- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К итогам президентских и парламентских выборов в Турции

В Турции накануне, 14 мая, состоялись президентские и парламентские выборы. На момент написания данной статьи (15 мая 16.30 мск) обработано 99,9% бюллетеней.

В президентских выборах голоса избирателей распределены следующим образом: (действующий президент) Р.Т.Эрдоган – 49,5% голосов, (главный оппозиционный кандидат) К.Кылычдароглу – 44,9%, (третий кандидат) С.Оган – 5,2% голосов, (выбывший за три дня до президентской гонки) М.Индже – 0,4%.

В парламентских выборах депутатские кресла распределяются, предварительно следующим образом: Народный (властный) альянс – 322 депутатских мандата, Национальный (оппозиционный) альянс – 213 мандатов, Альянс труда и свободы (вобравший в себя находящуюся под угрозой закрытия прокурдскую Партию демократию народов) – 65 мандатов. Итого, в общей сложности, было распределено 600 депутатских кресел.

Днем 15 мая Ахмет Енер, глава Высшей избирательной комиссии Турции выступил с заявлением, в котором он объявил о проведении второго тура голосования на президентстких выборах с учетом того, что ни один кандидат не набрал положенных для победы 50% + 1 голос. Что же до парламентских выборов, с небольшими возможными отклонениями, выборы можно считать состоявшимися.

Начнем сразу с них: турецкая власть сохраняет простое большинство в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции, однако, для сравнения в выборах предыдущих, которые прошли в 2018 году, Партия справедливости и развития  на двоих взяли 344 депутатских мандата. Иными словами, речь идет о заметном снижении (причины которого ещё предстоит оценить). Какое значение это имеет? – Имеет это значение с точки зрения тех предвыборных обещаний / целей, которые давал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган о том, что будет переписана Конституция страны полностью. Напомним, что для вынесения вопроса на всенародное голосование требуется 3/5 голосов в Меджлисе, а это – 360 депутатских мандатов. Что же до возможности решить вопрос голосованием в Меджлисе, то потребуется 2/3 голосов депутатов, то есть 400 «за».

Нынешние результаты не просто отдаляют, но делают невозможным постановку в Меджлисе подобных амбициозных целей по внесению изменений в политическое устройство страны. Однако, заметим, что с учетом того, что изначальный прогноз социологических вопросов был негативный для власти, да и эксперты, в кулуарных разговорах утверждали кадровые проблемы той же ПСР (заметное кадровое ослабление с точки зрения общей квалификации), простое большинство в парламенте следует считать достойным результатов выступления.

Более того, победа на парламентских выборах может считаться одним из ключей для Реджепа Тайипа Эрдогана для победы во втором туре президентского голосования, который состоится 28 мая. Конструкция, при которой президенту противостоит непримиримое большинство в парламенте является не просто неустойчивой, она развалится буквально с первых же шагов вновь избранного президента страны, которому надо будет формировать Кабинет министров. Не пройдя несколько кругов согласования в Меджлисе, президент должен будет распустить парламент и сам отправиться в отставку, объявив о досрочных выборах в стране.

Турецкий избиратель мало того, что отлично это обстоятельство понимает. Следует ожидать, что этот фактор станет одним из тех, на которые будет, так или иначе, акцентировать внимание действующая в Турции власть. Призывая электорат принять решение, которое обеспечит стране столь необходимую ей политическую стабильность. Более того, турецкий электорат чем дальше, тем больше испытывает усталость от выборного процесса. Дело в том, что до тех пор, пока решился вопрос с новой властью в Турции, все происходящее в стране подчинено именно её определению. Это означает, что значимые вопросы во многих сферах оказываются подвешенными. Такая ситуация не может устраивать то же деловое сообщество страны, которому нужна политическая определенность на фоне экономических трудностей, с которыми столкнулась Турция.

Конечно, же, несколько парадоксальным образом, но именно Синан Оган (а не Мухаррем Индже) занял место «стрелочника», отправившего выборы президента во второй тур голосования. Его личный фактор на выборах способен сыграть весьма большую роль в том, кто окажется победителем на предстоящих выборах. Впрочем, не будем забывать того, что Эрдогану всего то нужно улучшить результат своего выступления на 0,5% + 1 голос. Разница для Кемаля Кылычдароглу выглядит крайне трудно преодолимой.

Тем более, что есть ещё вопрос мобилизационных возможностей президента Р.Т.Эрдогана против мобилизационных возможностей электората Кемаля Кылычдароглу и его партнёров по коалиции. И если мобилизационный потенциал Эрдогана понятен, то таковой у оппозиции вызывает немало вопросов. Что бы там ни говорила оппозицию про то, что «Эрдоган проиграл» — это не соответствует действительности. Он одержал победу пусть и не в первом туре. И руководство турецкой оппозиции отлично понимает, что их шансы во втором туре по сравнению с первым туром заметным образом снижаются.