- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об Уставе солидарности и союза за свободу и объединении иранской оппозиции

9 марта 2023 года группа иранских интеллектуалов-эмигрантов под неформальным председательством принца Резы Пехлеви после интенсивных дебатов опубликовала Устав солидарности и союза за свободу (The Charter of Solidarity and Alliance for Freedom (The Mahsa

Charter)) названный «Уставом Маши» в честь иракской курдянки Маши (Джины) Амини, чья смерть в полицейском участке спровоцировала массовые протесты осенью-зимой 2022-2023 гг.[1] [1]

Протесты, которые начались осенью 2022 года вызвали бурные обсуждения в иранской оппозиционной диаспоре. В результате группа интеллектуалов объединившаяся вокруг принца Резы Пехлеви, самой популярной оппозиционной фигуры[2] [2] в Иране в Союз за демократию и свободы в Иране (Alliance for Democracy and Freedom in Iran (ADFI), همبستگی برای دموکراسی و آزادی در ایران). АДФИ позиционирует себя как союз людей, организаций, политических партий и иных образований которые примут «Устав Маши» как общую платформу и будут вместе работать над ненасильственным свержением Исламской Республики и установлением светской демократии служащей интересам граждан Ирана.

«Устав Маши» очевидно написан в первую очередь для вероятных спонсоров, и многочисленных но небольших оппозиционных эмигрантских организаций разделяющих идею ненасильственной смены государственного устройства Ирана. Поскольку целый ряд оппозиционных партий, групп и движений стремятся именно к силовому захвату власти (Народные святые  воители (سازمان مجاهدین انقلاب اسلامی) (MEK), Демократическая партия Иранского Курдистана ( Hîzbî Dêmukratî Kurdistanî Êran) (ДПИК), несколько более мелких курдских партий и Армия Правосудия ( جيشالعدل) (ДУА)) «Устав Маши» изначально раскалывает иранскую оппозицию на два лагеря («пацифистов» и «партизан»).

Вторым очевидным недостатком «Устава Маши» является отсутствие какого либо упоминания об отношении государства с религией в целом и с исламом в частности. Даже до Исламской революции 1979 года иранское общество было глубоко религиозным. Иранская эмигрантская оппозиция, особенно ее молодое поколение, гораздо менее религиозно чем иранцы проживающие  в стране. Этим объясняется практически полное отсутствие упоминаний отношений государства и религии в «Уставе Маши»., который ограничивается обещанием «сохранять разнообразие языков, народов, религий и культур[3] [3]». Это абсолютно недостаточно для  основной массы иранского населения для которого  улемы являются непререкаемым авторитетом. Мулла является зачастую лидером местной общины, а его слово воспринимается как воля божья. Несомненно то, что патриархальные связи остаются очень сильными и, в сельских районах, определяют лояльности и предпочтения целых общин, остающихся опорой самых разнообразных социальных связей. Общинные связи остаются прочными несмотря на взрывной рост городского населения за последние 10-15 лет. Поэтому любая  ненасильственная  смена власти невозможна без широкой поддержки улемов. Позиционирование ADFI как чисто светского объединительного движения не только игнорирует реальность но и ограничивает потенциальную социальную базу движения. Такое позиционирование также ограничивает доступные членам ADFI способы агитации и методы коммуникации со своими сторонниками в самом Иране.

«Устав Маши» исходит из того, что максимальная международная изоляция Исламской Республики Иран способна спровоцировать дестабилизацию  режима, потерю им способности управлять страной, что позволит ADFI сформировать переходную администрацию и созвать Учредительное собрание. Эта стратегия основывается на опыте изоляции и одобренного ООН санкционного давления на ЮАР в 1960-1980 годы ХХ века[4] [4]. В отличие от политики давления и изоляции режима апартеида, предпосылок для достижения подобного результата в отношение ИРИ в настоящее время нет. Внутри страны нет силы подобной Африканскому национальному союзу (АНС), нет харизматичного лидера оппозиции подобного Нельсону Манделе и степень политизации протестов остаётся неопределенной. Добиться единства постоянных членов СБ ООН и убедить основных торговых партнеров Ирана (Китай, Россия и Индия) прекратить всякие торговые отношения с Тегераном представляется невозможным. Более того в последнее время (практически параллельно с подготовкой «Устава Маши») Иран добился существенного улучшения отношений с ключевыми странами Персидского залива. На последней по времени встрече министров иностранных дел ИРИ и КСА 6 апреля 2923  стороны перешли к обсуждению практических шагов по открытию посольств и консульств и возобновлению прямого воздушного сообщения. Прекращение торговли с Исламской Республикой неизбежно будет иметь значительное негативное влияние не только на мировую торговлю энергоносителями, но и на снабжение иранцев продовольствием и товарами первой необходимости. Это врядли прибавит оппозиции популярности и улучшит ее шансы на успех.

Как показывает опыт активного применения санкционных мер США и ЕС санкции не одобренные ООН не способны обеспечить необходимый для смены режима уровень изоляции и давления. Различные  санкционные режимы в отношении Афганистана, Венесуэлы, Йемена, Ирака, КНДР, Катара, Ливии, России и Сирии являются прекрасным примером неспособности добиться смены режима международным давлением.

В качестве первоначальных действий «Устав Маши» предлагает организовать максимальное международное давление на Тегеран путем:

Консультаций с демократическими правительствами с целью выдворения послов Исламской Республики Иран.

