- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о развитии нефтегазовой отрасли Туниса

Текущая ситуация в Тунисе в нефтегазовой отрасли все так же оставляет желать лучшего. Последние несколько лет страна прочно заняла позиции нетто-импортера энергоносителей, и от этого очень страдает ее собственная промышленность. Согласно отчету об энергетической ситуации за февраль 2023 года, опубликованному Национальной обсерваторией энергетики и горнорудной промышленности при Министерстве промышленности, энергетики и шахт Туниса (Тhe Ministry of Industry, Mines and Energy), внутреннее производство сырой нефти в Тунисе сократилось на 16% в конце февраля 2023 года по сравнению с концом февраля 2022 года[i] [1].

Как отмечает издание The African Manager, это снижение затрагивает большинство основных месторождений, а именно — Халк-эль-Манзель, которое было введено в эксплуатацию в 2021 году (-56%), Аштарт (-26%), Эль-Борма (-14%), Адам (-19%), М.Л.Д. (-31%), Черук (-31%) и Эль- Хаджеб/Гебиба (-16%). На других месторождениях наблюдалось относительное улучшение добычи, а именно в Герибе (+36%), Гасдрубале (+8%) и Церкине (+6%).

Среднесуточная добыча нефти снизилась с 37,8 тыс. баррелей в сутки в конце февраля 2022 года до 33,2 тыс. баррелей в сутки в конце февраля 2023 года.

Запасы природного газа (внутренняя добыча + налоговый пакет) на конец февраля 2003 года достигли 416 тыс. тонн нефтяного эквивалента, что на 14% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, сообщается в документе. Производство сухого товарного газа сократилось на 13% при снижении на 18% роялти за транзит алжирского газа.

Тем временем, по информации Energy World, Тунис был вынужден увеличить импорт энергоносителей, в частности и из России. Так, в феврале 2023 года страна закупила почти 77 000 баррелей в сутки российского газа и дизельного топлива по сравнению с 20 000 баррелей в сутки в январе и 25 000 баррелей в сутки в декабре прошлого года[ii] [2]. Как уточняет издание The Wallstreet Journal, Тунис в основном импортировал дизельное топливо, газойль, бензин и нафту, которые обычно используются для производства химикатов и пластмасс[iii] [3]. Взаимодействие с Россией обеспечило этой североафриканской стране бесперебойные поставки и выигрышную цену на энергоносители, обеспечивая перспективы на долгосрочное сотрудничество (для сравнения напомним, что еще в 2021 году Россия не поставляла газ в Тунис –авт.).

Несмотря на то, что нестабильная социально-экономическая ситуация в стране оказывает негативное влияние на нефтегазовый сектор Туниса, делая его малопривлекательным для потенциальных инвесторов из-за высоких рисков и неуверенности в завтрашнем дне, в апреле с. г. произошло знаменательное событие для этой страны. Компания Panoro Energy, независимая геологоразведочная и добывающая компания, базирующаяся в Лондоне, и зарегистрированная в Осло, приобрела 40% акций Beender Tunisia Petroleum в Sfax Petroleum Corporation AS (SPC)[iv] [4]. Знаменательным это событие можно назвать потому, что последние годы на долю Туниса приходилось мало подобных международных сделок, тем более с большим инвестиционным потенциалом.

Отмечается, что через свои дочерние компании SPC косвенно владеет 49-процентной долей в добывающих активах TPS, которые включают в себя пять концессий на нефтяные месторождения в районе города Сфакс (Sfax), на мелководье на суше и на шельфе Туниса, а также 87,5-процентной долей в «Разрешении на разведку на шельфе Сфакса» (The Sfax Offshore Exploration Permit) на шельфе Туниса[v] [5].

Компания Panoro приобрела долю Beender за общую сумму около 18,2 млн долларов. До приобретения фактическая доля Panoro в SPC составляла 60%. В настоящее время Panoro владеет 100% акций Sfax Petroleum Corporation.

Покупка также увеличивает прогноз нефтяного производства Panoro на весь 2023 год до 9500-11500 баррелей в сутки (с 9000 до 11000 баррелей в сутки), и увеличивает целевой показатель на 2023 год до более чем 13 000 баррелей в сутки (ранее превышавший 12 500 баррелей в сутки –авт.) к концу этого года.

По данным Panoro, так называемое «Разрешение на разведку на шельфе Сфакса», содержащееся в концессии Рас-Эль-Беш, охватывает богатые нефтью и газом карбонатные платформы мелового и эоценового периодов Пелагианского бассейна у побережья Туниса[vi] [6]. В непосредственной близости от этой зоны находятся многочисленные действующие добывающие месторождения с инфраструктурой и резервными мощностями в виде трубопроводов и технических сооружений.

Разрешение было выдано компанией Panoro Tunisia Exploration AS. По данным Panoro, на участке имеются три нефтяных месторождения: Саллум, Рас-Эль-Беш и Джавахра, причем валовой объем извлекаемой нефти оценивается примерно в 20 миллионов баррелей.

По мнению аналитиков компании, у этого региона есть большой потенциал для разведки, ведь в перспективе его предполагаемые ресурсы оцениваются примерно в 250 млн баррелей.

[i] [7] https://en.africanmanager.com/tunisia-domestic-oil-production-and-natural-gas-resources-down-at-end-february/ [8]

[ii] [9] https://energy.economictimes.indiatimes.com/news/oil-and-gas/tunisia-imports-record-russian-gas-and-oil-as-other-buyers-disappear/98452383?redirect=1 [10]

[iii] [11] https://www.wsj.com/articles/north-african-countries-snap-up-russian-oil-products-shunned-by-west-f63aa287 [12]

[iv] [13] https://www.marketscreener.com/quote/stock/PANORO-ENERGY-ASA-6278756/news/Panoro-Energy-Acquisition-of-Minority-Share-in-Panoro-s-Tunisian-Business-43526306/ [14]

[v] [15] https://www.offshore-technology.com/news/panoro-beenders-stake-sfax/ [16]

[vi] [17] https://www.oedigital.com/news/504585-tunisia-panoro-takes-full-ownership-of-sfax-petroleum-corporation [18]