- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о командующем Силами быстрой поддержки Мухаммеде Хамдане Дагло (Хемити) и причинах раскола среди суданских военных, приведших к вооруженному конфликту

Последние по времени столкновения в Судане следует рассматривать в контексте пока непреодолимых противоречий между суданскими военными, возглавляемыми фактическим главой государства   Абдель Фаттахом аль-Бурханом, и Силами быстрой поддержки (RSF), которыми командует Мухаммед Хамдан Дагло, широко известным как Хемити. Их непростому временному союзу предсказуемо пришел конец: 14 апреля Хемити выступил в прямом эфире на телевидении, заявив, что аль-Бурхан будет привлечен к ответственности или «умрет как собака». В ответ аль-Бурхан распустил RSF и пообещал привлечь их командиров  к суду. В этой связи принципиален вопрос: кто такой Хемити, и как он прошел путь от лояльного исламистскому режиму военачальника до того, что на него навесили ярлык «командира повстанцев», пытающихся захватить контроль над аэропортами Судана и президентским дворцом?

Хемити родился в чадском арабском клане загава в середине 1970-х, ребенком бежал от гражданской войны и поселился в западном суданском регионе Дарфур. У него не было формального образования, но впоследствии он стал лидером одного из крупнейших формирований «Джанджавид» — группы военизированных формирований, участвовавших в правительственной военной кампании в Дарфуре, в результате которой, по данным ООН, погибло по меньшей мере 200 000 человек. Формирования «Джанджавид», которые стали известны как «дьяволы на лошадях», были развернуты Хартумом в 2003 году для борьбы с повстанцами в этом районе. Вместе с армией они обвинялись в широком спектре нарушений прав человека в Дарфуре, включая казни, пытки и изнасилования. Помимо сотен тысяч погибших, по меньшей мере 2,5 млн человек были перемещены. В 2013 году ополченцы «Джанджавид» были официально оформлены и преобразованы в Силы быстрой поддержки (RSF), контроль над которыми Хемити получил в награду за его лояльность Хартуму, где восстали другие лидеры ополчения. Под командованием Хемити RSF были развернуты против других восстаний в Судане, в том числе в Южном Кордофане и штате Голубой Нил. RSF Хемити действовали как фактические телохранители бывшего президента Омара аль-Башира и ведущих фигур его партии Национальный конгресс (NCP) во время его 30-летнего правления. С растущей известностью RSF и ее участием в делах безопасности Судана, деловые интересы Хемити начали процветать при поддержке аль-Башира — его семья расширила свое участие в золотодобыче, животноводстве и инфраструктуре. В дополнение к своей военной деятельности RSF также занимается гражданскими делами, включая пограничный контроль, правоохранительную деятельность, сбор налогов и таможенных пошлин. Когда в 2019 году разразилась суданская «революция» и стало ясно, что нет другого выбора, кроме как сместить О.аль-Башира, Хемити выступил в поддержку протестов и свержения своего бывшего благодетеля. Позже RSF Хемити во время сидячей забастовки 3 июня 2019 года открыли сильный огонь и применили слезоточивый газ, убив более 100 протестующих. В последующие годы возникло гибридное военно-гражданское правительство с установленным крайним сроком для перехода к гражданскому правлению. В рамках переходного периода тогдашнее правительство Судана пыталось передать аль-Башира в Международный уголовный суд (МУС) за преступления в Дарфуре.  Аль-Бурхан, который, как и Хемити, сам потенциально замешан в подобных преступлениях, совершил военный переворот в октябре 2021года и стал фактическим правителем страны, и оба они категорически выступают против этой передачи. Хемити тогда оказал свою поддержку тому, что он назвал «правильным курсом народной революции и сохранением безопасности и стабильности страны». Хотя эти двое лидеров не ладили лично и имели разных международных спонсоров и источники власти и богатства, это было воспринято как брак по расчету. Аль-Бурхану благоволят Египет и фигуры, которые находились у власти при аль-Башире. Он также контролирует разросшийся военно-промышленный комплекс, Военно-промышленную корпорацию, одну из крупнейших государственных корпораций страны, которая производит ряд оборонного оборудования. Тем временем Хемити и его влиятельные братья контролируют золотые рудники в Дарфуре; миграционные и контрабандные каналы, и имеют сторонников в Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. Когда возглавляемой Саудовской Аравией коалиции понадобились наемники для войны в Йемене, она обратилась к Судану — в частности, к Хемити, — который их поставлял. С тех пор RSF стали мощным действующим лицом в суданской политике, насчитывая, по мнению аналитиков, 100 000 членов, контролируемых их собственной командной структурой и с их собственным бюджетом. Когда союзники арестованного бывшего лидера аль-Башира начали восстанавливать политическое влияние в стране, Хемити заявил в феврале, что переворот был «ошибкой» и что он «стал убежищем для возвращения сил прежнего режима». Впоследствии он стал активным сторонником заключенного в декабре 2022 года при поддержке США рамочного соглашения о создании чисто гражданского переходного правительства. Одно из условий сделки предусматривает, что интеграция армии и RSF должна быть осуществлена в течение 10 лет. Хемити поддерживает этот график, в то время как аль-Бурхан и армия хотят, чтобы процесс интеграции занял два года. Это разногласие по поводу графиков интеграции армии является частью более широкой борьбы за власть между ними, которая привела к насилию на улицах Судана, с вероятностью большей неопределенности и нестабильности в будущем.

