- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Израиле: март 2023 г.

В области внутренней политики в марте центральным событием по-прежнему являлась судебная реформа и протесты населения, несогласного с ней, что к концу месяца привело к замораживанию намеченных коалицией преобразований. Во внешней политике недостижимой для главы правительства Б.Нетаньяху осталась личная встреча с президентом США Дж.Байденом, что компенсировалось активизацией европейского вектора дипломатии. Уровень террористической угрозы в течение месяца был высоким, более того, обстановка усугубилась в связи с началом Рамадана и приближением Песаха. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

В марте в направлении израильской территории из сектора Газа было зафиксировано два ракетных пуска. 8 марта снаряд приземлился в районе приграничной полосы. Ответственность за инцидент напрямую не взяла на себя ни одна из палестинских группировок, хотя, комментируя случившееся, ХАМАС пригрозил ответными действиями в том случае, если израильское правительство попытается смягчить внутриполитическое давление посредством «войны» или продолжит «преступления» в Иерусалиме и на Западном берегу р. Иордан. 18 марта целью боевиков был избран кибуц Нахаль-Оз. Ракета приземлилась на открытой местности, не причинив ущерба, а ответственность за ее запуск возложила на себя группировка «Логово льва». Свои действия она объяснила «ответом» на «преступления», совершаемые «оккупационными силами» в отношении населения района Восточного Иерусалима Джебель-Мукабера, Дженина и Наблуса.

Наряженной оставалась ситуация с безопасностью. По статистике Информационного центра по изучению терроризма им. М.Амита, нападения на израильских мирных жителей и военнослужащих с использованием холодного, огнестрельного оружия и взрывных устройств были совершены в Тель-Авиве, Хаваре, Авней-Хефец, Дорот-Илите и Бейтар-Иллите, на перекрестках Бейт-Хагай, Мегиддо, Джит и Адам. Израильские силы безопасности продолжили проводить комплекс контртеррористических мероприятий, сосредоточенных в Дженине, Наблусе, Тулькарме и лагере беженцев Акабат-Джабар близ Иерихона.

На фоне Рамадана и по мере приближения к Песаху стала обостряться обстановка на Храмовой горе. Молитвы 24 и 31 марта прошли относительно спокойно. Однако в первую пятницу священного для мусульман месяца было организовано палестинское шествие, прославляющее боевиков военного «крыла» ХАМАС, «Логова льва» и «батальона Тулькарм», сопровождавшиеся установкой палестинских флагов и расклейкой символики указанных группировок. Во вторую пятницу по окончании молитв вновь состоялось шествие с флагами и лозунгами «сопротивления». Кроме того, со стороны Палестинского национального совета, ФАТХ, ХАМАС и «Палестинского исламского джихада» последовали предупреждения  относительно «ритуальных действий» в дни Песаха.

Официальные визиты и переговоры

Осложнился в марте и без того непростой диалог правительства Израиля с администрацией США. В конце месяца из Белого дома и вовсе последовало заявление, что Б.Нетаньяху не получит приглашения в Вашингтон «в ближайшее время». Тем не менее, 9 марта премьер-министр ближневосточной страны пообщался с главой Пентагона Л.Остином. Основной темой обсуждения стал Иран, а поводом для очередного раунда общения послужила растущая обеспокоенность со стороны Иерусалима. В итоге в США было принято решение через министра обороны передать подтверждение гарантий безопасности государства-партнера. Кроме того, советник по национальной безопасности Дж.Салливан провел заседание американо-израильской стратегической консультативной группы с участием главы Совета национальной безопасности Израиля Ц.Анегби и министра стратегического планирования Р.Дермера.

В дополнение к этому отсутствие прямых переговоров на высшем уровне в марте было компенсировано телефонным звонком, в рамках которого Б.Нетаньяху и Дж.Байден затронули высокий уровень террористической угрозы в Израиле и ход судебной реформы. 29 марта глава израильского правительства выступил на виртуальном саммите за демократию, проведенном Государственным департаментом США по инициативе президента. Речь представителя ближневосточной страны была включена в первую сессию «Демократия, обеспечивающая экономический рост и общее процветания», а в своем обращении он попытался продемонстрировать, что Израиль, несмотря на внутренние преобразования, был и останется  демократическим государством.

В марте Израиль заметно сконцентрировался на европейском векторе дипломатии, свидетельством чего стала серия визитов Б.Нетаньяху на континент. 10 марта премьер-министр в Риме встретился со своей итальянской коллегой Дж.Мелони. В открытой части дискуссии в центре внимания сторон оказалась преимущественно экономика. В частности, было озвучено намерение провести в ближайшее время межправительственные консультации по возможностям наращивания взаимодействия в области поставок природного газа, обмена технологиями рационального использования водных ресурсов, инноваций и сельского хозяйства. При этом израильские СМИ подчеркнули, что публично Б.Нетаньяху не затронул иранскую тематику, хотя, по сообщениям его канцелярии она фигурировала на закрытых для прессы переговорах.

