Как полагают аналитики из ISS (африканская некоммерческая организация с офисами в Южной Африке, Кении, Эфиопии и Сенегале) будущее миротворческой миссии АТМИС в Сомали остается неясной. Борьба с «Аш-Шабаб» сменила направление с тех пор, как в прошлом году президентом Сомали стал Хасан Шейх Махамуд. Этот более надежный подход в Сомали показывает многообещающие результаты: при поддержке Переходной миссии Африканского союза в Сомали (АТМИС) полномасштабное наступление Сил безопасности Сомали (СБС) освободило обширные территории от «Аш-Шабаб». Однако способность ATMIS продолжать играть эту роль и стабилизировать Сомали находится под угрозой. Миссии трудно выполнять свой измененный мандат, поскольку она не получила необходимой поддержки. Решение заключается в улучшении ресурсного обеспечения ATMIS, ускоренной подготовке к тому, чтобы сомалийская армия взяла на себя все обязанности по обеспечению безопасности, и переосмыслении военной и невоенной роли ATMIS в быстро меняющейся обстановке безопасности Сомали. Ожидается, что 27 апреля на саммите глав государств, предоставляющих войска для АТМИС, обсуждалась судьба миссии. На встрече в Уганде были рассмотрены достижения ATMИС и ее план по сокращению численности войск и выводу войск из Сомали в декабре 2024 года. После долгих дебатов ATMИС была преобразована в апреле 2022 года из Миссии Африканского союза в Сомали (АМИСОМ). Как и ее предшественница, в мандат ATMИС входит уничтожение «Аш-Шабаб», но она отличается четырехэтапным планом ухода и оперативным подходом. Операционные районы ATMИС должны соответствовать географическому расположению сомалийской армии, чтобы создать лучшие связи и высокомобильные подразделения, способные к решительным наступательным действиям. Такой подход позволил бы оперативно наносить удары, которые лишат «Аш-Шабаб» убежища и восстановят жизненно важные позиции.
Достижения ATMИС включают обеспечение безопасности во время последних по времени выборов и помощь сомалийской армии в освобождении обширных территорий от «Аш-Шабаб». Специальный представитель председателя Комиссии Африканского союза (АС) и глава ATMИС, посол Мухаммед Эль-Амин Суеф, заявил, что миссия обеспечила непосредственную поддержку с воздуха, раненых и медицинскую эвакуацию сомалийских военнослужащих, разведку и наблюдение, косвенную огневую поддержку, а также боеприпасы, воду, медикаменты и размещение на местах. Эта новая реальность показывает сомалийцев как главную наступательную силу в операции, а ATMИС представляет, скорее, как сдерживающую силу в их районах, считает Омар С. Махмуд, аналитик Международной кризисной группы по Восточной Африке. Однако ATMИС по-прежнему не располагает мобильными и маневренными силами из-за недостаточных возможностей, таких как вертолеты. Анонимный источник сообщил, что Организация Объединенных Наций (ООН) одобрила предоставление поддержки в виде 12 вертолетов от стран, предоставляющих войска, при условии, что штаб-квартира миссии сама будет распоряжаться этими средствами. Продолжаются обсуждения, чтобы подтвердить, согласятся ли страны, предоставляющие войска, частично демонстрируя более широкую необходимость совершенствования процедур командования и контроля ATMИС. Совет мира и безопасности Африканского союза неоднократно подчеркивал необходимость решения этой проблемы, настоятельно призывая страны, предоставляющие войска, придерживаться структуры командования и контроля ATMИС. АТМИС также изо всех сил пытается сохранить свои передовые операционные базы, некоторые из которых должны быть закрыты, чтобы высвободить войска для мобильного компонента давления на «Аш-Шабаб». При этом до конца неясно, как будут укомплектованы мобильные силы, особенно потому, что запланированное сокращение численности ATMИС приведет к тому, что 2000 военнослужащих покинут Сомали в июне и 3000 в сентябре. Сомалийским силам будет трудно дислоцироваться на некоторых из этих баз, пока они сражаются с «Аш-Шабаб» и удерживают недавно отвоеванные районы. Сомалийская армия также изо всех сил пытается мобилизовать достаточное количество военнослужащих для создания интегрированных, объединенных национальных сил, которые могут занять место после ухода ATMИС. АС призвал ускорить этот процесс, но задержки, вызванные необходимостью подготовки сомалийских войск, привели к тому, что крайний срок первого этапа был перенесен с 31 декабря 2022 года на 30 июня 2023 года. Египет, Эритрея, Эфиопия и Уганда обязались помочь обучить больше сомалийских военнослужащих.
Для сохранения положительной динамики передачи основных наступательных функций сомалийской армии следует поддерживать эти усилия и решать основные проблемы ATMИС. Это требует действий на различных фронтах, особенно со стороны Африканского союза, правительства Сомали, ООН и Европейского союза (ЕС). Другие партнеры, такие как Соединенные Штаты, Соединенное Королевство, Объединенные Арабские Эмираты, Турция и прифронтовые государства (Эфиопия, Кения и Джибути), также играют определенную роль. Жизненно важно устранить постоянную финансовую неопределенность ATMИС, которая подрывает ее операционные возможности. Официальные лица Африканского союза говорят, что «силы Африканского союза численностью более 19 600 человек не смогут функционировать должным образом и помогать сомалийцам, если этот дефицит финансирования не будет заполнен». Заместитель генерального секретаря ООН Розмари Дикарло также предупредила, что нехватка финансирования для ATMИС и Сомали представляет значительный риск для переходного периода в области безопасности в стране и может поставить под угрозу с трудом завоеванные достижения. Совет Безопасности ООН также должен рассмотреть неоднократные призывы Африканского союза финансировать АТМИС за счет части взносов, передаваемых африканскими и европейскими странами ООН и ЕС, который был основным спонсором миссии и согласен с такой формой финансирования. Однако значительное сокращение взносов в ATMИС свидетельствует об усталости доноров и ослаблении международной поддержки. Решение давних проблем с командованием и контролем в системе ATMИС является основным приоритетом для Африканского союза и стран, предоставляющих войска. На нынешней встрече АС должен заполнить вакантные руководящие должности, включая командующего силами и другие гражданские должности. Вместе с правительством Сомали АС также должен составить «дорожную карту» передачи обязанностей по обеспечению безопасности от ATMИС сомалийским силам.
В резолюциях Совета Безопасности ООН часто говорится, что у конфликтов в Сомали нет военного решения. Стабилизация районов, недавно освобожденных от контроля «Аш-Шабаб», таким образом является ключом к предотвращению потери завоеваний. Военные наступления должны дополняться поддержкой правительства Сомали и местных субъектов, которые предоставляют основные общественные услуги. Соседние страны, которые до сих пор были сосредоточены на оказании военной поддержки, могли бы помочь в создании базовой инфраструктуры и общественных услуг, а также способствовать диалогу между сообществами. Межправительственный орган по вопросам развития мог бы стать платформой для обмена государственными служащими из региона для поддержки подобных инициатив. АС следует рассмотреть другие способы оказания невоенной поддержки в целях стабилизации. На февральском саммите было принято решение использовать Фонд мира Африканского союза для решения проблемы дефицита финансирования ATMИС, что может включать усиление гражданского и полицейского компонентов миссии. Такие усилия имеют решающее значение для построения прочного мира в Сомали.