- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новых возможностях Ирана по нанесению ударов по морским и наземным целям

В прошлом году в Индийском океане состоялись военно­-морские учения. В них впервые участвовали корабли-носители беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) ВМС Исламской Республики Иран. Какие корабли точно входили в это соединение, не сообщалось. Но известно, что их номенклатура была широка: от транспорта Devlar до большого десантного корабля Lavan, от ракетных катеров до подводных лодок. Не сообщалось и о количестве задействованных беспилотных летательных аппаратов. Очень скупо назывались сами БПЛА. Впрочем, известно, что в учениях были задействованы семь типов малых, средних и тяжелых беспилотных летательных аппаратов, в том числе новейших конструкций.

Флагманом стал БДК Lavan, который нес около 50 БПЛА разного назначения. Этот корабль вошел в строй в 1985 г., то есть уже после Исламской революции в Иране. Он относится к большим десантным кораблям (БДК) типа Hengam, построен очень известной в свое время британской верфью Yarrow Shipbuilders в Клайде и был заказан еще шахским режимом. Lavan завершил серию из четырех единиц, хотя предполагалось приобрести шесть. Его полное водоизмещение – 2581 т, длина – 93 м, ширина – 15 м, осадка – 2,4 м. Дизельные двигатели обеспечивали максимальный 14-узловый ход, хотя с учетом износа машин скорость сейчас, конечно, меньше, дальность плавания – 4000 миль на 12 узлах. Экипаж состоит из 80 человек. По основному предназначению корабль используется для перевозки и высадки на необорудованное побережье автобронетехники и морской пехоты. Для ускоренной переброски последней на плацдарм в кормовой части БДК имеется обширная вертолетная площадка. Именно на ней во время учений разместилась большая часть барражирующих и ударных БПЛА.

Следует заметить, что Иран – одна из передовых стран в сфере создания и эксплуатации БПЛА. Армия ИРИ первая в мире достаточно успешно использовала БПЛА, в том числе ударные, во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов.

На указанных военно-морских учениях в ряду других применялись средние БПЛА Ababil-5. Эти аппараты ранних модификаций использовались в качестве воздушных мишеней и разведчиков, реже – как ударные средства. Ababil-5 предназначен для поражения надводных и береговых целей. Он стартует при помощи твердотопливного ускорителя и несет управляемые бомбы на дальность более 100 км. Такие же задачи выполняет БПЛА Bavar-5.

Тяжелый БПЛА Arash – дрон­-камикадзе, предназначенный для ударов на дальности от 1000 до 2000 км по стратегически важным объектам инфраструктуры и работающим РЛС систем ПВО противника.

Еще один БПЛА Chamrosh – относится к аппаратам легкого класса. И такие беспилотники, предназначенные для разведки и целеуказания, запускались из надводного положения с борта дизель-электрических подводных лодок Taregh проекта 877ЭКМ российской постройки и Fateh – головной в серии иранского производства.

Впервые на учениях использовался беспилотный летательный аппарат Pelican-2 с вертикальным взлетом и горизонтальным полетом по-самолетному, то есть на крыле. Он представляет собой дрон дальнего действия, оснащенный четырьмя двигателями для вертикального перемещения и мощным пропеллером для горизонтального полета. Беспилотник может взлетать с военных кораблей для патрульных и разведывательных миссий. В чрезвычайных обстоятельствах этот БПЛА способен даже садиться на воду и ожидать до тех пор, пока его не подберут.

На учениях ВМС ИРИ отрабатывались взлеты и посадки БПЛА на движущиеся корабли, атаки на удаленные цели барражирующими боеприпасами. Все задачи были выполнены успешно. Тем самым Иран еще раз продемонстрировал широкие возможности нового вида оружия.

Но на этом Тегеран не остановился. В последний день 2022 года во время завершающего этапа учений Zolfaqar 1401 корвет Sahand ВМС Ирана продемонстрировал массированную атаку БПЛА Arash, Bavar и Ababil-5 на береговые цели. Все они были уничтожены.

Корвет Sahand типа Moudge хорошо известен. Он был гостем главного военно-морского парада 2021 году в Санкт-Петербурге. Его полное водоизмещение – более 2200 т при длине 95 м. Максимальная скорость хода – 30 узлов. Экипаж состоит из 140 человек. Он несет две спаренные пусковые установки противокорабельных ракет Ghadir с дальностью стрельбы до 300 км, четыре ЗУР средней дальности Mehrab, по одной 76- и 40-мм автоматической пушке, по два 20-мм автомата и 12,7-мм пулемета, а также два трехтрубных 324-мм противолодочных торпедных аппарата. В кормовой части корпуса имеется площадка для приема противолодочного вертолета Bell 212. Вот на этой площадке во время учений Zolfaqar 1401 и были размещены пусковые устройства для ударных и барражирующих БПЛА. Они значительно повысили боевой потенциал корвета.

