Администрация Дж.Байдена 11 апреля одобрила потенциальную продажу 18 мобильных артиллерийских ракетных систем HIMARS на сумму 524 млн долларов для Марокко, ключевого североафриканского союзника и военного партнера в нестабильном регионе Сахель. Государственный департамент США во уведомил Конгресс об этой поставке, которая включает продажу тактических ракетных комплексов и управляемых реактивных систем залпового огня. В отдельном заявлении Министерство обороны одобрило продажу Рабату высокоточных авиабомб на сумму 250 млн долларов. Марокко является крупным союзником, не входящим в НАТО, и близким партнером Вашингтона в контртеррористических операциях. Королевство участвует в более чем 100 военных учениях с США каждый год. Наряду с Тунисом и Сенегалом в этой стране проводятся крупнейшие военные учения в Африке «Африканский лев». Если продажи будут одобрены, Марокко станет первой североафриканской страной, получившей HIMARS -высокомобильные артиллерийские ракетные системы, которые устанавливаются на шестиколесное транспортное средство и управляются экипажем из трех человек. Управляемые ракеты, запускаемые HIMARS , используются для нанесения высокоточных ударов средней дальности — до 70 км. Предлагаемая продажа Марокко тактических ракетных комплексов примечательна тем, что Вашингтон исключил возможность отправки их Киеву из-за опасений, что это может привести к эскалации войны на Украине. HIMARS обладает высокой мобильностью, что позволяет небольшим оперативным группам запускать ракеты и быстро рассеиваться. Их также можно легко загружать и разгружать на транспортные самолеты C-130, которыми располагает Марокко. Американский оборонный подрядчик Lockheed Martin, выпускающий HIMARS , заявил в феврале, что расширяет его производство на фоне растущего интереса. В арабском мире только Иордания и ОАЭ в настоящее время имеют в своем арсенале HIMARS. Военно-техническое сотрудничество США с Марокко в целом пользуется широкой двухпартийной поддержкой в Конгрессе, который должен одобрить сделку, что делает продажу очень вероятной. Сенатор-республиканец Джим Инхоф, один из самых яростных критиков Рабата за его политику в Западной Сахаре, в этом году ушел в отставку. Марокко аннексировало малонаселенную территорию в 1975 году после окончания испанского колониального правления. С тех пор марокканские военные участвуют в спорадических боевых действиях с Фронтом ПОЛИСАРИО, повстанческим движением, которое основало самопровозглашенную Сахарскую Арабскую Демократическую Республику в 1973 году. Около 175 000 сахарских беженцев живут в лагерях по ту сторону границы в Алжире. Рабат обвиняет своего соседа и главного конкурента в вооружении повстанцев, обвинение, которое Алжир отрицает. США признали суверенитет Марокко над спорной территорией в 2020 году в обмен на нормализацию отношений Рабата с Израилем. Администрация Дж.Байдена оказалась под давлением, требующим отменить решение администрации Д.Трампа, но заявила, что в позиции США «нет изменений». В январе появились сообщения о том, что Марокко отправило Украине танки Т-72 советских времен. Рабат опроверг это утверждение, заявив, что летальная помощь была отправлена на Украину из Чешской Республики без его разрешения (хитрая тактика, но причина ясна – экономика и ВТС с США – авт.). Как и другие арабские государства, Марокко серьезно зависит от зерна из России и Украины, но Рабат также получил некоторые выгоды от войны на Украине. Прибыль государственного производителя удобрений OCP Group выросла на 272% после начала боевых действий. Кстати, в прошлом месяце этот конгломерат сменил свое руководство в штаб-квартире в Нью-Йорке на фоне ожидаемой отмены фактически заградительных пошлин поставки удобрений в США. В этой связи Марокко попыталось найти баланс между своим союзником США и Россией. В июне прошлого года король Мухаммед VI направил президенту РФ В.В.