Федеральный министр экономического сотрудничества и развития С.Шульце, представляющая в правительстве Германии старшую коалиционную партию СДПГ, сообщила о планах ее ведомства разработать стратегию сотрудничества с регионом Сахеля. Соответствующий документ, как ожидается, может быть представлен уже в мае текущего года и охватит Буркина-Фасо, Мавританию, Мали, Нигер и Чад. Необходимость комплексного подхода политик объяснила стремлением Берлина поддержать указанные страны в свете планируемого завершения развертывания Бундесвера в Мали, особенно это касается задачи противодействия терроризму. По словам С.Шульце, «Германия будет продолжать участие в Сахельском регионе. Мы даже расширим наши обязательства в отношении политики развития и взглянем на весь регион, включая прибрежные государства, потому что террористы не уважают территориальные границы».
С точки зрения министра, между борьбой с терроризмом и сотрудничеством в целях развития прослеживается прямая связь, так как, следуя ее логике, многие местные жители вступают в экстремистские группировки по причине плохой социально-экономической обстановки и низкого уровня жизни. В результате, если создать в регионе новые рабочие места и дать населению больше возможностей, то в конечном итоге удастся лишить незаконные формирования возможностей ректурирования новых боевиков. Кроме того, С.Шульце подчеркнула, что ситуация на Африканском континенте способна создать угрозу для Евросоюза. Речь в данном случае шла об исламистских террористических группировках, способных совершать атаки не только в странах Сахеля, но и Европы.
О конкретных мерах поддержки, которые планируется заложить в новой стратегии, С.Шульце не упомянула. Если опираться на уже имеющийся опыт работы министерства экономического сотрудничества и развития в регионе, к примеру, в рамках «Сахельского альянса», запущенного в 2017 г., то ключевыми направлениями призваны стать сельское хозяйство, продовольственная безопасность, энергетика, водные ресурсы, образование, занятость среди молодежи, а также повышение эффективности системы управления и доступности базовых услуг для населения. Под эгидой данного проекта уже реализуется более 120 германских программ в пяти названных выше государствах, а сама ФРГ является четвертым крупнейшим международным донором в «Сахельском альянсе», уступая лишь Всемирному банку, ЕС и Франции.
Впрочем, даже сами немецкие эксперты ранее подчеркивали тенденцию на уровне Евросоюза к подмене целей сотрудничества в целях развития на безопасность, которая была характерна как для присутствия в Афганистане, так и в Африке. Более того, безопасность в данном случае понималась не как ситуация в точках возникновения рисков, а как потенциальная угроза для Европы, а потому миссии, признанные способствовать стабилизации ситуации в реальности не разрешали проблему, а купировали ее негативные последствия. В частности, данный факт хорошо иллюстрирует пример Африканского фонда мира, учрежденного ЕС и Африканским союзом еще в 2004 г. По данным Федерального агентства по гражданскому просвещению Германии, порядка 90 % средств этого Фонда расходуются на решение задач в области борьбы с терроризмом и нелегальной миграцией, то есть угрозами, представляющими большую опасность для самих европейцев[i] [1]. При этом приоритет был отдан поддержке сил безопасности, а не укреплению государственных институтов, что, позволяло добиться лишь краткосрочного улучшения общей ситуации с безопасностью.
Несмотря на критичные подходы экспертного сообщества, ФРГ, судя по всему, в текущих условиях рассматривает возможность пойти по тому же пути, испытывая серьезную озабоченность в связи с происходящим в регионе и внутриполитическими дебатами. Так, в заявлениях С.Шульце по прежнему указывается, что Бундесвер должен завершить свое присутствие в Мали весной 2024 г., хотя оппозиция продолжает добиться досрочного вывода военных, ссылаясь на высокие риски для жизни и невозможность исполнять мандат. Со сложностями Берлин столкнулся на днях в Чаде. В конце минувшей недели Нджамена выслала посла ФРГ Г.Крике. Официальной причиной объявления немецкого дипломата персоной нон-грата было указано «грубое отношение» и «пренебрежение дипломатической практикой». В действительности, как полагают обозреватели, инцидент стал результатом резких замечаний Г.Крике в адрес действующих властей Чада.
В целом с момента объявления об уходе Бундесвера из Мали, от ФРГ ждут представления новой стратегии присутствия в Сахеле, которая, с одной стороны, поддерживала бы стабильность в регионе, но с другой, позволила бы минимизировать свое фактическое присутствие. В этой связи, вероятно, было решено возложить основные обязанности по координации данного вектора на министерство экономического сотрудничества и развития, которое контролируется старшей коалиционной партией и ранее оставалось в стороне от дебатов МИД и оборонного ведомства относительно вовлеченности в зарубежные миссии. Помимо этого, складывается ощущение, что Берлин планирует все больше опираться на практику Брюсселя, вписывая в инициативы в области устойчивого развития принципиальные для Европы моменты в виде борьбы с терроризмом и нелегальной миграцией, Впрочем, как показывает предшествующий опыт ЕС, подобный образ действий имел в лучшем случае ограниченный по времени эффект, не решая глубинных проблем, лежащих в основе кризисов.
[i] [2] Fischer M. Meinung: Das Engagement der EU im Sahel nach dem Scheitern in Afghanistan // Bundeszentrale für politische Bildung. URL: www.bpb.de/themen/kriege-konflikte/dossier-kriege-konflikte/516284/meinung-das-engagement-der-eu-im=sahel-nach-dem-scheitern-in-afghanistan/