7-8 мая с. г. советник по национальной безопасности США Джек Салливан посетил Саудовскую Аравию, где провел переговоры с наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом (МБС). В этой поездке Салливана сопровождали высокопоставленные официальные лица из других государств. Ими были секретарь Совета национальной безопасности Индии Аджит Довал и шейх Тахнун бен Заид Аль Нахайян, советник по национальной безопасности президента ОАЭ и руководитель Abu Dhabi Investment Authority. Саудовские СМИ крайне скупо прокомментировали визит высшего государственного чиновника США и ход переговоров. Вот, например, что написала по поводу поездки Салливана газета «Аш-Шарк аль-Аусат»: «Наследный принц и премьер-министр королевства Мухаммед бен Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд провел в воскресенье в Джидде отдельные переговоры с заместителем эмира Абу-Даби, советником по национальной безопасности ОАЭ шейхом Тахнуном бен Заидом Аль Нахайяном, советником по национальной безопасности США Джеком Салливаном и советником по национальной безопасности Индии Аджитом Довалом [обращает внимание, что Тахнуна бен Заеда поместили впереди Салливана, а также, что МБС вел сепаратные переговоры, а не со всеми скопом –авт.]. Во время встреч стороны обсуждали пути усиления отношений и связей государств для того, чтобы гарантировать региону Ближнего Востока устойчивый рост и стабильность. На встрече с Салливаном присутствовали посол США в Саудовской Аравии Майкл Ратни, специальный координатор Совета национальной безопасности США по Ближнему Востоку и Северной Африке Бретт Макгурк, президентский координатор Госдепартамента Амос Хохштейн и советник Совета по национальной безопасности Ариана Беренгаут».
Визит Салливана – только начало цепочки поездок американских официальных лиц в Саудовскую Аравию. Эр-Рияд в ближайшее время намерен посетить спикер Сената США, а в июле – госсекретарь США Энтони Блинкен. Что же обсуждал Салливан с фактическим правителем королевства Мухаммедом бен Сальманом? Скорее всего, перспективы улучшения запущенных и деградировавших отношений между Саудовской Аравией и КСА. Во время своей предвыборной кампании Джо Байден угрожал превратить королевство в «государство-парию» за убийство журналиста Джамаля Хашогги. Вместо этого в июле 2022 года он поехал на поклон к наследному принцу Мухаммеду бен Сальману просить его увеличить добычу нефти для того, чтобы снизить на Западе инфляцию, вызванную специальной военной операцией России на Украине. Фактический правитель Саудовской Аравии не только не сделал этого, но и в партнерстве с Россией продавил в октябре 2022 года решение ОПЕК+ о дальнейшем снижении добычи нефти, что было двойной пощечиной по отношению к США. Не подействовали американские угрозы принять антикартельный законопроект NOPEC, а также предостережение Госдепартамента США о том, что Саудовская Аравия «столкнется с негативными последствиями». На это МИД КСА ответил твердым, хотя и не враждебным заявлением о том, что королевство в своих экономических решениях руководствуется исключительно национальными интересами.
Некоторые американские эксперты полагают, что США пытаются восстановить прежний уровень отношений с королевством, используя формат региональной организации. Такой организацией является группа I2U2, членами которой являются США, ОАЭ, Индия и Израиль. Предполагается заманить туда также и Эр-Рияд. Эта группа предполагает взаимовыгодное политическое и экономическое сотрудничество стран-членов. Целью Вашингтона при ее создании было, прежде всего, уменьшение экономического влияния Китая на Ближнем Востоке. Примечательно, что Израиль не послал своего представителя в Саудовскую Аравию. Руководство КСА не собирается в ближайшее время устанавливать дипломатические отношения с этим государством. Американское агентство Bloomberg сообщило о том, что официальные лица четырех государств обсуждали вопросы цепочек поставок товаров и инвестиции в стратегические проекты, включая порты, железные дороги и добычу полезных ископаемых. Директор Института стратегических технологий и программ кибербезопасности Ближнего Востока Мухаммед Сулейман считает, что поездка Салливана преследует две цели.
Во-первых, продемонстрировать вопреки очевидной реальности, что отношения между США и КСА столь же сильны, как и прежде.
Во-вторых, интегрировать Саудовскую Аравию в свою новую стратегию, призванную связать воедино Ближний Восток и Южную Азию.
Старший научный сотрудник Института внешней политики Университета Джона Хопкинса (США) Афшин Моулави отметил, что поездка Салливана должна протестировать понимание Вашингтоном нового геоэкономического пейзажа на Ближнем Востоке. Он подчеркнул: «В течение прошедшего десятилетия геополитика была главным драйвером на Ближнем Востоке, но сейчас на первое место выходит геоэкономика. Саудовская Аравия села на этот поезд, а в отдельных случаях и управляет им». При этом он упомянул о Саммите по безопасности и развитию в Джидде, состоявшемся в прошлом году, в котором приняли участие шесть государств-членов ССАГПЗ, Египет, Ирак и Иордания. Моулави отмечает: «Джек Салливан должен понимать, что геоэкономическое значение региона растет, а геополитические риски уменьшаются». В доказательство того, что в саудовском мышлении экономические интересы получили приоритет над политическим доминированием в регионе, Моулави приводит примирение КСА с Катаром в Аль-Уля в январе 2021 года и соглашение с Ираном, достигнутое в Пекине в марте с.г. Американский эксперт говорит по этому поводу: «Конечно, геополитические риски остаются, но Саудовская Аравия движется в совсем другом направлении политической деэскалации и геоэкономического роста». Моулави отметил ряд экономических преимуществ КСА для американской политики.
Во-первых, Аравийский полуостров может стать связующим звеном между Ближним Востоком и Южной Азией.
Во-вторых, огромный инвестиционный потенциал КСА, способный изменить весь регион.
В-третьих, Саудовская Аравия может стать важным поставщиком на мировой рынок меди и «зеленого» водорода.
Один из наиболее авторитетных арабских журналистов, главный редактор газеты «Рай аль-Йаум» Абдельбари Атван крайне скептически относится к возможности возвращения саудовско-американских отношений к прежнему уровню стратегического партнерства. При этом он пишет о том, что прежний альянс двух государств строился на схеме «Лояльность и нефть в обмен на защиту». Саудовская элита за прошедшие четыре года дважды убедилась, что Вашингтон не сможет ее защитить. В сентябре 2019 года проиранские прокси-группы нанесли удары по объектам саудовского ТЭКа, а США ничего не предприняли, чтобы защитить союзника. В сентябре 2021 года американцы позорно бежали из Афганистана, что показало всем региону несостоятельность их силового присутствия на Ближнем Востоке. Атван пишет: «В карманах Салливана нет ничего привлекательного для Мухаммеда бен Сальмана и его окружения. Саудовское руководство прекрасно разбирается в трендах мирового развития. Оно понимает, что будущее в военном, экономическом и стратегическом отношении находится на стороне коалиции Китая и России и строит свои расчеты, исходя из этого. Альянс с Россией в рамках ОПЕК+ обеспечил Саудовской Аравии рост цен на нефть. Их высокий уровень позволяет КСА финансировать свои экономические проекты. Альянс с Китаем привел к увеличению саудовского экспорта в эту страну на сумму более миллиарда долларов ежегодно. Вот почему саудовский лидер строит планы присоединения своей страны к организации БРИКС, которая скоро станет сильнее США и блока НАТО».