах в свете оговорок Запада по поводу ситуации с правами человека в стране и давления, оказываемого некоторыми западными странами и странами Персидского залива на режим ас-Сиси, чтобы открыть общественную сферу и позволить гражданским деятелям баллотироваться на пост президента, [а не] повторять то, что произошло в 2018 году. Камель пообещал представителям Гражданского демократического движения, что, если три имени будут согласованы, им будет оказана помощь в сборе необходимых доверенностей для выдвижения кандидатуры, и им будет разрешено появляться в средствах массовой информации, связанных с разведкой», — сообщил  один из источников. Статья 2 резолюции 22 от 2014 года, одобряющей закон об организации президентских выборов, изданный бывшим временным президентом Адли Мансуром, гласит, что: «Чтобы принять кандидатуру на пост президента республики, кандидат должен быть одобрен по крайней мере 20 членами Палаты представителей или поддержан по крайней мере 25 000 гражданами, которые имеют право голоса по крайней мере в 15 мухафазах, с минимум 1000 сторонниками от каждого из них. Во всех случаях не допускается рекомендовать или поддерживать более одного кандидата». Процесс сбора голосов, предусмотренный Законом о выборах в качестве условия для выдвижения кандидатуры, считается практически невозможным в свете жесткого контроля безопасности, налагаемого режимом ас-Сиси на все государственные учреждения, в том числе Министерство юстиции, которое оформляет доверенности кандидатам через свои нотариальные конторы. Поэтому любой кандидат из-за пределов системы, пытающийся получить эти доверенности, столкнется со многими трудностями и ограничениями безопасности. Ас-Сиси был переизбран президентом в 2018 году, набрав 97% голосов в гонке, в которой он практически не оспаривался после того, как другие серьезные кандидаты были арестованы или отозваны. Его единственный оппонент, Муса Мустафа Муса, который был одним из его сторонников, набрал 2,92% голосов.  В этой связи главный вопрос, который волнует многих местных экспертов на фоне сложных условий жизни, рекордного роста цен и непрерывного падения стоимости местной валюты, совпадающего с неизбежным окончанием второго срока нынешнего президента Абдель Фаттаха ас-Сиси и проведением президентских выборов в середине следующего, 2024 года: сможет ли кто-то бросить вызов ас-Сиси или стать его преемником? Ответить на этот вопрос становится все труднее в связи с ужесточением мер безопасности в стране и продолжением кампаний преследования оппонентов, которые препятствуют публичной критике ас-Сиси или привлечению его к ответственности перед парламентом. Национальная избирательная комиссия (независимая судебная система) планирует начать прием заявок на выдвижение кандидатур 20 января следующего года в течение 10 дней, а окончательный список кандидатов будет объявлен 20 февраля того же года для участия в выборах, запланированных на март 2024 года. Повторим, чтобы принять документы кандидата, он должен получить рекомендацию 20 депутатов парламента (из 596) или поддержку не менее 25 тысяч граждан, представляющих не менее 15 мухафаз (провинций), и не менее 1000 сторонников из каждой провинции. До этого момента ас-Сиси не делал никаких заявлений о своем намерении баллотироваться на третий президентский срок в ожидании внутренних, региональных и международных договоренностей, которые проложат путь к его пребыванию у власти до 2030 года. Ас-Сиси объявил в интервью американскому телеканалу CNBC в ноябре 2017 года, что он не намерен баллотироваться на третий срок, сказав: «Я привержен двум президентским срокам по 4 года без изменений в этой системе, и я говорю, что сейчас у нас новая конституция, и я не сторонник внесения каких-либо поправок в конституцию в этот период». Но, судя по всему, он уже изменил свои взгляды в апреле 2019 года и сумел провести референдум по конституционным поправкам, которые позволили бы продлить его второй срок с четырех до 6 лет до конца в 2024 году, с возможностью баллотироваться на третий шестилетний срок, заканчивающийся в 2030 году. Его сторонники говорят, что «ас-Сиси (69 лет) многого добился, помимо создания новой административной столицы, новых городов, развития сети дорог и мостов, расширения Суэцкого канала и установления безопасности и ликвидации терроризма». Оппоненты обвиняют нынешнего президента в подавлении свободы выражения мнений, арестах тысяч людей, ответственности за крах местной валюты, роста уровня бедности и внешнего долга, ухудшении экономической ситуации, передачу под саудовскую юрисдикцию островов Тиран и Санафир и кризиса, связанный с вопросом о плотине «Возрождение» в Эфиопии.

Позиция египетской армии

В связи с серьезными  экономическими преференциями и активами  египетской армии  военному истеблишменту будет  трудно отказаться от своих приобретений или принять гражданского главу государства, учитывая, что в течение примерно 70 лет пять военных (кроме президента М.Мурси) занимали президентский пост. Египетские военные уже активно участвуют в ранней рекламной кампании ас-Сиси, приняв инициативу «покажи это сам», в рамках которой они предоставляют военные самолеты для перевозки делегаций студентов университетов для посещения национальных проектов, чтобы подчеркнуть достижения президента, которого активно поддерживают службы безопасности и разведки. Египетский политический аналитик, который предпочел не называть своего имени, заявил, что во время правления ас-Сиси экономическая империя армии увеличилась, а финансовое влияние старших офицеров возросло, согласно уравнению, введенному президентом Египта, «защита кресла в обмен на бизнес», что означает, что генералы могут потерять свое влияние и финансовые интересы, если они уйдут, а также риск делать ставки на других кандидатов — очень рискованное действие, которое чревато переделом рынка. При этом местные наблюдатели считают, что снижение популярности ас-Сиси и продолжающееся ухудшение экономической ситуации могут изменить взгляды армейских лидеров, если на египетских улицах появятся признаки серьезного недовольства, и это выльется в массовые народные протесты, которые могут повторить сценарий 25 января 2011 года, в результате которого был свергнут покойный президент Хосни Мубарак.