Путину письмо, посвященное отношениям двух стран. Четыре месяца спустя Министерство энергетики достигло соглашения по ядерной энергетике с «Росатомом», российской государственной корпорацией, которая помогала военным усилиям России. Теперь идет реверанс в сторону США, даже несмотря на то, что предлагаемая продажа происходит на фоне того, что Запад стремится наладить отношения с Алжиром, главным региональным конкурентом Марокко. По данным издания Wall Street Journal, нефтяной гигант Chevron планирует подписать соглашение с Алжиром о разведке энергетических ресурсов. Марокко и Алжир десятилетиями были вовлечены в гонку вооружений. Ожидается, что президент Алжира Абдельмаджид Теббун посетит Москву в следующем месяце. Министерство обороны США при этом заявило, что предлагаемые продажи «не изменят военный баланс в регионе», добавив, что системы «улучшат способность Марокко противостоять текущим и будущим угрозам и будут способствовать способности Марокко обнаруживать угрозы и контролировать свои границы, способствуя поддержанию региональной стабильности и безопасности».
В связи с тем, что Африка в настоящее время все больше приобретает особое значение в рамках геополитического противостояния есть, видимо, смысл понять, кто конкретно отвечает за формирование политики Белого дома на континенте. Госсекретарь США полагается на сплоченную команду для решения африканских проблем, члены которой не обязательно являются экспертами на континенте. Поездка вице-президента Камалы Харрис в Африку, завершившаяся ранее в этом месяце, стала еще одним признаком возобновления интереса Соединенных Штатов к африканскому континенту. Это последовало за африканским турне государственного секретаря Энтони Блинкена двумя неделями ранее. Блинкен, в частности, полагается на Бюро по делам Африки Государственного департамента, но также и на нескольких высокопоставленных фигур, и все в пределах, установленных Белым домом. Его последняя по времени поездка в Африку, как и две предыдущие, которые он предпринял с момента вступления в должность в январе 2021 года, была тщательно подготовлена Мэри Кэтрин «Молли» Фи, главой Бюро по делам Африки. Назначение Фи, которая занимала пост посла в Южном Судане с 2015 по 2017 год, на ее нынешнюю должность в апреле 2021 года не было единогласно одобрено элитным сообществом экспертов по Африке в Вашингтоне. Многие члены этого микромира дипломатов, ученых и стипендиатов самых влиятельных внешнеполитических аналитических центров в западном мире были удивлены выбором арабиста в качестве заместителя Блинкена по Африке. Но это назначение не было беспрецедентным. За кулисами Бюро по делам Африки часто называют «плохим родственником американской дипломатии» и часто оно является вторым выбором для многих дипломатов, которым не удалось получить должности посла в пяти других географических подразделениях Госдепартамента. Фи, уроженка Чикаго, большую часть своей карьеры проработала на должностях, связанных с Ближним Востоком. Именно во время работы директором по Ираку в Белом доме в качестве директора Совета национальной безопасности (СНБ) в период с 2009 по 2011 год у нее сложились тесные отношения с нынешним госсекретарем, который в то время был советником по безопасности тогдашнего вице-президента Джо Байдена. Опыт Фи в Африке представляется ограниченным по сравнению с другими фигурами, чьи имена обсуждались в период назанчения на должность помощника государственного секретаря по африканским делам (официальное название нынешней должности Фи). В их число входила Джендайи Элизабет Фрейзер, которая занимала этот пост с 2005 по 2009 год в правительстве Джорджа У. Буша и Сьюзан Пейдж, первый посол США в Южном Судане в период с 2011 по 2014 год. В своей работе Фи должна учитывать растущий интерес ее начальника Виктории Нуланд к проблемам Африки. Нуланд, заместитель госсекретаря по политическим вопросам и «номер три» в Государственном департаменте, известна своими неоконсервативными взглядами при администрации Дж.Буша. Она работала советником вице-президента Дика Чейни с 2003 по 2005 год. Бывший посол США в НАТО, Нуланд, прежде всего, специалист по Евразии. Помогая Блинкену в кризисе на Украине, она также участвует в управлении отношениями со странами Западной Африки и Сахеля, в которых Россия принимает все большее участие. Некоторые из этих государств, в частности Мали, недавно выбрали Россию в качестве партнера в области безопасности в ущерб Франции. Нуланд в течение нескольких месяцев убеждала Блинкена поддерживать какие-то отношения с их лидерами, некоторые из которых пришли к власти в результате государственного переворота, в том числе в Мали, Буркина-Фасо и Гвинее (в последней недавний госпереворот напрямую связывается французскими