Как полагают пакистанские эксперты в области национальной безопасности, арест на прошлой неделе Гульзара Имама, который является основателем и лидером Белуджской национальной армии (BNA), является важной новостью в контексте продолжающихся антитеррористических операций в Белуджистане. BNA является серьезной группой боевиков и участвует в нападениях на пакистанские силы безопасности и инфраструктуру в регионе. Заявление Межведомственных связей с общественностью (ISPR), в котором говорится, что задержанный подозревается «в связях с враждебными разведывательными агентствами, действующими против Пакистана», предполагает, что арест может быть частью более широких усилий пакистанских силовиков по противодействию внешней поддержке сепаратистских групп белуджей. Пакистанские военные участвовали в широком спектре операций в Белуджистане, включая операции по поиску и разминированию, целенаправленные операции по убийству лидеров боевиков и создание военных контрольно-пропускных пунктов и баз в регионе. Военные также участвовали в строительстве инфраструктурных проектов, таких как Китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC), который является главным источником разногласий в регионе. Военные утверждают, что эти операции были успешными в снижении возможностей групп боевиков, действующих в регионе, включая BNA. Недавний арест еще одного лидера этой группы Аслама Белуджа также рассматривается как важная веха в этой кампании. Арест Гульзара Имама рассматривается как значительный удар по BNA, который, вероятно, окажет значительное негативное влияние на ее оперативные возможности и может привести к снижению ее активности в регионе.
Аналогичным образом, интеграция и примирение действительно являются важнейшими компонентами в достижении прочного мира в Белуджистане и Пакистане в целом. Для достижения прочного мира важно решить основные проблемы, которые способствовали конфликту. Это включает в себя устранение экономического неравенства, политического представительства и культурной самобытности. Правительство и армия неустанно работают над тем, чтобы белуджи имели доступ к предметам первой необходимости, таким как образование, здравоохранение и возможности трудоустройства. Обе заинтересованные стороны также работали над укреплением доверия между правительством и лидерами белуджей. В то же время важно признать, что достижение прочного мира в Белуджистане не является исключительной обязанностью правительства. Гражданское общество, лидеры общин и другие заинтересованные стороны также должны быть вовлечены в процесс укрепления доверия и примирения. Еще одна проблема заключается в том, что некоторые элементы, живущие за границей, могут использовать националистическое движение белуджей для своей личной или политической выгоды. Это может включать в себя стремление к финансовой выгоде или личному престижу или использование движения в качестве платформы для продвижения собственной политической повестки дня или идеологии. Одной из наиболее насущных проблем, стоящих перед Белуджистаном, является угроза, исходящая от враждебных разведывательных агентств (HIAS), которые стремятся использовать линии разлома в регионе, чтобы посеять раздор и создать нестабильность (более чем прозрачный намек на спецслужбы Индии – авт.). Эта угроза особенно остра среди молодежи, которая может быть более уязвимой к влиянию этих агентств и их доверенных лиц. Одной из стратегий противодействия этой угрозе, по мнению пакистанских экспертов, является позитивное вовлечение молодежи путем освещения роли HIAS в использовании наших линий разлома. Молодые люди в Белуджистане могут не до конца понимать угрозу, исходящую от HIAS и их доверенных лиц. Предоставляя образовательные и информационно-просветительские кампании, необходимо помочь им понять, каким образом эти агентства стремятся использовать существующие проблемы, чтобы создать раскол и подорвать наше единство. Молодежь в Белуджистане безусловно должна иметь возможность полноценно участвовать в политической, социальной и экономической жизни региона. Этого можно достичь с помощью программ, которые обеспечивают обучение лидерству, развитие навыков и возможностей для гражданского участия. Предоставляя молодым людям право голоса и заинтересованность в будущем их сообществ, государство может помочь построить более инклюзивное и устойчивое общество. Чтобы противостоять усилиям HIAS, важно навести мосты через этнические, языковые и другие линии разлома. Объединяя людей посредством обмена опытом и инициатив, мы можем помочь разрушить барьеры, которые стремятся использовать HIAS. При этом ситуация со средним и высшим образованием в Белуджистане оценивается экспертами «как удручающая». После обретения Пакистаном независимости в Белуджистане было только девять средних школ и ни одного колледжа. До 1970 года в Белуджистане был только один вуз – филиал Университета Пенджаба. В результате медленного роста объектов высшего образования в провинции в настоящее время действуют одиннадцать государственных университетов. Система высшего образования Белуджистана развивается крайне медленно по сравнению с другими провинциями. После принятия 18-й поправки в 2010 году провинция взяла на себя большую ответственность за продвижение высшего образования. Но, к сожалению, университеты провинции не смогли поддерживать и производить человеческие ресурсы, ученых, писателей, политиков, исследователей и т.