Возможные кандидаты

Главными именами потенциальных кандидатов являются бывший парламентарий Ахмед Тантауи, Гамаль Мубарак, сын бывшего президента Египта Хосни Мубарака, находящийся в Турции диссидент Айман Нур и сын брата покойного президента Египта Мухаммеда Анвара Садата. Другие, в том числе бывшие кандидаты в президенты, неохотно выражают какое-либо отношение к президентским выборам 2024 года, в первую очередь Амр Муса, Хамдин Сабахи и Халед Али, из-за опасений преследования любого кандидата, намекающего на возможность участия в президентской гонке, как это произошло с бывшим начальником штаба египетской армии Сами Аннаном и бывшим премьер-министром Египта Ахмедом Шафиком. Аннан был арестован после объявления о своем намерении участвовать в президентской гонке в начале 2018 года, и против него были выдвинуты обвинения в нарушении военных правил, утверждая, что он все еще находился на военной службе когда заявил о выдвижении своей кандидатуры в президенты. Шафик объявил о своем вынужденном выходе из президентской гонки, после угроз расследовать старые обвинения в коррупции против него, после того,  как ОАЭ депортировали его в Каир в декабре 2017 года. В египетских тюрьмах находятся еще три бывших кандидата в президенты во главе с главой партии «Сильный Египет» Абдель Монеймом Абулом Фатухом, салафитским проповедником Хаземом Абу Исмаилом и бывшим офицером египетской армии полковником Ахмедом Кансавой. В этой связи, один из самых откровенных критиков ас-Сиси, Ахмед Тантауи, объявил недавно, что он вернется в Египет в мае, чтобы «выполнить свою роль в создании гражданской альтернативы» ас-Сиси. Тантауи, бывший депутат парламента покинул Египет в прошлом году и, по сообщениям, обосновался в Бейруте после того, как службы безопасности оказали на него давление, чтобы он воздержался от критики правительства ас-Сиси. Еще один лидер оппозиции и глава Партии реформ и развития Мухаммед Анвар Садат намекнул на появление того, кого он назвал «неожиданным кандидатом», не раскрывая свою личность, но указав, что он является одним из политических кадров в правящих кругах власти.

Размывание этого политического ландшафта в Египте усугубляется новой критикой со стороны стран Персидского залива, которые ранее безусловно поддерживали нынешнего президента, но теперь открыто выражают свою неготовность поддерживать его далее щедрыми финансовыми займами. Теперь речь идет только об инвестициях и приобретении самых лакомых кусков египетской  экономики. Правящие круги Египта опасаются, что ас-Сиси фактически потерял поддержку аравийских монархий, и существующие расчеты больше не в его пользу после того, как он потратил десятки миллиардов на демонстрационные проекты. Министр финансов КСА Мухаммед аль-Джадаан открыто объявил о явном изменении политики своей страны в отношении неназванных государств, заявив на Экономическом форуме в Давосе, что они предоставляли прямые гранты и депозиты без ограничений, добавив: «Мы меняем это, работая с многосторонними институтами, чтобы фактически заявить, что мы хотим видеть реформы». Генеральный секретарь Совета ОАЭ по международным инвесторам Джамаль Саиф аль-Джарван также предупредил в заявлениях для CNN, что «повторные просьбы о помощи могут, с одной стороны, потерять лицо, а с другой – доверие». Нет сомнений в том, что союзники ас-Сиси не хотят повторять сценарий 2011 года и в то же время они не хотят повторять опыт исламистского правления в 2012 году, но они, безусловно, возмущены тем, что Египет превратится в «черную дыру», которая напрасно поглощает пакеты помощи в миллиарды долларов на фоне общественного недовольства растущим доминированием армии в экономике страны. Таким образом,  в столицах стран Персидского залива может сформироваться новая позиция относительно перспектив того, что ас-Сиси останется у власти до 2030 года, и, возможно, также египетский военный истеблишмент находится в процессе выработки новой позиции, которая позволит ему с одной стороны сохранить свои завоевания, а с другой – избежать серьезных внутренних катаклизмов.  По словам местного политолога Мухаммеда Гомаа, международное сообщество практически отвергает продолжение президентства ас-Сиси на третий президентский срок из-за страха «голодной революции» в самой густонаселенной арабской стране; однако, «эти силы заинтересованы только в том, кто защищает их интересы в Египте, и они видят, что ас-Сиси лучше всего справляется с этой ролью, особенно для США и Израиля, поэтому они в растерянности и могут оставить его на третий срок». Египетские эксперты также  поднимают вопрос о возможности продвижения нового военного кандидата или гражданской альтернативы, тесно связанной с правящими кругами, чтобы соответствовать требованиям следующего этапа, в соответствии с внутренними, региональными и международными договоренностями, при условии, что ас-Сиси удовлетворится двумя президентскими сроками (2014-2024) и обеспечении ему безопасного ухода. Все сценарии остаются возможными: между президентом, который держит бразды правления в железных руках, и военными с важными и разнообразными интересами, в то же время опасающимся нанести ущерб своей популярности; и между столицами Персидского залива и Западом на фоне неэффективности своего союзника, и населением, которое бедность и высокие цены могут снова вытолкнуть в орбиту  протеста.