Эту точку зрения в основном разделяют и авторитетные американские эксперты по вопросам безопасности.   Они указывают, что  даже если Хемити и RSF одержат победу в конфликте, это приведет только к  длительному периоду нестабильности, который задержит запланированный переход к гражданскому и демократическому правлению. Но длительная отсрочка переходного периода, вероятно, вызовет массовые беспорядки населения, среди которого сильно влияние гражданской светской оппозиции.  Раскол в военном руководстве переворачивает расчеты и надежды не только суданского населения, надеющегося на демократию и новые вливания иностранной помощи, но и региональных и глобальных игроков, преследующих иногда конкурирующие цели в Судане. Большинство основных региональных и глобальных заинтересованных сторон поддерживают одну или несколько противоборствующих группировок в Судане. Тем не менее, многие наладили связи со всеми группами в Судане, чтобы позиционировать себя так, чтобы извлечь выгоду из любого исхода. Основной интерес Египта был в стабильном Судане, что привело его к поддержке аль-Бурхана и регулярных суданских вооруженных сил, даже если это подрывает продемократическое движение в Судане. Критики Каира также обвинили президента Абдель Фаттаха ас-Сиси в союзе с аль-Бурханом, потому что последний разделяет оппозицию строительству Эфиопией и одностороннему контролю над Большой плотиной эфиопского возрождения (GERD), которую египетские власти рассматривают как угрозу водоснабжению Египта и сельскохозяйственному производству. Две ключевые монархии Персидского залива, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), являются союзниками Египта по большинству региональных вопросов. И Судан, и Египет были членами возглавляемой Саудовской Аравией и  ОАЭ арабской коалиции, сражающейся с поддерживаемыми Ираном силами хоуситов в Йемене. Однако две монархии Персидского залива склоняются к позиции Запада по Судану – даже присоединились к Соединенным Штатам, Соединенному Королевству и Норвегии на дипломатических форумах «четверки» и «тройки» по Судану – в поддержку перехода к гражданскому правлению. Тем не менее, широко распространено мнение, что эти два государства Персидского залива использовали свои достаточные располагаемые средства для создания союзников по всех силах политического спектра в Судане, в том числе с Хемити, в поддержке которого присутствует этнический компонент. ОАЭ надеется защитить свои долгосрочные стратегические интересы в Судане, включая способность проецировать военную и экономическую мощь на Йемен и Африканский Рог из портов и других объектов там. В декабре 2022 года, в соответствии с рамочным соглашением по Судану, ОАЭ и Судан подписали соглашение о выделении двум компаниям из  ОАЭ 6 млрд долларов на строительство нового порта на суданском побережье Красного моря.