д. — и начали деградировать; повторяется простое копирование и тиражирование культуры. Положение университетов Белуджистана является серьезной проблемой, которая требует немедленного рассмотрения. Университеты находятся в опасном положении из-за кумовства, плохого управления, неадекватной политики, политики профсоюзов, незрелой политики студенческих организаций и отсутствия интереса у заинтересованных сторон. Но политическое вмешательство и нехватка бюджета являются основными причинами ухудшения состояния университетов в Белуджистане. Первой и главной проблемой является политическое вмешательство, которое считается причиной всех проблем и ухудшает положение университетов в Белуджистане. Политическое вмешательство определяется экспертами как вовлечение политических субъектов, таких как правительственные чиновники, профсоюзы работников, студенческие организации и политические партии, в университетские дела, такие как отбор должностных лиц и персонала университета, а также формулирование академической политики и решений. Из-за политического вмешательства университеты в провинции назначили вице-канцлеров, проректоров, казначеев и регистраторов без использования надлежащих процессов найма, таких как реклама и поисковые комитеты. Несмотря на то, что они не соответствуют требованиям, их принимают на работу без собеседований, исходя из личных и политических интересов. Правительство недавно объявило и собирается назначить пять вице-канцлеров университетов в соответствии с действующим законодательством. К сожалению, в провинции 8 из 11 регистраторов университетов работают без какой-либо надлежащей и законной процедуры. Они выполняют свои обязанности в личных и политических интересах политиков, несмотря на то, что не были назначены в соответствии с юридической процедурой. Из-за политического вмешательства кумовство и фаворитизм подорвали набор и продвижение по службе на основе заслуг. В результате на ключевые должности были назначены недостаточно квалифицированные люди, что привело к плохому руководству. Кроме того, университеты в Белуджистане испытывают серьезную проблему с финансированием, что влияет на их способность предлагать студентам высококачественное образование и исследования. Правительство Белуджистана предоставляет финансирование университетам провинции, но сумма часто недостаточна для удовлетворения их потребностей. Правительство провинции выделило всего 2,5 млрд рупий 11 университетам в 2022-2023 годах. Недостаток финансирования мешает многим университетам продолжать свою повседневную деятельность, расширять свои помещения, выплачивать заработную плату, нанимать квалифицированных преподавателей и предоставлять высококачественное образование, поскольку университеты недостаточно финансируются правительством Белуджистана. Следовательно, исследования, учеба и образовательные стандарты снизились. Два престижных университета не выплачивали зарплату своим сотрудникам в течение последних двух месяцев, что привело к забастовке. Чтобы остановить политическое вмешательство в университеты, требуется многогранная стратегия, которая включает в себя соблюдение закона, усиление роли органов управления университетами, продвижение политического нейтралитета, создание независимых органов, противодействие профсоюзам и студенческим организациям выдвигать незаконные требования и вовлечение гражданского общества. Университеты могут выйти из этой сложной финансовой ситуации, поддерживая и внедряя многочисленные стратегии, включая увеличение государственного финансирования, поощрение государственно-частного партнерства и эффективное управление расходами. Также, правительство Белуджистана и другие заинтересованные стороны могут рассмотреть ряд вариантов решения этой проблемы. Университеты могут также изучить альтернативные источники финансирования.
В конечном счете делается общий вывод о том, что ключом к противодействию угрозе, исходящей от HIAS, является построение сильного, единого и инклюзивного Белуджистана. Позитивно привлекая молодежь и подчеркивая роль HIAS в использовании наших линий разлома, правительство может помочь построить более устойчивое общество, способное лучше противостоять внешнему давлению и вызовам. Это потребует постоянных усилий и приверженности совместной работе во всех секторах общества.