В конце 2022 года в интернете стали появляться фотографии, впрочем, весьма нечеткие, о проходящем на иранской верфи ISOICO в Бендер-Аббасе переоборудовании коммерческого судна в авианесущий корабль. Вскоре выяснилось, что речь идет о контейнеровозе Perarin, который перестраивается в консольный авианосец, носитель больших БПЛА дальнего действия, например, Shahed-129 и Shahed-191, взлетающих и совершающих посадку по-самолетному.

Давайте разберемся. Что значит «консольный»? Судно длиной 240,2 м, шириной 32,2 м и осадкой 7,8 м, прежде перевозившее 3280 стандартных контейнеров, переоснащается в носитель БПЛА. В его кормовой части находится надстройка, поэтому оборудовать сплошную полетную палубу не получается без очень серьезной модернизации. Вот почему иранские корабелы пошли по пути ограниченной реконструкции. По левому борту Perarin, который вскоре получит имя Shahid Mahdavi – в честь одного из героически погибших мучеников за веру – поскольку принадлежит не ВМС, а Морским силам КСИР, пристраивается консоль вытянутой треугольной формы. Широкая ее часть примыкает к корме. Таким образом на судне появляется угловая полетная палуба. На нее БПЛА смогут садиться по-самолетному. Консоль – достаточно легкая конструкция. Для прочности ее подпирают стальные балки, расположенные несколько выше ватерлинии до левого края консоли. Насколько прочна такая конструкция, особенно в условиях жестокого шторма? Трудно сказать. Некоторые эксперты предполагают, что аналогичная консоль может быть пристроена и с правого борта судна. Тогда можно будет ускорить взлет и посадку дронов на корабль.

Сообщается, что в ближайшее время в Иране начнется переоборудование в консольный авианосец еще одного коммерческого судна, которое получит название Shahid Bagheri. Но возникает вопрос: зачем нужны Исламской Республике подобные авианесущие корабли? Разумеется, они не смогут противостоять американским атомным «плавающим аэродромам». А для охраны вод, примыкающих к территории страны, проще использовать корабли, скажем, задействованные на учениях в июле 2022 года. Видимо, существуют иные причины для создания больших кораблей-носителей БПЛА.

В известном смысле прототипом консольных авианосцев можно считать экспедиционное судно Морских сил КСИР Makran, введенное в строй 13 января 2021 года. Оно переоборудовано из танкера Al Buhaira класса Aframax, способного перевозить 100 000 т нефти, построенного в 2010 г. японской верфью Sumitomo Heavy Industries в Йокосуке. После радикальной модернизации его водоизмещение составило 121 000 т, длина – 228 м, ширина – 42 м, максимальная скорость хода – 14,5 узла, автономность – 1000 суток, то есть нести боевую службу судно может на протяжении более двух с половиной лет без захода в базу. В носовой и центральной частях палубы смонтирована большая взлетно-посадочная площадка для вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Имеется ангар для хранения БПЛА и легких вертолетов, а также хранилище для семи малых ракетных катеров типа Peykaap II и соответствующее крановое оборудование для их спуска на воду и подъема на борт. Корабль насыщен аппаратурой сбора и обработки информации. Он используется и как база спецназа КСИР. В дальних походах Makran обеспечивает топливом, вооружением и снаряжением другие боевые единицы КСИР и ВМС Ирана.

Когда в июле 2021 года Makran отправился вместе с корветом Sahand в свое первое дальнее плавание, то западные СМИ разразились громкими заголовками об «иранской угрозе», а когда судно вошло в воды Северной Атлантики, то крики и вовсе переросли в стенания. Американские газеты, радиостанции и телеканалы в один голос утверждали, что Makran и Sahand отправляются в Карибское море, где будут угрожать интересам США.

В заключение отметим, что то же повторяется и в 2023 году, когда во время кругосветного плавания Makran и корвет Dena в начале февраля с. г. совершили заход в Бразилию, а потом направились к Панамскому каналу. А тут еще правительственная иранская англоязычная газета Tehran Times подлила масла в огонь, написав на своих страницах: «Иранские корабли уже плывут вдоль берегов Латинской Америки и вскоре установят военное присутствие в Панамском канале».