15 марта глава правительства ближневосточной страны отправился в Берлин, обозначив в качестве основных тем для обсуждения с федеральным канцлером О.Шольцем дипломатическое сотрудничество и контакты в области безопасности, а также ситуацию на Большом Ближнем Востоке с акцентом, разумеется, на Иране. По итогам консультаций на высшем уровне, по данным немецких источников, наметился прогресс в закупке ФРГ израильских систем ПРО Arrow 3, кроме того конструктивно прошла часть мероприятий, касающихся сохранения памяти о Холокосте. Несмотря на то, что встречи Б.Нетаньяху проходили на фоне высокой протестной активности в Германии в связи с внутриполитическими преобразованиями в Израиле, канцлер О.Шольц от критики партнера отказался, указав лишь на «обеспокоенность» в связи с нашумевшим проектом судебной реформы.

Наконец, 23 марта стартовал визит Б.Нетаньяху в Лондон, в рамках которого политик сосредоточился на формировании «фронта против Ирана», но уже не на европейском, а на глобальном уровне. Вопреки протестам, прокатившимся и по британской столице, глава правительства Соединенного Королевства Р.Сунак, подобного контрпартнеру из ФРГ, продемонстрировал сдержанность. В частности, офис премьер-министра Великобритании проинформировал СМИ, что Б.Нетаньяху указали на важность соблюдения демократических принципов, хотя прозвучали эти слова за закрытыми дверями, а потому пресса и протестующие на улицах остались недовольны.

Продолжил работу на европейском направлении министр иностранных дел Э.Коэн, посетивший в марте Польшу. Ранее в том же месяце Иерусалиму и Варшаве удалось найти понимание в вопросе возобновления визитов израильских молодежных делегаций в республику, что прежде послужило поводом для существенного охлаждения отношений между государствами. 22 марта стороны подписали соответствующее соглашение, воспринятое как символ преодоления разногласий. Однако решения о назначении нового посла в Тель-Авиве Варшава к концу месяца не приняла.

Помимо этого, в начале месяца Израиль посетил премьер-министр Словакии Э.Хегер. В повестке его встреч с Б.Нетаньяху и Э.Коэном значились двустороннее сотрудничество в сфере безопасности и энергетики, а также иранская проблематика, включающая в себя ядерную проблему и усилия Иерусалима по признанию КСИР террористической организацией в Европе на национальном и наднациональном уровнях. Делегация во главе с Генеральным директором министерства Европы и иностранных дел Албании прибыла в Израиль для обсуждения перспектив наращивания отношений в сфере кибербезопасности, экономики и памяти о Холокосте.

А вот интерес к региональной политике и продолжению процесса нормализации в марте ощутимо снизился. На указанном треке можно назвать лишь два значимых события, первое из которых подписание таможенного соглашения с ОАЭ, делающее возможным вступление в силу достигнутого ранее договора о свободной торговле. Второе, — открытие посольства Азербайджана в Израиле, состоявшееся 29 марта и ставшее важным звеном в активности Иерусалима, нацеленной  на признание в исламском мире.

Отношения с международными организациями

В начале марта накалились отношения Израиля с Международным агентством по атомной энергии, глава которого Р.Гросси после визита в Тегеран отметил «конструктивную дискуссию» с официальными лицами страны, в том числе президентом И.Раиси. Помимо этого Генеральный директор МАГАТЭ указал на недопустимость любых атак на ядерные объекты. Прежде всего он имел в виду Запорожскую АЭС, хотя на уточняющий вопрос журналистов об Израиле ответил, что данный принцип действует в отношении всех такого рода объектов.

Позиция МАГАТЭ вызвала критику в Израиле. Так, Б.Нетаньяху назвал Р.Гросси «достойным джентльменом, сказавшим нечто недостойное», а также повторил намерение своей страны защищать себя любыми средствами в случае угрозы. Как кажется, резкая риторика премьер-министра ближневосточного государства была связана не столько с поставленным под сомнение правом на самооборону, сколько с более глубинными причинами, относящимися к работе Агентства. Во-первых, ключевой целью приезда Р.Гросси в ИРИ считалось создание условий для перезапуска переговоров по СВПД в Вене, что полностью противоречит интересам Иерусалима. Во-вторых, заявление о «конструктивности» контактов прозвучали от главы МАГАТЭ несмотря на то, что в последние дни февраля в распоряжении СМИ оказались данные из закрытого отчета Агентства, согласно которым на заводе Фордо в январе был обнаружен уран, обогащенный до 83,7 %, а также два каскада центрифуг, чья конструкция «существенно отличается» от заявленной.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Повестка дня Кнессета

Вопреки высокому уровню протестной активности, в марте коалиция продолжила продвижение своих законодательных преобразований в парламенте. К концу месяца к итоговым чтениям были утверждены проект поправки к «Основному закону: судебная власть» и изменения в «Законе о судах», касающиеся состава комиссии по назначению судей, а также поправка к «Основному закону: правительство», запрещающая БАГАЦ ревизию министерских назначений. Большинством в 61 голос Пленум поддержал еще одно изменение «Основного закона: правительство», предусматривающее, что премьер-министр может быть объявлен «недееспособным» только по соображениям физического или психического состояния, а Верховный суд не будет иметь никаких полномочий при принятии данного решения.