источниками с подрывной деятельностью США). США прекратили все военное сотрудничество с этими странами в соответствии с положением раздела 7008 Государственного департамента, которое запрещает оказание помощи в области безопасности правительствам, пришедшим к власти в результате военного переворота. Но США сохранили большинство своих программ развития и даже увеличила гуманитарную помощь Мали и Буркина-Фасо в прошлом году. При этом интересно, что та же гвинейская хунта пока военной помощи от США не дождалась, несмотря на все свои призывы. Такая прагматичная позиция иногда вызывала трения с Бюро демократии, прав человека и труда Государственного департамента (DRL), находящаяся в ведении заместителя министра гражданской безопасности, демократии и прав человека Узры Зеи, которая уже выразила оговорки по поводу политики США в отношении Чада, которую она считает слишком примирительной. Она настаивает на более жесткой линии в отношении генерала Махамата Идриса Деби, он же Кака, сына покойного президента Чада Идриса Деби, который усиливает свою власть в государстве и который, по мнению некоторых, может не отказаться от власти, как было обещано в конце переходного периода. При этом недавно DRL добилась своего в другом деликатном вопросе. Хотя Блинкен изначально рассматривал возможность посещения Судана во время своего африканского турне в прошлом месяце, в конце концов этот вариант был отклонен. Были опасения, что появление госсекретаря США рядом с военными в форме может быть истолковано как одобрение путчистского режима. Решение соответствовало официальной доктрине администрации Байдена о политике США в Африке и было продиктовано DRL. Администрация опубликовала свою «Стратегию США в отношении Африки к югу от Сахары» в августе прошлого года. В ней подчеркивается важность продвижения «открытых обществ», а также необходимость остановить «недавнюю волну авторитаризма» в Африке, одновременно противодействуя российскому и китайскому вмешательству тна континенте. Документ был разработан Советом национальной безопасности с помощью должностных лиц из аппарата Фи. СНБ играет ведущую роль в определении параметров внешней политики президента, в то время как Государственный департамент отвечает за обеспечение ее повседневной реализации. Это разделение труда до сих пор не подвергалось сомнению Блинкеном и Фи, которые, как сообщается, поддерживают хорошие отношения с главой СНБ Джейком Салливаном и его директором по Африке Джаддом Девермонтом. Бывший политический аналитик по странам Африки к югу от Сахары для ЦРУ, последний сыграл ключевую роль в организации африканского турне Камалы Харрис, настаивая на том, чтобы она посетила только «демократические страны». Ее поездка привела ее в Гану, Танзанию и Замбию. Помимо Бюро по делам Африки, Блинкен консультируется с несколькими высокопоставленными фигурами перед своими выступлениями и поездками на континент. Он часто беседует на эту тему с послом США при Организации Объединенных Наций Линдой Томас-Гринфилд об африканских делах, и она помогла ему разрешить некоторые деликатные ситуации. Томас-Гринфилд, которая был помощником госсекретаря Барака Обамы по африканским делам с 2013 по 2017 год, например, была направлен в Кампалу в августе прошлого года, чтобы убедить президента Йовери Мусевени не покупать российскую нефть. С момента вступления в должность Блинкен также регулярно встречался с одним из самых известных африканистов в Вашингтоне, Джонни Карсоном, который также был помощником государственного секретаря по африканским делам в период с 2009 по 2013 год и который занимал пост посла в Кении, Зимбабве и Уганде. Блинкен добился назначения Карсона специальным представителем по выполнению рекомендаций американо-африканского саммита, состоявшегося в декабре в Вашингтоне. Хотя Саманта Пауэр стала менее заметной после своего ухода из Госдепартамента в 2017 году, она по-прежнему оказывает влияние на Блинкена в вопросах прав человека. Она была послом США в Организации Объединенных Наций при Обаме и возглавляет агентство по развитию USAID с 2021 года. Этот независимый орган является одним из ключевых каналов Государственного департамента для проецирования мягкой силы в Африке. В прошлом году агентство выделило более 6 миллиардов долларов на проекты гуманитарной помощи на континенте.