Иранские эксперты и аналитики продолжают рассматривать различные аспекты нормализации отношений между ИРИ и Саудовской Аравией. На сайте «Дипломасийе ирани» была помещена статья отставного иранского дипломата, бывшего посла ИРИ в Венесуэле и постоянного представителя при ООН Мустафы Алави «Какую выгоду может Иран извлечь от соглашений с Саудовской Аравией?». По мнению автора, Исламская Республика должна иметь сбалансированные планы и подходы в сферах внешней политики, внешней экономики и внешнеторговых связей, построенные на национальных интересах. Иран имеет потенциал и ресурсы для того, чтобы стать одним из главных международных игроков. Однако для этого необходимо уделять больше внимания реальной политике, поддерживать связи со всеми государствами мира, не впадая в конфронтацию. По его мнению, ИРИ должна извлекать выгоды из «цивилизационной геополитики», «энергетической геополитики» и «пространственной геополитики».
Алави рассматривает недавнее примирение Ирана и КСА как последствие того, что дальнейшая конфронтация стала невыгодна обеим сторонам, стала наносить существенный вред их экономическим и гуманитарным интересам и не соответствовать чаяниям гражданам этих стран. По мнению иранского аналитика, являющего последователем концепции реализма в международных отношениях, суверенные государства имеют в своей внешней политике два приоритета: обеспечение своей обороноспособности и безопасности и усиление своей экономики и потенциала развития. Великие и региональные державы стремятся либо к доминированию над своими партнерами, либо в случае, если военный потенциал этого не позволяет, к их сдерживанию. Безопасность нужна для обеспечения устойчивого развития и благосостояния. Нормальное государство стремится обеспечить себе безопасное окружение и извлекать из этого выгоды.
Арабские государства Персидского залива в последнее десятилетие сделали своими приоритетами экономическое и культурное развитие, диверсификацию экономики и уход от сырьевой зависимости. Об этом свидетельствуют масштабные программы экономического развития, принятые в последнее время правительствами аравийских монархий. Это программа «Саудовское видение – 2030» в КСА, программа «Катарская экономика-2050» в эмирате Катар и программы «Видение-2030» и «Видение -2071» в ОАЭ. В то же время элиты КСА и других стран Персидского залива, осознавая приход многополярного мира, стали отходить от одностороннего подчинения политическим интересам США и других стран Запада. В сферах безопасности, экономики и торговли они стали обращать все больше внимания на страны Востока: Китай, Россию и Индию. Это и сделало реальным заключение соглашения 10 марта между ИРИ и Саудовской Аравией.
Другим фактором примирения является то, что элиты стран Залива осознали военное превосходство Ирана. Саудиты и катарцы вложили много средств в свержение Башара Асада в Сирии и даже поддерживали там международный терроризм. Однако сирийский режим устоял при поддержке Ирана и России. Более того, Ирану удалось существенно усилить свои военно-политические позиции в регионе. Об этом свидетельствует приземление иранцами американского беспилотника в 2019 года, на которое американцы ничего не смогли ответить, удары хоуситов по нефтегазовым объектам КСА в 2019 и 2022 годах, развитие ракетного потенциала Ирана. В настоящее время идет долгий и трудный процесс примирения между двумя противниками. Для автора очевидно, что КСА не будет разделять идеологические приоритеты Ирана и не станет частью «оси сопротивления». Однако возможно установление нормальных, конструктивных отношений между двумя государствами. Вопрос в том, какую выгоду от этого получит Иран? (1).
Далее Мустафа Алави рассматривает причины, побудившие Саудовскую Аравию заключить соглашение о восстановлении отношений с Ираном.
Во-первых, аравийские монархии осознали, что проведение в жизнь их планов по экономическому развитию невозможно без обеспечения безопасного окружения. Прежде всего, КСА должна обеспечить безопасность своих границ с Йеменом, что невозможно сделать без согласования с Ираном.
Во-вторых, рост экономического и политического влияния Китая в мире. КНР в настоящее время выступает уже не только как ведущая экономическая держава, но и как государство-миротворец, стремящееся урегулировать конфликты по всему миру.
В-третьих, рост военной мощи Ирана, как боеспособности вооруженных сил ИРИ, так и потенциала иранских прокси-групп.
В-четвертых, экспансия китайского влияния в регионе Персидского залива. Китай стал ведущим покупателем нефти из Саудовской Аравии, Ирака и Ирана и СПГ из Катара. За последнее время КНР стала ведущим внешнеторговым партнером стран Залива. Огромный масштаб приняли и взаимные инвестиции. Все это порождает взаимозависимость экономик КНР и ССАГПЗ.
В-пятых, заключение Соглашений Авраама стало причиной проникновения Израиля в регион Персидского залива и рост влияния этого государства. Это, по мнению автора, с недовольством было воспринято в Эр-Рияде. Исходя из этого, саудовская элита решила уравновесить развивающиеся отношения некоторых государств ССАГПЗ с Израилем нормализацией отношений с Ираном.
Со стороны Ирана автор видит две причины, побудившие это государство нормализовать отношения с КСА.
Во-первых, накопившиеся внутриполитические проблемы, результатом которых стали массовые протесты осени 2022 года. Иранское руководство решило посвящать больше времени и внимания внутренним проблемам.
Во-вторых, существенное ухудшение экономической ситуации Ирана. Оно выразилось в падении курса национальной валюты по отношению к доллару США, инфляции, безработице и падении жизненного уровня большинства иранцев. В этих условиях решение экономических проблем становится для иранского руководства приоритетом.
Мустафа Алави задается вопросом: «Насколько прочными будут договоренности, достигнутые 10 марта в Пекине? Какие факторы могут способствовать их укреплению?». Он оптимистично смотрит на имплементацию этих договоренностей, считая, что гарантиями их исполнения послужат два фактора.
Во-первых, китайское руководство кровно заинтересовано в мире и стабильности в регионе Персидского залива. Китай является основным импортером энергоресурсов из данного района земного шара. В настоящее время КНР удовлетворяет 50% своих нужд в энергоресурсах импортом из Залива. Китайцы также заинтересованы в уменьшении влияния США и Евросоюза в этом регионе. Регион Персидского залива имеет важное значение для китайского проекта Нового Шелкового Пути. Исходя из этого, китайцы будут делать все для того, чтобы не допустить срыва этих договоренностей.
Во-вторых, нормализация отношений с ИРИ служит экономическим, общественным и культурным интересам Саудовской Аравии. Для эффективной реализации программы «Саудовское видение – 2030» Эр-Рияду необходимо мирное окружение и выход из войны в Йемене.
Автор признает, что между ИРИ и КСА существует соперничество за влияние в Сирии, Ираке и Ливане, но считает, что ему можно придать мирный характер с применением «мягкой силы».
Мустафа Алави заключает свою статью рассмотрением, какие выгоды может извлечь Иран из соглашений с Саудовской Аравией.
Во-первых, создание зоны мира и стабильности в Персидском заливе приведет к тому, что Иран будет затрачивать меньше сил и средств на поддержание своей безопасности в регионе. Тегеран станет уделять больше внимание своим домашним делам: поддержанию внутренней стабильности и развитию экономики.
Во-вторых, возможно привлечение саудовских инвестиций в Иран в обмен на свои технологии, в том числе в ядерной сфере. В-третьих, это будет способствовать выходу ИРИ из международной изоляции с подключением к экономически выгодным проектам, таким как «Новый Шелковый путь» и «Транспортный коридор Север-Юг».
- http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/2019126