- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Суданские выборы как генеральная репетиция референдума

Так уж повелось в Судане с момента обретения им независимости, что общенациональные выборы из, в общем-то, рутинной процедуры народного волеизъявления, неизбежно превращались в поворотные моменты того или иного этапа развития страны. Выборы 2010 года, которые предварительно намечены на 11 апреля, также не является исключением из этого правила, более того они самое яркое его подтверждение как по накалу страстей вокруг них, так и по их ожидающимся последствиям.

Несмотря на то, что о предстоящих выборах написаны уже немало, мало кто пытается взглянуть на них сквозь призму подготовки властей Юга к обретению их регионом независимости, а ведь этим как нам кажется и диктуется в первую очередь стратегия и тактика Джубы в отношении всесуданской избирательной компании. Для СНОД апрельские выборы не что иное, как генеральная репетиция подготовки и проведения референдума 2011, проверка боем мобилизационных, организационных, агитационных, информационных и административных возможностей Движения.

Лозунг олимпийского движения: «Главное не победа, а участие!» очень точно характеризует позицию южносуданского руководства. Все силы Джубы отданы на подготовку провозглашения независимости Юга, ибо другая альтернатива – это возобновление вооруженного противостояния с Севером, который, несмотря на все заявления о том, что важно привлечь южан на позиции сохранения территориальной целостности страны, менять свою политику в отношении южан и их места в едином Судане не намерен, так как для северосуданской политической элиты приемлемо только единое арабо-мусульманское государство.

Символично, что, критикуя Джубу за то, что она вместо продовольствия закупает танки, Хартум при этом ни как не торопится реально помогать Южному региону, считая, что вся его помощь состоит в том, что он стабильно отчисляет положенные южанам 50% от всей нефтевыручки страны. В этих условиях южанам, как мы же неоднократно говорили, предстоит выбирать между двух зол: независимостью и сохранением региона в составе нынешнего Судана. При этом независимость, что бы о ней не говорили, меньшее зло, по сравнению со втором вариантом.

Итак, выборы нужны Джубе как полигон для наработки и обкатки своих тактических приемов, которые пригодятся СНОДу при проведении референдума. Кроме того, высокая избирательная активность и большой процент голосов, поданных за СНОД, на что очень рассчитывает Сальва Киир и его окружение, ещё больше подтвердят легитимность южносуданского руководства, а, следовательно, и курс на независимость. Фактически по итогам выборов уже будет ясна судьба референдума: если южане поддержат СНОД, значит и поддержат вариант с независимостью, если же СНОД провалится, то не факт, что референдум состоится в намеченные сроки или не состоится вовсе, так как его главным лоббистом является именно СНОД.

Самое интересное в другом: оглушительный провал СНОД на выборах невыгоден Хартуму, так как грозит серьезными внутриполитическими потрясениями на Юге, равно как и чересчур громкая победа, которая позволит Джубе ещё более настойчиво диктовать свои условия по процедуре проведения референдума Хартуму. Иными словами, команде суданского президента О. аль-Башира важно сохранение нынешнего статус-кво на Юге, когда нет уж явной анархии, да и у южносуданского лидера Сальвы Киира нет возможности требовать от имени всех южан проведения референдума в строго намеченные сроки.

Не исключено, что в Хартуме активно прорабатывается вариант сохранения на постоянной основе после выборов (а может и вместо выборов?) путем договоренностей с Джубой действующей политико-административной модели отношений, при которой за С.Кииром закреплен пост первого вице-президента страны, 28% депутатских мандатов Национальной Ассамблеи принадлежат СНОД, столько же мест в правительстве, 30% должностей госслужбы Судана бронируются за южанами и, наконец, Юг сохраняет за собой свои 50% от всех заработанных страной нефтедолларов.