Интересы Соединенных Штатов и их европейских союзников в Судане заключались в содействии демократическому переходу, а также в убеждении суданских лидеров не учитывать там интересы России. Москва добивалась доступа к портам Красного моря Судана для российских военных кораблей и участия в разработке его золотых приисков. Журналисты сообщают, что персонал российской  ЧВК «Вагнер» возглавляли деятельность России в Судане. Хемити и его военизированные подразделения RSF, по сообщениям, контролируют большинство золотых приисков. Суданские военные пытались включить RSF в свою организационную структуру, но Хемити этому успешно сопротивлялся благодаря  независимым источникам своего финансирования из-за очевидного контроля над золотыми месторождениями  Судана. ОАЭ объявили об импорте золота из Судана на сумму 1,77 млрд долларов в 2020 году, и, по некоторым данным, до 90% суданского золота вывозится контрабандой из страны, часто через ОАЭ. Глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин владеет находящейся под санкциями США организацией прикрытия M Invest и ее дочерней компанией Meroe Gold, которая также работает в Судане. Государственный департамент США заявил, что он «внимательно следит за этим вопросом, включая сообщения о деятельности Meroe Gold … и других лиц, на которых распространяются санкции, в Судане, регионе и во всей торговле золотом». Другой причиной, по которой суданские военные пытались обуздать Хемити, являются его связи с элементами за пределами страны, включая его предполагаемые отношения с ЧВК  «Вагнер» в Демократической Республике Конго (ДРК), где она также добивается доступа к природным ресурсам.

Нынешние боевые действия, вероятно, не только отложат выполнение рамочного соглашения, но и, вероятно, еще больше ухудшат экономические перспективы страны. После переворота 2021 года Соединенные Штаты, Всемирный банк, Германия и другие союзники США заморозили пакеты помощи Хартуму на общую сумму в миллиарды долларов, из которых 700 млн долларов должны были поступить из Вашингтона. Выделение средств было обусловлено восстановлением гражданского правления. Ожидалось, что реализация рамочного соглашения позволит высвободить большую часть средств помощи, необходимых Судану и его народу, чтобы справиться с резким ростом цен на продовольствие, падением курса суданской валюты и нехваткой электроэнергии. Тем не менее, Соединенные Штаты предоставили несколько сотен миллионов долларов продовольственной помощи Судану в 2022 году, чтобы помочь устранить последствия войны на Украине для мировых цен на продовольствие. Хартум также ожидал, что демократический переход приведет к списанию значительного долга. Кроме того, урегулирование борьбы за власть, вероятно, побудит Саудовскую Аравию и ОАЭ объявить о новой финансовой поддержке Хартума. После того, как аль-Башир был свергнут в 2019 году, две монархии пообещали 3 млрд долларов, часть из которых была депонирована в Центральном банке Судана, ожидая, что их интересам послужит налаживание связей с новыми суданскими лидерами.

Основные выводы

— Независимо от исхода крупного конфликта между силами, лояльными двум высшим суданским военным руководителям, возвращение к стабильности или гражданскому правлению маловероятно в ближайшей или среднесрочной перспективе.

— Конфликт достиг кульминации в течение нескольких месяцев напряженности между правящим Суверенным советом Судана, в котором доминирует влияние суданских военных и который возглавляет генерал  Абдель Фаттах аль-Бурхан и генерал-лейтенант  Мухаммд Хамдан Дагло (Хемити), заместитель главы совета и командующий военизированной организацией Силы быстрой поддержки (RSF).

— Жестокая борьба за власть происходит на фоне маневрирования между соседями Судана, Западом и Россией, за влияние и преимущество в большой африканской стране.

— Ни у военного руководства, ни у гражданской оппозиции нет четкой дорожной карты, чтобы обратить вспять резкое ухудшение экономической ситуации в стране, но возвращение к гражданскому правлению могло бы помочь привлечь значительные новые средства помощи.