- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах оборонной промышленности Турции

В интервью турецкому телеканалу 18 мая Исмаил Демир, глава Управления оборонной промышленности (Savunma Sanayii Baskanligi, SSB), турецкого агентства по оборонным закупкам, заявил, что  необходимо внести некоторые технические изменения в новый флагман ВМС Турции TGC Anadolu, для размещения как пилотируемых, так и беспилотных самолетов, а также самолетов, находящиеся на вооружении вооруженных сил, с тем чтобы они могли взлетать и садиться на корабль. Это заявление подтверждает обвинения оппозиции в том, что правительство заранее ввело  корабль в строй исключительно в рамках пропагандистской предвыборной кампании.

Турция сотрудничала с Испанией в производстве Anadolu, крупнейшего корабля ВМС Турции длиной 231 метр, шириной 32 метра и водоизмещением 27 436 тонн. Он был разработан испанской компанией Navantia и построен на верфи Sedef в Турции. Anadolu, который президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно называл авианосцем, но на самом деле это многоцелевой десантный корабль, стал последним демонстрационным продуктом в его предвыборной пропаганде. Одна из предвыборных стратегий Эрдогана заключается в том, чтобы показать избирателям, что Турция становится сильнее, продвигая отечественную продукцию оборонной промышленности.

Проэрдогановские СМИ также настаивают на том, что этот корабль является первым и единственным авианосцем Турции. Некоторые публикации утверждают, что корабль является первым военным кораблем в мире, оснащенным БПЛА.

По мнению экспертов, корабль не является ни первым в мире кораблем, на котором установлены беспилотники, ни авианосцем. Они также заявляют, что многие критические испытания на корабле еще не завершены. Чтобы правительство Эрдогана могло устроить шоу перед выборами, корабль был активирован до окончания приемо-сдаточных испытаний, что могло вызвать серьезные проблемы. Демир указал, что Bayraktar TB3, боевой беспилотный летательный аппарат средней высоты с длительным сроком службы, был разработан для взлета и посадки на Anadolu, и вскоре он станет первым военным беспилотником, который приземлится на корабль после успешного прохождения испытаний. Но для этого на Anadolu сначала необходимо установить тросы и катапульту, подтвердив, что он не был построен как авианосец. Он также сказал, что необходимые технические модификации требуются для Kızılelma, сверхзвукового двухмоторного беспилотного истребителя, который все еще находится в производстве, и Hürjet, первого в Турции сверхзвукового пилотируемого самолета, разработанного Turkish Aerospace Industries, который совершил свой первый полет в прошлом месяце. Демир также заявил, что невозможно проводить испытания на посадку и взлет, пока судно находится в эксплуатации. По этой причине палуба корабля будет сначала воспроизведена на суше для отработки всех алгоритмов   и что вскоре после этого начнутся работы на самом корабле. «Посадочные и взлетные испытания Bayraktar TB3 начнутся в этом году. TB3 приземлился на корабль и взлетел с него в ходе компьютерного моделирования. Эти симуляции необходимо будет провести и для других самолетов», — добавил Демир. По его оценкам, посадочные и взлетные испытания Kızılelma и Hürjet на Anadolu начнутся в 2024 и 2025 годах соответственно.

Anadolu, который был передан командованию ВМС Турции 10 апреля, был выставлен в Стамбуле и Измире и открыт для публики перед выборами 14 мая. Сейчас он снова стоит на якоре в Стамбуле и используется для публичных визитов. Министерство обороны почти каждый день публикует сообщения об Anadolu в своих аккаунтах в социальных сетях. Между тем, заместитель министра обороны Турции признал, что правительство не может полностью удовлетворить потребности вооруженных сил из-за плохого состояния турецкой экономики, во время встречи проправительственной бизнес-платформы, которая объединяет промышленников со всего Стамбула 7 мая.  Выступая на генеральной ассамблее Стамбульской оборонной, авиационной и аэрокосмической платформы SAHA, возглавляемой Халуком Байрактаром, братом Сельчука Байрактара и генеральным директором компании Baykar, заместитель министра обороны Мухсин Дере сказал, что расходы Турции на оборону в последние годы сократились. По словам Дере, причина заключается не в снижении потребностей, а скорее в сокращении закупок. Дере сказал, что Турции вскоре придется поставлять военным большое количество оборудования и вооружений. Санкции и экспортные ограничения, введенные в отношении амбициозной оборонной промышленности Турции, негативно сказались на разработке сложной военной техники, которая страдает от нехватки компонентов отечественного производства, в частности важнейших двигателей и систем трансмиссии. Эта тема не нова и пока турецкой инженерии не хватает ни опыта, ни школы для преодоления этого кризиса. Еще в сентябре прошлого года тот же Исмаил Демир признал, что агентство столкнулось с проблемами при разработке местных силовых агрегатов, включая двигатели и трансмиссии, для различных оборонных проектов.

Прогрессу препятствуют не только запчасти, но и нехватка квалифицированных инженеров:  «Проблема с двигателем является известной [проблемой]. Что касается подготовленного персонала и специальных знаний, то у нас также нет большого опыта. [В Турции] ограниченное число экспертов». В Турции есть ряд национальных проектов по производству самолетов и танков, но все они потерпели неудачу из-за трудностей с поиском двигателей и трансмиссионных систем для применения этого оборудования. Правительство вложило значительные средства в производство двигателей внутри страны, пока с ограниченным успехом на этапах тестирования и интеграции. Национальному истребителю страны TF-X не хватает турбовентиляторного двигателя отечественной разработки, и SSB надеется заручиться помощью британского производителя двигателей Rolls Royce, у которого есть совместное предприятие с турецкой компанией Kale под названием TAEC.  Демир тогда подчеркнул, что конечная цель Турции — полностью полагаться на двигатели отечественного производства, и что Tusaş Engine Industries (TUSAŞ Motor Sanayii A.Ş., TEI) и TRMotor, два производителя двигателей, работают над реализацией этой цели. Основным подрядчиком по разработке национального истребителя является государственное предприятие Turkish Aerospace Industries (TAI). Другой оборонный проект, разработка вертолета общего назначения под названием Gökbey, также столкнулся с проблемой при разработке двигателя отечественного производства. Прототипы оснащались парой турбовальных двигателей LHTECs и CTS800 4-AT, которые были изготовлены совместным предприятием Rolls-Royce и Honeywell. TАI работала над разработкой местного двигателя и, наконец, изготовила двигатель под названием TS1400, но этапы тестирования и установки еще не завершены. Другими словами, у Gökbey все еще нет турецкого двигателя для его оснащения, и неясно, когда он появится.