- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об участии России в реализации иранского проекта железной дороги Решт-Астара, как части Международного транспортного коридора Север-Юг

Соглашение, подписанное с Россией о строительстве иранского проекта железной дороги Решт-Астара, будет завершено в мае с. г. Заместитель министра автомобильных дорог и городского развития по строительству и развитию железных дорог, портов и аэропортов Аббас Хатиби заявил на прошлой неделе, что ведутся переговоры с российскими официальными лицами о строительстве этого крупного железнодорожного проекта. Коридор Север-Юг в настоящее время является самым важным коридором страны, сказал он, добавив, что «Железная дорога Решт-Астара также является самым значительным железнодорожным проектом в стране». Ведутся серьезные переговоры с российскими официальными лицами об участии в двух финансовых и технических секторах этого гигантского проекта, заявил Хатиби. Ресурсы аккредитива (L /C), открытого Россией в рамках кредита для завершения строительства железной дороги Решт-Астара, должны быть использованы оптимально, подчеркнул он. В другом месте своего выступления Хатиби указал на участие Азербайджанской Республики в этом крупном проекте и сказал: «Ведутся интенсивные переговоры по разработке двустороннего соглашения с Россией. После этого будет подписано трехстороннее соглашение между Ираном, Россией и Азербайджаном с присоединением Азербайджанской Республики к этому проекту». Таким образом, коридор Север-Юг начинает обретать реальные контуры. Каковы его перспективы по оценке индийских аналитиков? Они подчеркивают, что изолированные Западом, Россия и Иран стремятся ослабить санкционное давление путем создания нового экономического коридора, который стимулирует двустороннюю торговлю и соединяет их с быстрорастущей Индией, но эффективность проекта все еще может быть подорвана санкциями, а также логистическими проблемами и геополитической напряженностью. Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC), 7200-километровое автомобильное, железнодорожное и морское сообщение, проходит от Санкт-Петербурга через юг России, Азербайджан, Иран, затем в Мумбаи. О коридоре, который включает в себя участок через Каспийское море и дополнительный маршрут через Казахстан и Туркменистан, говорили в течение ряда лет, но по-настоящему он набрал обороты только после начала российской военной операции  на Украине. Москва рассматривает коридор как логистическое альтернативу замены европейской торговли, утраченной из-за санкций. Для всех вовлеченных сторон проект существенно снижает транспортные расходы в обход Суэцкого канала. Усиление санкций США и ЕС после вторжения на Украину побудило Россию укрепить торговые связи с Ираном и наладить контакты с Индией, куда российский импорт увеличился в четыре раза. Нью-Дели бросил вызов Западу, поддерживая экономические связи с Москвой, и имеет амбиции использовать INSTC для укрепления коммерческого взаимодействия с Центральной Азией и Европой. Страны коридора вкладывают значительные средства в это предприятие, Россия и Иран, по сообщениям, готовы инвестировать в него сумму 25 млрд долларов США. Первые поставки начались в прошлом году – при этом цель по ежегодному транзиту грузов 30 млн тонн к 2030 году. Но есть большие препятствия.

Проект остается незавершенным, что подчеркивает близкий союзник России Беларусь. Желая присоединиться к INSTC, премьер-министр Белоруссии Роман Головченко говорил о «необходимости решения проблемы отсутствия инфраструктуры». Одним из основных пробелов является давно отложенная железнодорожная линия Решт-Астара протяженностью 164 км в Иране. Проблемы с финансированием задержали его завершение, хотя теперь Россия, по-видимому, согласилась финансировать этот проект и он будет завершен в мае с. г. При этом иранская экономическая ежедневная газета the Financial Tribune ссылается на другие логистические проблемы Ирана, такие как серьезная нехватка железнодорожных грузовых вагонов и пропускной способности автомобильных перевозок, а также бюрократические препятствия, которые замедляют транзитные перевозки. Анализ также указывает на небольшой размер иранского флота в Каспийском море; ограниченное количество судов, осуществляющих перевозки между Ираном и Россией по водному пути; тот факт, что южный российский порт Астрахань замерзает зимой, серьезно ограничивая доступ; и отсутствие дноуглубительных работ на реке Волга и Волго-Донском канале, что снижает грузоподъемность судов (интересно, что сейчас иранские компании как раз занимаются этим проектом).

Евразийский банк развития заявляет, что более 40 нетарифных и других барьеров препятствуют эффективному функционированию коридора. Аналитики Банка говорят, что на его конкурентоспособности существенно сказываются недостающие звенья и узкие места в инфраструктуре, а также отсутствие согласованных процедур пересечения границы, бумажных транспортных документов и отсутствие эффективного механизма координации для управления проектом (включая тарифы, а также страхование грузов и транспортных средств). Хотя некоторые эксперты рассматривают его как коридор обхода санкций для России и Ирана, экономические ограничения США и ЕС могут серьезно ограничить нероссийские и неиранские инвестиции в INSTC и его доступ в Европу. Вторичные санкции США, применяемые к неамериканским лицам, были повторно введены в отношении Тегерана после выхода США из ядерной сделки с Ираном, и другие подобные меры могут быть активированы против Москвы. Те, кто нацелен на Тегеран, уже сорвали финансирование Азербайджаном железнодорожного сообщения Решт-Астара. Вторичные санкции в отношении Ирана затронули и Индию. Несмотря на предоставленные льготы для развития иранского порта Чабахар, который Иран хочет превратить в ключевой узел коридора, закупка оборудования для него у частных инфраструктурных компаний была и остается сложной задачей. И поскольку ограничения ЕС в отношении России и контрмеры Москвы привели к падению российской торговли с Европой, надежды Индии на использование INSTC для торговли с Европой не выглядят многообещающими.

Но, возможно, самой большой потенциальной угрозой для проекта являются политические трения между Азербайджаном и Ираном. Напряженность возросла с тех пор, как азербайджанцы нанесли поражение армянам в Нагорно-карабахской войне 2020 года, в процессе восстановления территории на границе с Ираном, близким союзником Армении. Это изменило баланс сил в регионе, прокомментировал аналитик по Южному Кавказу Фуад Шабазов в заголовке региональных текущих событий Amwaj. Тегеран, по его словам, также стал опасаться все более тесных связей Баку с Израилем и планов запустить коридор через территорию Армении к азербайджанскому эксклаву Нахичеван, который может отрезать Иран от Армении. Взаимное недоверие привело к тому, что Тегеран и Баку проводят военные учения вблизи своей границы, а Азербайджан даже ставит под сомнение территориальную целостность своего соседа. Другие инциденты также вызвали тревогу, наиболее потенциально взрывоопасным было нападение на посольство Азербайджана в Тегеране в январе – ответственность за которое Баку возлагает на Тегеран. Однако ни одна из сторон не хочет конфликта, и они явно многое выиграют от того, что INSTC заработает. Они подтвердили это на саммите в Баку в сентябре прошлого года, но геополитическая напряженность не сулит ничего хорошего. Армения, чувствуя возможность, уже стремится заинтересовать Индию в конкурирующем коридоре в обход Азербайджана.

Для INSTC это все еще первые дни. Россия и Иран уже хорошо использовали коридор, но на данный момент его пропагандистская ценность как ответного шага на санкции, возможно, важнее, чем его фактическая экономическая выгода. Реализация проекта настолько сопряжена с рисками и вызовами, что вполне может возникнуть проблема с достижением амбициозной цели по транзиту грузов, особенно если ужесточение режимов санкций против России и Ирана оставит им меньше средств для инвестирования в маршрут.