- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О трансформации взглядов военно-политического руководства Турции на применение авианесущих кораблей

В отчете научно-исследовательской службы Конгресса США за март 2023 года «Обзор новых военных технологий: эволюция и вызовы для Конгресса» отмечено, что Турция пошла на создание кораблей-носителей БПЛА вынуждено. Когда на верфи Sedef Shipbuilding началось строительство универсального десантного корабля L-400 Anadolu по несколько модернизированному проекту испанского УДК типа Juan Carlos I, то предполагалось, что он сможет принимать американские самолеты укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II. Корабль даже официально квалифицировался как УДК и авианосец. Но из-за закупок Турцией у России зенитных ракетных систем С-400 Вашингтон наложил эмбарго на поставки F-35B Анкаре. Тем временем Anadolu уже готовился к спуску на воду.

В своем исследовании «Стабилизация соперничества великих держав» специалисты американского «мозгового треста» RAND Corporаtion обратили внимание на то, что Турция не хотела отменять планов использования УДК в качестве авианосного корабля. Поэтому его и решили использовать как корабль-носитель БПЛА. «Авианосное» водоизмещение корабля – 24 660 т (чисто «десантный» вариант несколько больше – 27 079 т), длина – 232 м, ширина – 32 м, осадка – 6,9 м. Anadolu, оснащенный пятью дизель-генераторами Navantia Man мощностью по 11 000 л. с., развивает максимальный 21,5-узловый ход и способен пройти 9000 миль на 16 узлах. Полетная палуба площадью 5440 м2 имеет в носовой части трамплин. Экипаж состоит из 261 человека. В первоначальном авианосном варианте корабль мог принимать 10 истребителей F-35B и 12 средних вертолетов с размещением значительной их части в ангаре площадью 990 м2. Сейчас же на него предусматривается базирование от 30 до 50 БПЛА Bayraktar TB3.

По данным британского специализированного издания Jane’s Information Group, ударные БПЛА Bayraktar TB2 получили широкую известность в первый период специальной военной операции на Украине. Российским военным они доставили немало хлопот, пока те не научились их своевременно обнаруживать и сбивать. Bayraktar TB3 – «оморяченный» вариант TB2. Его длина – 8,35 м, размах складывающегося крыла – 14 м, поршневой двигатель TEI PD170, работающий на толкающий винт, разгоняет аппарат до скорости 300 км/ч (крейсерская скорость – 232 км/ч). Максимальная дальность управления – 150 км. Взлетный вес TB3 – 1450 кг, из которых 280 кг приходятся на полезную нагрузку. Вооружение размещается на шести точках подвески. Оно включает две управляемые противотанковые ракеты UMTAS с лазерным наведением и дальностью пуска 0,5-8 км либо четыре корректируемые планирующие высокоточные авиабомбы Bozok, «умные» боеприпасы MAM-C и MAM-L, способные поражать неподвижные и движущиеся объекты на расстоянии до 8 км, модульные боеприпасы KUZGUN-TjM с дальностью поражения до 245 км, а также неуправляемые ракетные снаряды.

Изучение баз данных Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) позволяет утверждать, что в 2023 году ударные БПЛА Bayraktar TB3 должны начать поступать на вооружение одновременно с вводом в строй УДК-носителя Anadolu.

Судя по всему, командование Вооруженных Сил Турции не очень устраивают характеристики TB3. Поэтому началась разработка реактивного авианосного стелс-беспилотника Bayraktar Kızılelma («Красное яблоко»). 14 декабря прошлого года состоялся первый полет. Его максимальная взлетная масса – 6000 кг, грузоподъемность – 1500 кг, размах крыла – 10 м. Дрон оснащен турбовентиляторным двигателем АИ-25ТЛТ украинской фирмы «Ивченко-Прогресс», который производится совместным предприятием Black Sea Shield. Он позволяет развивать максимальную скорость полета 1100 км/ч и работать на высотах до 14 000 м. Боевой радиус машины – 930 км.

Все эти данные относятся к дозвуковому беспилотнику Kızılelma-A. Сверхзвуковая модификация Kızılelma-B получит турбовентиляторный двигатель АИ-322Ф с форсажной камерой, а вариант Kızılelma-C, тоже сверхзвуковой, будет оснащаться двумя АИ-322Ф. Похоже, выпуск этих моторов был налажен в Турции до того, как цеха «Ивченко-Прогресс» уничтожили в Запорожье.

В заключение отметим, что по результатам испытаний БПЛА Kızılelma определится судьба второго УДК-носителя БПЛА, уже получившего название Trakya, как по-турецки называется Фракия, но пока не заложенного. Концепция применения нового Bayraktar TB3 также пока вызывает много вопросов. Опыт современных военных конфликтов показывает, что боевая устойчивость этих летательных аппаратов в условиях интенсивного противодействия относительно невысока. БПЛА сравнительно легко сбить современным реактивным истребителем или ЗРК большого радиуса действия.

Пока просматривается одна боевая задача, в которой морские БПЛА турецкого производства однозначно должны найти свою нишу – морское патрулирование. Возможность сутками барражировать в необходимом районе, не подвергая опасности экипаж, крайне востребована для охраны морских границ Турции. По сравнению с пилотируемой патрульной авиацией БПЛА гораздо дешевле в эксплуатации, менее подвержены износу и более доступны для постоянного развертывания по ротации.

Также огромное значение для коммерческого успеха новой версии Bayraktar TB3 будет иметь его конечная цена. Как уже неоднократно отмечалось в зарубежных публикациях, популярность турецких беспилотников объясняется преимущественно более выгодным предложением по стоимости.