- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иранские эксперты о специальной военной операции России на Украине. Часть 1

Специальная военная операция России на Украине послужила триггером для расширения и российско-иранского сотрудничества во многих сферах. Жесткая блокада, развязанная коллективным Западом, привела к углублению внимания Москвы к взаимодействию с государствами Азии, Африки и Латинской Америки. В этих условиях огромное значение для Российской Федерации приобретают отношения с Ираном, вышедшие на уровень стратегического партнерства. В течение последних двух лет идет неуклонный рост российско-иранского товарооборота, прорабатываются новые логистические проекты по маршруту «Север-Юг». Бурно развивается военное и военно-техническое сотрудничество. Иранские беспилотники, поставленные России, хорошо проявили себя во время боевых действий на Украине, а Российская Федерация подписала с ИРИ соглашение на поставку боевых самолетов Су-35.

В этих условиях вполне понятным становится внимание, проявляемое иранским экспертным сообществом и журналистами к целям России в ходе украинской военной кампании, возможности их достижения, изменениям в системе международных отношений и возможным последствиям СВО. На иранском интернет-портале «Дипломасийе ирани» («Иранская дипломатия»), издаваемом бывшим министром иностранных дел ИРИ Камалем Харрази, была опубликована редакционная статья «На главных направлениях Путин не сделал ошибок». Авторы статьи пишут о том, что в начале проведения специальной военной операции на Украине российское руководство допустило немало ошибок в расчетах. По их мнению, были переоценены военные возможности российской армии. В то же время были недооценены боевые возможности украинских вооруженных сил и готовность части населения Украины противостоять российскому наступлению. Также были недооценены готовность коллективного Запада противостоять российской экспансии на украинском направлении и масштаб последовавшего западного противодействия.

В то же время на главных направлениях расчет российского руководства оказался верным и обоснованным.

Во-первых, российское народное хозяйство устояло против «санкций из ада», развязанных США и Западом. Она продемонстрировала свою устойчивость и эффективность. Даже отказ Европейского союза от российского сырьевого импорта (нефти и газа) не обвалил российский бюджет. Были найдены альтернативные импортеры в лице Китая и Индии. Правящие круги США, по мнению иранских экспертов, надеялись на то, что резкое падение экспортных доходов и дефицит бюджета затормозит российскую военную машину и не позволит продолжать военную операцию на Украине, а также вызовет массовые социальные волнения в РФ из-за падения жизненного уровня населения. Однако реальность оказалась совсем иной.

Во-вторых, не оправдались расчеты Запада на то, что в России появится значительная оппозиция СВО, а прозападные либеральные круги смогут вывести людей на улицы и составить серьезную конкуренцию власти. В-третьих, США просчитались в том, что большая или значительная часть международного сообщества осудит Россию и присоединится к американским «калечащим» санкциям. Россию экономически и политически поддержал Китай, противостоящий США. Турция и Индия, движимые экономическими интересами, отказались присоединяться к американским санкциям. Такой же стратегии придерживаются и страны Юго-Восточной Азии: Таиланд, Малайзия, Индонезия.  Аравийские монархии, Саудовская Аравия и ОАЭ, продолжают поддерживать с Россией дружественные отношения и координируют с ней свои действия на международном рынке нефти. Большинство африканских государств, зависящих от импорта российского зерна и минеральных удобрений, сохранили с Российской Федерацией добрые отношения. Даже соседи США по Новому Свету – Мексика и Бразилия, зависящие от Вашингтона, отказались присоединиться к антироссийским санкциям. Таким образом, можно сказать, что в целом глобальный Юг поддержал Россию, а США и их союзники остались в меньшинстве (1).

Иранские эксперты признают, что специальная военная операция очень затратна, она отвлекает время и ресурсы Российской Федерации. В частности, Россия в настоящее время уделяет меньше внимания чувствительным проблемам Южного Кавказа, постсоветской Центральной Азии, Ближнего Востока. Однако Украина имеет для России гораздо большее геополитическое и стратегическое значение. На современном этапе приоритетом России является обезопасить свой западный фланг от экспансии НАТО, не допустить развертывания на украинской территории военных баз США и Польши. Превращение Украины в полноценного американского военного союзника  коренным образом изменит ситуацию в Евразии и поставит Российскую Федерацию в затруднительное положение.

