- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О попытках Германии активизировать участие в ближневосточном мирном процессе при поддержке Иордании

На текущей неделе в Берлине состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств ФРГ и Иордании А.Бербок и А.Сафади. Согласно официальному пресс-релизу, распространенному федеральным министерством иностранных дел, в повестке переговоров значились перспективы двустороннего сотрудничества с учетом того, что в текущем году отмечается 70-летие дипломатических отношений двух государств, а с 2018 г. они взаимодействуют в формате стратегического диалога. Помимо этого, обсуждалась проблема сирийских беженцев и вклад Аммана в борьбу с группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) в Ираке. Вместе с тем, ключевой темой все же был избран ближневосточный мирный процесс, который Германия стремится активизировать, опираясь на региональных посредников, в том числе Иорданию.

Согласно заявлению А.Бербок, несмотря на постоянно возникающие острые кризисные моменты, связанные с безопасностью, необходимо продолжать  усилия по политическому урегулированию палестино-израильских противоречий. В дополнение к этому главы МИД подтвердили, что «решение о создании двух государств по-прежнему предлагает наилучшую основу для того, чтобы израильтяне и палестинцы жили в мире, с достоинством, с безопасностью и правом на самоопределение». Отдельно А.Сафади сосредоточился на необходимости предпринять дипломатические шаги, дабы помешать «экстремистам», существующим, с его точки зрения, с обеих сторон, принимать решения, определяющие дальнейшие пути развития в регионе. Под радикалами в Израиле иорданский министр, вероятно, понимает крайне правых членов правительства под руководством Б.Нетаньяху. А вот его контрпартнер отказалась от критических замечаний в адрес состава израильского кабмина, таким образом продолжив линию, начатую О.Шольцем во время его мартовского личного общения с Б.Нетаньяху. Тогда федеральный канцлер ожидаемо выразил «обеспокоенность» судебной реформой, но вот от комментариев относительно членов правительства воздержался, судя по всему, не желая быть заподозренным во вмешательстве во внутренние дела.

Надо отметить, что мирный процесс в ходе визита премьер-министра Израиля в ФРГ в числе первостепенных тем замечен не был, уступив место иранской проблеме и обсуждению закупки Германией израильской системы ПРО «Arrow» с целью ее использования для укрепления европейской безопасности. Любопытно, что политическое урегулирование конфликта Израиля с палестинцами не было и в центре внимания визита А.Бербок в Амман в феврале текущего года. Находясь в королевстве, она тогда сосредоточилась на проблеме беженцев, в том числе палестинских, которую на нынешних переговорах стороны, наоборот, предпочли обойти. Более того, для поддержки Иордании глава федерального внешнеполитического ведомства тогда предложила не собственную помощь, а расширение международной, предоставляемой через ООН.

Возвращаясь к мирному процессу, в качестве практических шагов А.Бербок считает важным продолжить контакты в рамках т.н. нового мюнхенского «квартета» или «клевера» в составе ФРГ, Франции, Иордании и Египта. Для этого в ближайшее время федеральное внешнеполитическое ведомство планирует пригласить в Берлин глав МИД указанных государств для проведения очередной встречи. Данная группа посредников возникла в феврале 2020 г. на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности, которой обязана одним из своих названий[i] [1]. Проведя несколько встреч сначала очно, а затем в дистанционном режиме по причине пандемии коронавируса, на протяжении нескольких месяцев этот «квартет» не делал никаких серьезных шагов для продвижения мирного процесса. Последним заметным событием можно считать состоявшиеся в сентябре прошлого года переговоры группы «клевер» с Верховным представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности Ж.Боррелем, а также Специальным координатором ООН по ближневосточному урегулированию Т.Веннесландом.

Пониженный уровень активность мюнхенской четверки, разумеется, несколько ослабил ее потенциал влияния. В этой связи возникла идея объединить новый «квартет» с т. н. процессом Акабы. Последний представляет собой договоренности, достигнутые израильтянами и палестинцами на встрече в Акабе в конце февраля текущего года при посредничестве Иордании, Египта и США. Данные консультации были инициированы с целью деэскалации конфликта, а в итоговом коммюнике стороны противостояния подтвердили ранее взятые на себя обязательства содействовать достижению «справедливого и прочного мира», сохранять статус-кво святых мест Иерусалима, предпринимать меры по укреплению взаимного доверия, а также воздерживаться от односторонних действий на срок от 3 до 6 месяцев.

Таким образом, на примере переговоров с министром иностранных дел Иордании очевидна попытка Германии вдохнуть новую жизнь в ближневосточный вектор своей внешней политики, который весьма заметно переместился на второй план под влиянием повышенного внимания федерального правительства к ситуации на украино-российском треке, а также сконцентрированности на оценки миссии в Афганистане и судьбе развертывания Бундесвера в Мали. При этом коалиция О.Шольца, с одной стороны, старается укрепить свое дипломатическое присутствие за счет возобновления инициатив, имеющих прямое отношения к ФРГ. В данном случае речь идет о мюнхенском «квартете», хотя похожие по сути попытки имеют место на ливийском направлении, где немецкие дипломаты все чаще вспоминают про Берлинский процесс. С другой стороны, власти Германии, как кажется, не хотят серьезно расходовать ресурсы на участие в ближневосточных делах. Так, федеральная республика вполне охотно готова предоставить переговорную площадку для встречи группы «клевер», но при этом хотела бы, чтобы основную практическую деятельность взяли на себя региональные игроки и США.

Подобный образ действий ФРГ может быть обусловлен уже упомянутыми выше причинами, связанными с глобальными процессами на международной арене и необходимостью определиться с судьбой своего присутствия в Африке и отправкой зарубежных миссий в целом. Вместе с тем, не последнюю роль для правительства О.Шольца в выборе тактики может играть сохраняющаяся стратегическая неопределенность в том, как строить отношения с Израилем при Б.Нетаньяху. Следуя примеру Вашингтона, Берлин, возможно, был бы готов оказать на Иерусалим большее политическое давление, но не может позволить себе серьезно ухудшить двусторонние контакты в силу принципов, положенных в основу «особых» германо-израильских отношений. Кроме того, критическая риторика явно станет препятствием в вопросе приобретения ПРО. В этой связи, не исключено, что для избежания возможных проблем ФРГ хочет передать диалог по мирному процессу на уровень многосторонних консультаций.

[i] [2] Подробнее см. Якимова Е.А. Мюнхенский квартет: попытки консолидации усилий ближневосточных и европейских посредников в урегулировании палестино-израильского конфликта // Ближний Восток и современность. № 55. 2021. С. 273 – 281.