Почему же мы тогда не можем рассматривать этот весьма заманчивый для С.Киира и его соратников вариант в качестве отличной альтернативы отделению Юга? Все дело в том, что Хартум, как это неоднократно доказывала суданская история, может пообещать и даже подписать какие угодно документы, но вот соблюдать их хоть сколько-нибудь долгое время, не нарушая, не может. Вот и здесь аналогичная ситуация: О.аль-Башир подпишет соглашение с Югом о переходе существующей системе управления на постоянный фундамент, а через несколько лет Хартум под предлогом борьбы с коррупцией и защиты страдающих от неё южносуданцев возьмет да ограничит долю, отчисляемых Джубе нефтедолларов.

На Юге все прекрасно помнят безрадостный финал аддис-абебских соглашений 1972 г., по которым Хартум брал на себя обязательства всячески развивать Южный регион, а вместо этого тогдашний президент Дж. Нимейри задумал отнять у южан путем пересмотра административных границ важнейшие нефтяные месторождения, что в итоге привело к войне 1983 – 2005 годов.

Подходы Хартума к решению южносуданской проблемы с тех пор, несмотря на всю его официальную риторику, мало изменились. Юг как был, так и остается «плантацией» Севера, только вместо хлопка теперь главный продукт нефть, но это, пожалуй, единственное, что изменилось с 1956 г.

Таким образом, поддержка региональным и мировым сообществом тезиса о территориальном единстве Судана и все связанные с этим действия, направлены вовсе не на развитие страны, а фактически на консервацию всех пороков и изъянов, накопившихся за весь предшествующий период суданской истории. Иными словами, вместо того, чтобы решать принципиальные проблемы Судана и тем самым урегулировать все конфликты на его территории, страны-участники мирного процесса, равно как и международные организации подталкивают Хартум к продолжению политики сохранения статус-кво: нет независимости Южного Судана, нет полноценному развитию страны с учетом её сложнейшей региональной специфики.

В этом плане ничего не изменилось и после выдачи ордера МУС на арест О.аль-Башира, ибо он сразу же стал предметом политического торга между Хартумом и западным миром: вы нам учет наших интересов в Судане, а мы вам «заморозку» ордера, а за примерное поведение можем и вообще его отменить.

В своих статьях мы не раз уже писали о том, что переходный период это шанс для Судана провести неотложные реформы в области политики, социально-экономических отношений, культуры, идеологии и т.д., сейчас же битва за выборы это не борьба за голоса избирателей и дележ власти, это битва за будущее страны, за то какой ей быть в ближайшие десятилетия: островом стабильности и экономического процветания в Северо-Восточной Африке или же очагом постоянной нестабильности.

В Джубе это понимают и поэтому сражаются за выборы также, как ранее бились с северянами на полях военных баталий. В Хартуме же в выборах видят, прежде всего инструмент для закрепления статус-кво.

Итак, что же нам в свете всего вышеизложенного возможно стоит ожидать в ближайшие месяцы:

— Джуба и Хартум скорее всего договорятся о выборах и референдуме и закрепят эти договоренности принятием соответствующих законов.

— выборы, пусть и с нарушениями, но пройдут. Лихорадочные действия СНОД по мобилизации своих сторонников позволят Движению более или менее уверенно на них выглядеть, при этом не стоит исключать обвинений СНОД в политическом монополизме со стороны карликовой южносуданской оппозиции.

— СНОД, победив на Юге, окончательно станет заложником идеи сецессии, так как это будет его главным козырем на выборах, ибо предъявить своим избирателям успехи в области социально-экономического восстановления Южного региона Движение не сможет ввиду их полного отсутствия, равно как и в области борьбы с коррупцией.

— «крен» СНОД в сторону независимости значительно осложнит отношения Джубы и Хартума, однако последнему будет нечего этому противопоставить (отмена или перенос референдума на более поздний срок невозможен, так как это неминуемо ведет к войне между Югом и Севером) и поэтому он с огромными оговорками, призванными сохранить свое политическое лицо даст добро на проведение референдума.

— референдум же скорее всего подтвердит волю и желание южан жить в отдельном от Севера государстве.