  1. Консультаций с демократическими правительствами с целью выдворения всех зависимых от Исламской Республики Иран лиц.
  2. Консультаций с демократическими правительствами о поддержке деятельности ADFI.
  3. Организации всех средства для помощи народу Ирана.

 

Этот список наглядно показывает, что ADFI надеется в первую очередь на международное давление, санкции и изоляцию ИРИ как основные средства способные расшатать режим Али Хаменеи и нарушить структуру управления страной.

ADFI прекрасно понимает практические ограничения санкционного режима поэтому надеется на то, что вмешательство «демократических правительств»  «предотвратит любое вмешательство во внутренние дела Ирана и волеизъявление его народа», что позволит ADFI  беспрепятственно привлекать на свою сторону сторонников и взять власть не прибегая к насильственным методам. Отвлекаясь от того, что ADFI определяет как «вмешательство во внутренние дела» этот тезис на практике означает приглашение США и их союзников к объявлению Ирана зоной своих особых интересов и к  открытому противостоянию с основными партнерами Ирана и Саудовской Аравией, ОАЭ, Катаром и ШОС. «Арабская весна», иракская и афганская войны являются хорошим примером того, чем заканчивается вмешательство демократических правительств во имя мира и демократии. Эта позиция ADFI и соответствующие положения «Устава Маши» смотрится оторванными от реальности на фоне консультаций США с ЕС и Израилем 4-5 апреля по поводу возможности заключить с Ираном если не постоянный мир, то некое промежуточное соглашение об уменьшении уровня угроз и перемирии[5] [5].

«Устав Маши» не содержит никаких положений о том как ADFI собирается организовать смену режима. Однако он уделяет много внимания «переходному правосудию, созданию совета по передаче власти и средствами при помощи которых власть перейдут светскому, демократическому правительству».  Для этого ADFI предполагает привлечь профессионалов, активистов и прочих неравнодушных граждан. Чем оканчиваются кампании по привлечению «кухарок к управлению государством» мир неоднократно имел возможность наблюдать наглядно с 1917 года. Более недавний опыт управления государством группами активистов в Ливии, Грузии, Ираке, Египте, Украине показывает всю несостоятельность таких попыток. Реализация подобного  «народного управления» в такой сложной стране как Иран неминуемо обострит экономический и социальный кризисы в стране. Кроме того отказ от использования старого госаппарата может послужить катализатором процессов, уже приведших к кровопролитной гражданской войне в соседнем Ираке.

«Устав Маши» содержит два раздела описывающих общие (объединяющие?) ценности для смены Исламской Республики Иран на демократический Иран. Их содержание напоминает методички многочисленных НКО получающих гранты от различных фондов Сороса. Два положения выделяются из стандартного списка: (a) децентрализация власти и управления и (б) правосудие всем жертвам Исламской Республики.

Тезис о децентрализации власти в контексте Ирана несомненно может быть привлекательным для лидеров общин, которые увидят в нем средство превращения своего неформального авторитета в реальные властные полномочия подкрепленные соответствующим бюджетом.

Тезис о правосудии для всех жертв Исламской Республики в сочетании с обещанием распустить КСИР (и, при определенных условиях,  интегрировать его в вооружённые силы) может сыграть с  ADFI злую шутку. Несомненно что каждое преступление не должно оставаться без наказания. Роспуск КСИР, контролирующего большую часть иранской экономики и практически весь силовой блок может создать вакуум власти и выбросить на улицу целую армию отлично подготовоенных профессиональных военных. Печальная судьба офицерского корпуса армии и Республиканской гвардии Саддама Хусейна в Ираке наглядно продемонстрировала чем подобный шаг может закончится.

«Устав Маши» не содержит ни одного программного заявления о желании и планов ADFI решить наиболее насущные проблемы иранского населения. В нем нет ничего о стремлении ADFI решить проблему голода, нехватки базовых товаров, инфляции, безработицы, коррупции. Средний иранец вряд ли посчитает девиз ADFI «женщины, жизнь, свобода» отображающим его потребности и устремления.

Таким образом «Устав Маши» – это продукт группы американских интеллектуалов и иранских эмигрантов полностью отвечающих доминирующим в Вашингтоне (округ Колумбия) либеральным ценностям. Он не только не сможет стать революционным манифестом способным мобилизовать иранцев и вывести их на улицы но и даже объединить иранскую диаспору в единый фронт против правящего режима.

Однако сбрасывать ADFI как группу либеральных интеллектуалов не пользующихся ни поддержкой, ни доверием иранской диаспоры и иранского народа нельзя. ADFI объединяет нескольких наиболее популярных иранцев. Принц Реза Пехлеви являясь самым популярным лидером общественного мнения в иранской диаспоре способен стать и лидером оппозиции с которым Исламской Республике придётся считаться. Cумеет ли ADFI пережить свои болезни роста, а «Устав Маши» (в настоящее время находящийся в стадии обновления)  стать программой «зубастой и клыкастой» оппозиции станет ясно в ближайшие месяцы.

[1] [6] Текст Устава цитируется в этой работе по: https://adfiran.com [7]

[2] [8] Сам Реза Пехлеви неоднократно подчеркивал, что он не политик

[3] [9] п.2 Раздела «Демократическое Управление», c.2

[4] [10] См. Резолюции СБ ООН №1761 (1962), №418 (1977) во исполнение которых большинство государств-членов и все постоянные члены  Совета Безопасности приняли соответствующее законодательство.

[5] [11] https://emetonline.org/the-white-house-has-no-plan-to-stop-iran/ [12]