Многие иранские аналитики исследуют тему влияния российской СВО на политическую и экономическую ситуацию Ирана. Это не праздный вопрос, учитывая стратегическое партнерство наших государств и то, что Российская Федерация и Иран оказались в одной связке. На портале «Дипломасийе ирани» опубликована статья известного иранского исследователя международных отношений, профессора Тегеранского университета Мохаммада Махди Мозахери «Достойный выход России из войны на Украине в интересах Ирана». Иранский профессор отмечает, что военный конфликт на Украине вызвал не только региональные, но и глобальные последствия. Россия вместе с Украиной дает 30% мирового экспорта зерна (пшеницы, кукурузы, ячменя). За последние пять лет Россия превратилась в крупнейшего экспортера зерна в мире. Западные «калечащие» санкции, направленные против РФ, существенно затруднили покупку этой российской продукции странами третьего мира, к которым относится и Иран. Россия является также одним из крупнейших в мире поставщиков углеводородов. До конфликта на Украине экспорт российской нефти ежедневно составлял более 10 млн баррелей. Российская Федерация также была крупнейшим экспортером газа в Европу, поставляя на европейский рынок 40% голубого топлива. Отказ от импорта российских нефти и газа мог бы вызвать значительные экономические проблемы в ЕС и даже социальные протесты, но европейские государства на первом этапе отчасти решили эти проблемы поиском других экспортеров углеводородов, мерами жесткой экономии и субсидиями компаниям и бедным слоям населения. Хотя отложенные последствия отказа от российских нефти и газа еще впереди.

По мнению Мозахери, европейские государства, прежде всего, Франция и Германия с одной стороны и США с другой придерживаются разной стратегии в противостоянии с Россией. Возвратившись после Конференции по безопасности в Мюнхене в феврале с. г., президент Франции Э.Макрон отметил в интервью Journal de Dimanche, что его страна выступает за военное поражение России на Украине, но не за уничтожение России как государства. В то же время США видят в России и Китае экзистенциальную угрозу своей мировой гегемонии. Они настроены на максимальное ослабление России, чтобы она не смогла больше играть самостоятельную роль в мировой политике. При этом автор пользуется историческими аналогиями. Франция хотела бы навязать России мир по образцу Версальского договора 1919 года, а США хотели бы капитуляции по образцу капитуляции Германии в 1945 году. В любом случае и США и их европейские союзники по НАТО настроены на затягивание украинского конфликта, чтобы как можно больше ослабить Россию (2).

В то же время затягивание конфликта, по мнению аналитика, противоречит интересам Ирана.

Во-первых, ИРИ, оказавшись фактически в альянсе с Россией, будет подвергаться все большему американскому давлению. Санкции не будут сниматься уже под предлогом поставок России иранских вооружений (беспилотников).

Во-вторых, это будет способствовать затягиванию подписания ядерной сделки.  При этом иранский профессор считает, что хотя российская дипломатия и настаивает на решении иранской ядерной проблемы, полное снятие санкций с Ирана будет не в интересах Москвы. Ведь тогда Россия получит нового конкурента на мировом рынке углеводородов.  Таким образом, затягивание СВО на Украине в интересах Запада, но не в интересах Ирана. Украинский конфликт должен быть закончен как можно скорее с благоприятным для России мирным решением.

Мозахери отмечает, что Иран в настоящее время, находясь в плохих отношениях с США и ЕС, не может выступать посредником между ними и Россией. Помочь скорейшему окончанию конфликта Тегеран может двумя путями.

Во-первых, оказывая дальнейшую помощь России, чтобы добиться увеличения ее боевых возможностей на украинском фронте.

Во-вторых, постараться в сотрудничестве с Китаем и Белоруссией выработать приемлемое мирное решение.

  1. http://irdiplomacy.ir/fa/news/2018344 [1]
  2. http://irdiplomacy.ir/fa/news/2018041/ [2]