План Саудовской Аравии Vision 2030 по диверсификации экономики королевства опережает многие из поставленных целей, поскольку набирает обороты, согласно новому отчету короля КСА Сальмана. Согласно этому ежегодному отчету, в котором периодически отслеживается ход реализации плана, достижения королевства в течение 2022 года в различных секторах показывают, что он опережает цели, изложенные в Vision 2030 по активизации усилий Саудовской Аравии по диверсификации своей нефтезависимой экономики. Указывается, что, несмотря на сложные экономические условия и вызовы, с которыми сталкивается весь мир, экономика Саудовской Аравии растет беспрецедентными темпами. В 2022 году экономика КСА последовательно превосходила ожидания Международного валютного фонда и была признана самой быстрорастущей экономикой в мире. В том же году в королевстве был зафиксирован рост реального валового внутреннего продукта на 8,7% по сравнению с 2021 годом, что отражает самые высокие темпы роста среди стран G20 и самые высокие темпы национального роста с 2011 года. В дополнение к этому, объем ВВП в текущих ценах достиг 4,1 млрд риалов (1,09 млрд долларов), что отражает рост на 27,6% по сравнению с предыдущим годом. Саудовская Аравия также достигла 59,5% местного содержания — доли товаров, услуг и навыков, поставляемых местными поставщиками — в нефтегазовом секторе, в отличие от целевого базового показателя в 37% в 2022 году. Целью продвижения местного производителя является расширение участия местных предприятий и граждан в цепочке поставок отрасли, что может привести к экономическому росту, созданию рабочих мест и передаче технологий. Согласно отчету, королевство также превысило свои целевые показатели по доле ненефтяного экспорта в ненефтяном ВВП на 6,3 процентных пункта, достигнув 25% в 2022 году. Доля кредитов малым и средним предприятиям в банковских кредитах также превысила базовый целевой показатель в 2% в прошлом году, достигнув 8%. Новые созданные рабочие места в стране привели к значительному снижению уровня безработицы среди саудовцев, который достиг 8% в четвертом квартале 2022 года по сравнению с 11% в 2021 году. Это подтверждает высокий уровень участия местных жителей в рабочей силе, привлекательность рынка труда и его роль в найме, а также поглощении национальных кадров. Далее в отчете показано, что процент выпускников университетов, выходящих на рынок труда в течение шести месяцев после окончания учебы, достиг 32% против запланированных 13,3%. Что касается доли работников с особыми потребностями на рынке, то она составила 12,4% по сравнению с целевыми 7,7%. Участие женщин на рынке труда удвоилось с 2016 года и достигнет 34,5% в 2022 году, превысив установленный целевой показатель в 22,8%. Реформы, предпринятые правительством для расширения прав и возможностей саудовских женщин, способствовали увеличению их доли на административных должностях до 41,1% к концу 2022 года. Королевство вошло в тройку лучших стран мира, добивающихся улучшения положения женщин. Саудовская Аравия также была признана Всемирным банком лучшим реформатором в области расширения прав и возможностей женщин. Королевство переживает заметный бум в туризме, поскольку в 2022 году сектор вырос на 121%, что делает его самым быстрорастущим направлением в G20 по сравнению со среднемировым показателем до COVID-19. Саудовская Аравия приняла 94 млн туристов в пределах своих границ в течение 2022 года — 16,5 млн из которых были из-за рубежа, в то время как 77,6 млн были местными жителями. В секторе туризма было создано 909 000 прямых рабочих мест, что на 139% превышает целевой показатель 2022 года в 617 000. На этом фоне саудовцы запустили амбициозный план по созданию новой государственной авиакомпании. Бывшие руководители авиакомпаний Персидского залива и авиационные эксперты прогнозируют, что Саудовская Аравия щедро вложит средства в Riyadh Air за счет неожиданных доходов от продажи нефти, поскольку авиаперевозчик готовится создать конкуренцию таким известным конкурентам, как катарская Qatar Airways и дубайская Emirates. «Нужна ли рынку еще одна крупная авиакомпания? Не обязательно, но дело не в этом. Фонд национального благосостояния Саудовской Аравии не допустит, чтобы это дело провалилось. Это будет разрушительно», — полагает Джон Грант, партнер консалтинговой компании Midas Aviation. «Новая авиакомпания была представлена в марте, что совпало с объявлением о том, что стартап и крупнейший авиаперевозчик страны Saudia приобретут 78 самолетов Boeing 787 Dreamliner с возможностью приобретения еще 34 в рамках сделки, которую Белый дом оценил в 37 млрд долларов». Ставка Саудовской Аравии на Boeing 787 — самолеты, которые перевозят около 300 пассажиров и обычно используются для дальнемагистральных рейсов, — уже вызвало некоторые насмешки экспертов. «Если вы управляете авиакомпанией в США как компанией, зарегистрированной на бирже, сначала вы определяете свою сеть: куда вы будете летать и как часто? Затем вы рассчитываете вместимость. Сделав это, вы заказываете самолет. Производитель не строит сначала производственные мощности, а потом ищет продукт для производства. Но это именно то, что только что произошло. У саудовцев так много