Помимо инициатив, включенных в судебную реформу, был одобрен еще ряд знаковых документов. Пленум Кнессета 31 голосом «за» при 18 против во втором и третьем чтениях отменил действие статей 23-27 и 30 «бет» «Закона о реализации плана размежевания» 2005 г., касавшихся ограничений на въезд и проживание, а также эвакуации собственности на территориях общин в северной Самарии. Первое чтение прошел проект бюджета на 2023-2024 гг., а также ряд вспомогательных законопроектов, в том числе «Об экономической оптимизации». Предполагается, что в текущем году расходная часть бюджета составит порядка 611 млрд, а в следующем, — 654 млрд. шекелей. Наконец, «Законопроект о квасном», ставший поводом для распада прошлой коалиции, был утвержден при поддержке 48 депутатов.

Деятельность правительства

Еженедельные заседания кабинета министров Израиля в марте состояли преимущественно из своего рода брифингов премьер-министра по итогам его зарубежных визитов, рассмотренных выше, а также обсуждения ситуации с безопасностью. Помимо этого, возрастающее значение стала иметь экономика страны и ее предпринимательский сектор. Так, на встрече кабмина 19 марта Б.Нетаньяху прокомментировал крах американского Silicon  Valley Bank, пообещав оказать государственную поддержку местным компаниями, пострадавшим от этого.

Центральное место в работе правительства продолжила занимать судебная реформа и протестная активность против ее реализации. Комментируя последнюю, премьер-министр подчеркнул, что «не приемлет анархию» и «насилие ни с какой стороны». В дополнение к этому он сообщил о принятии мер, направленных на то, чтобы  митинги не блокировали повседневную жизнь, а их участники «соблюдали законность». Вместо общественного недовольства он призвал уже традиционно к «предметному и честному обсуждению», продолжая настаивать на том, что намеченные преобразования не подорвут, а восстановят нарушенный баланс между тремя ветвями власти.

Уверения главы правительства не принесли существенных результатов, а потому в ситуацию вмешался глава государства. В середине месяца И.Герцог предложил компромисс, включавший несколько базовых пунктов, затрагивающих наиболее принципиальные и спорные моменты реформы, инициированной коалицией. По итогам консультаций с экспертами, юристами и политиками президент счел целесообразным придать больший вес Основным законам Израиля путем ужесточения процедуры их принятия и запрета на пересмотр Верховным судом. В частности, взамен нынешних трех для законопроектов с конституционным статусом предполагалось ввести четыре чтения в Кнессете, при этом на финальном заседании за документ должны проголосовать не менее 80 парламентариев, или не менее 70, если рассмотрение будет перенесено в парламент следующего созыва.

В дополнение к этому в проекте И.Герцога содержалось предложение разработать «Основной закон: законодательство» и включить в фактическую конституцию страны ныне отсутствующие там права на свободу слова, собраний, а также принцип недопущения дискриминации. БАГАЦ, по версии президента, смог бы отклонять законопроекты Кнессета, но в рамках более сложной процедуры. Наконец, был предложен компромисс в вопросе формирования комиссии по назначениям судей.

Израильские источники сообщили, что премьер-министр был заранее ознакомлен с пакетом поправок главы государства и даже выразил негласную готовность с ними согласиться, но в итоге отказался от такого шага. Возможной причиной могла стать угроза министра юстиции Я.Левина выйти из состава коалиции.

Обстановка достигла критической точки 26 марта, когда Б.Нетаньяху сообщил о прекращении полномочий министра обороны Й.Галанта. Поводом для этого послужили два обстоятельства. Во-первых, премьер-министр отказался созывать заседание кабинета безопасности для обсуждения влияние судебной реформы на внутренние и внешние угрозы для страны. Во-вторых, премьер-министр был крайне недоволен ситуаций в ЦАХАЛ, где распространилась критика законодательных инициатив коалиции, прежде всего в среде резервистов. Кроме того, военнослужащие начали чаще высказывать опасения, что трансформации спровоцируют разбирательства против израильских военных в международных судебных органах. Ранее о высокой вероятности развития событий по такому сценарию говорил американский юрист А.Дершовиц, ссылаясь на то, что сейчас независимость израильской судебной системы сдерживает внешнее давление, в том числе в МУС.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Когда появляется возможность предотвратить гражданскую войну посредством диалога, я, как премьер-министр, беру тайм-аут для обсуждения», — сообщил Б.Нетаньяху 27 марта, тем самым объявив о замораживании судебной реформы. Наибольшее воздействие на позицию главы правительства оказало, судя по всему, подключение к протестной активности Гистадрута, угрожавшего заблокировать всю страну и ее сообщение с внешним миром в рамках всеобщей забастовки. Вместе с тем от реализации планов преобразований коалиция не отказалась, подчеркнув, что речь идет лишь о паузе.