денег, что 35 млрд долларов для них ничто», — считает бывший генеральный директор авиакомпании Персидского залива на условиях анонимности. Но Riyadh Air является частью более масштабных преобразований, происходящих в королевстве, говорят эксперты Наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман использует то, что, по мнению некоторых аналитиков, может стать одним из последних крупных нефтяных бумов, чтобы продвигаться вперед с масштабными разработками, направленными на диверсификацию экономики его страны, отказавшись от зависимости от ископаемого топлива. В то время как он руководил жестким подавлением инакомыслия у себя дома, он проводит некоторые социальные и экономические реформы для привлечения иностранного бизнеса. Саудовская Аравия заявила транснациональным корпорациям, что если они хотят получить выгодные правительственные контракты, они должны перенести свою региональную штаб-квартиру в королевство. В ноябре Саудовская Аравия объявила о планах строительства нового аэропорта в Эр-Рияде, призванного утроить количество пассажиров, которое он может принять, до 120 млн к 2030 году. Правительство также строит новый центр города, исходя из своей цели увеличить нынешнее население столицы с 8 млн до 15-20 млн к концу десятилетия. Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии стоимостью 650 млрд долларов (PIF), владеющий Riyadh Air и возглавляемый наследным принцем, находится в авнгарде усилий по изменению экономики. PIF стоит за футуристическим мегаполисом стоимостью 500 млрд долларов и роскошными курортами на Красном море. Это также подтверждает туристическую репутацию древнего торгового поста в пустыне Аль-Ула. В дополнение к Riyadh Air и Saudia королевство планирует запустить Neom Airlines к 2024 году. План состоит в том, чтобы привлекать 100 млн посетителей ежегодно к концу этого десятилетия. Саудовские чиновники хотят, чтобы вклад туризма в ВВП вырос с 3% до 10% к 2030 году, и видят, что сектор обеспечивает одно из 10 рабочих мест. Саудовцы абсолютно уверены, что у них будет спрос на эту новую авиакомпанию. Ведущие авиакомпании Персидского залива рассматриваются как придатки государства и, как правило, управляются инсайдерами. Реальный контроль над авиакомпанией, скорее всего, перейдет к ее председателю Ясиру аль-Румайяну. Аль-Румайян, родившийся в семье отца-саудовца и матери-сирийки, любитель гольфа и миллионер, стал главным финансовым посредником наследного принца Мухаммеда бен Сальмана и куратором громких проектов. Помимо того, что он является главой PIF, он является финансистом начинающей Лиги гольфа LIV, председателем государственного энергетического гиганта Aramco и английского футбольного клуба «Ньюкасл Юнайтед». У него репутация микроменеджера. Судья окружного суда США недавно охарактеризовал его как «по уши влюбленного» в руководство деятельностью гольф-лиги upstart в ее продолжающемся судебном споре с PGA tour. Многочисленные роли аль-Румайяна в инвестиционном фонде Саудовской Аравии, национальной нефтяной компании и крупных спортивных компаниях могут заложить основу для синергии между авиакомпанией и другими саудовскими предприятиями. Авиационные эксперты прогнозируют множество сделок по брендированию, которые могли бы помочь отличить Riyadh Air от ее конкурентов. Саудовская Аравия берет пример со своих меньших соседей, связывая свою новую авиакомпанию с зарождающимся сектором туризма. Дубай запустил Emirates Airlines в 1985 году, как раз тогда, когда он начинал позиционировать себя как деловой и туристический центр региона. В 2021 году Дубай принял 29 млн пассажиров, что делает его самым загруженным международным аэропортом в мире. По данным Международного совета аэропортов, Доха заняла шестое место. По мнению экспертов, успех Riyadh Air будет зависеть от туристического сектора Саудовской Аравии. Авиакомпании Gulf Аirlines и их турецкий конкурент также использовали расположение своих аэропортов, чтобы позиционировать себя как транзитные узлы для дальнемагистральных рейсов из Азии в Европу и Северную Америку. Riyadh Air также попытается привлечь стыковочный трафик из Европы и Индийского субконтинента.
Помимо этого, в рамках программы Vision 2030 Эр-Рияд работает над смягчением последствий изменения климата, одновременно стимулируя так называемую «зеленую эру». Благодаря запуску Саудовской зеленой инициативы и Ближневосточной зеленой инициативы Vision 2030 обеспечила, чтобы устойчивое развитие и охрана окружающей среды были прочной основой в ее планах развития и крупных проектах. Ближневосточная экологическая инициатива составила дорожную карту для достижения более устойчивого и зеленого будущего не только для королевства, но и для региона и мира в целом. В соответствии с этим планом Саудовская Аравия сообщила о посадке примерно 50 млн деревьев в 2022 году, и за тот же период площадь, покрытая деревьями по всему королевству, увеличилась в 12 раз. Более того, королевству удалось рекультивировать 200 млн гектаров деградированных земель, что, как ожидается, будет способствовать сокращению глобальных выбросов на 2,5%. Все это способствует достижению более масштабной цели КСА по достижению чистого нулевого уровня выбросов углерода к 2060 году.