Военно-политическое руководство Арабской Республики Египет уделяет большое внимание поддержанию боевой готовности и модернизации ВМС, которые играют значительную роль в обеспечении национальной безопасности страны. Военные специалисты связывают повышение активности официального Каира в области совершенствования национальных ВМС с осложнением военно-политической обстановки в Средиземном море, которая связана с действиями официальной Анкары по вопросу о принадлежности участка морского нефтеносного и газоносного шельфа. Турецкая сторона развила высокую активность в вопросах бурения разведочных скважин в акватории Средиземного моря, при этом обеспечение разведочных работ возложено на ВМС Турецкой Республики, которые на регулярной основе выделяют боевые надводные корабли для сопровождения плавучих буровых установок.
Кроме ресурсного аспекта необходимо выделить и военно-транспортный. Турецкая сторона активно использует морские маршруты для перевозки вооружения, военной и специальной техники в Ливию. Власти Египта неоднократно предупреждали турецкую сторону о недопустимости вмешательства во внутренние дела Ливии и повышении уровня нестабильности в регионе в целом за счет поставок оружия и перемещения исламистов на коммерческих судах. Все указанные факторы предопределяют необходимость непрерывного пополнения надводного флота ВМС Египта.
Египет получил три американских сторожевых катера типа Cyclone
ВМС США сообщили, что 21 марта 2023 года передали египетскому флоту в Александрии три выведенных из своего состава больших сторожевых катера типа Cyclone — РС 3 Hurricane, PC 6 Sirocco и PC 12 Thunderbolt. Катера прибыли в Александрию 12 февраля с места своего бывшего постоянного базирования в Бахрейне, совершив с января месячный 4000-мильный переход со смешанными американо-египетскими экипажами вокруг Аравийского полуострова. Напомним, что 14 больших сторожевых катеров типа Cyclone были построены американской судостроительной компанией Bollinger Shipyards и введены в состав ВМС США с 1993 по 2000 годы, используясь для прибрежных действий, контроля за судоходством и обеспечения действий сил специальных операций. С 2015 года 10 из остававшихся в строю 13 катеров этого типа базировались в Бахрейне (Манама), в основном для противодействия иранским катерным силам, а остальные 3 катера базировались на Мейпорт (штат Флорида), преимущественно для антинаркотических операций. Катера типа Cyclone имеют водоизмещение около 336 тонн, длину 55 метров и ширину 7,6 метров. Катера оснащены энергетической установкой в составе четырех дизельных двигателей Paxman 16RP200-1-CM мощностью по 3360 л. с., обеспечивающей полный ход до 35 узлов. Экипаж 28 человек. Вооружение включает две 25-мм автоматические артиллерийские установки Mk 38, пулеметы, автоматические гранатомёты, а часть катеров была оснащена четырехконтейнерными пусковыми установками Mk 60 малогабаритных управляемых ракет BGM-176B Griffin B. Головной катер этого типа РС 1 Cyclone еще в 2004 году был передан ВМС Филиппин. Теперь ведется списание остающихся в строю катеров, и из 10 единиц флотилии в Бахрейне сейчас пока остались в строю только 2 — РС 4 Moonson и РС 9 Chinook. Еще 5 катеров были в марте 2022 года «на месте» переданы ВМС Бахрейна. а теперь 3 — ВМС Египта. Все три «мейпортских» катера были списаны в феврале 2021 года, причем два из них намечено продать на слом, а последний катер в серии РС 14 Tornado предназначен для передачи неназываемому «иностранному партнеру»[i] [1].
ВМС Египта приняли второй фрегат класса MEKO A200EN
Компания ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS) 26 мая передала ВМС Египта второй (из четырех заказанных) фрегат класса MEKO A200EN. Церемония передачи состоялась на предприятии TKMS в Бремерхафене в присутствии главнокомандующего ВМС Египта вице-адмирала Ашрафа Ибрагима Атва и других высокопоставленных представителей ВМС Египта и Германии. Корабль получил наименование (905) «Аль-Каххар» (Аl-Qahhar). В сентябре 2018 года командование ВМС Египта подписало с компанией ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS) контракт на поставку 4 фрегатов MEKO A200EN. Общая стоимость заказа оценивается в 2 млрд. евро (стоимость каждого фрегата составляет около 500 млн евро)[ii] [2]. Египетский флот должен получить три корабля, построенные в Германии, и один – в Египте. Работы по проекту официально начались в августе 2019 года. Закладка фрегата «Аль-Азиз» состоялась в 2020 году. Головной фрегат серии, (904) «Аль-Азиз», был официально передан командованию ВМС Египта 14 октября и прибыл в Египет 2 ноября 2022 года. Строительство «Аль-Каххар» началось в декабре 2019 года, закладка киля состоялась в марте 2020 года, спуск на воду – в августе 2021 года. Через несколько дней корабль отправится в порт приписки – Александрию. Третий фрегат, (906) «Аль Кадир», был заложен в 2021 году и спущен на воду в апреле 2022 года[iii] [3]. Его поставка запланирована на конец этого года. Четвертый корабль, который пока не получил наименования, был заложен на предприятии египетской судостроительной компанией Alexandria Shipyard в Александрии в марте 2022 года. Предполагается, что заказанные ВМС Египта A200EN MEKO будут самой современной версией этого корабля с точки зрения установленного оборудования и систем вооружения. Длина MEKO A200EN составляет 121 м, ширина – 16,3 м, водоизмещение – 3700 т, экипаж – 110 человек. Фрегат оснащен ГЭУ типа CODAG-WARP, развивает максимальную скорость 29 узлов, дальность хода – 7700 морских миль на скорости 15 узлов. Корабли оснащены новой РЛС NS-110 4D компании Thales, пусковыми установками ложных целей для противоторпедной системы C310, двумя 32-трубными пусковыми установками ложных целей MASS компании Rheinmetall, системой радиоэлектронного обеспечения SCORPION компании Thales, системой спутниковой связи, ГАС с буксируемой антенной решеткой[iv] [4].
Таким образом, налицо процесс постепенной модернизации надводного флота ВМС Египта за счет импорта зарубежных надводных кораблей различных классов. Каир проявляет заинтересованность в дальнейшем расширении военного и военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Это обусловлено в первую очередь тем, что, по оценке Министерства обороны АРЕ, практические шаги в данном направлении позволят снизить зависимость страны от США, а также предоставят возможность закупать продукцию военного назначения на более выгодных условиях.
Со своей стороны отметим, что несмотря на необходимость как капитального, так и текущего ремонта, египетские предприятия военной промышленности не предпринимают шагов по наращиванию собственных мощностей по производству кораблей большого водоизмещения. Одной из основных причин этого является выделение США на регулярной основе военно-экономической помощи Египту на собственных условиях, что тормозит развитие мощностей ВПК Египта.
[i] [5] https://www.navy.mil/DesktopModules/ArticleCS/Print.aspx?PortalId=1&ModuleId=523&Article=3335463 [6]
[ii] [7] https://www.merkur.de/deutschland/schleswig-holstein/tkms-uebergibt-zweite-fregatte-an-aegyptische-marine-zr-92305067.html
[iii] [8] https://twitter.com/mahmouedgamal44/status/1567756240691814400
[iv] [9] В состав вооружения входят 127-мм артиллерийская установка, 32-контейнерная вертикальная пусковая установка с ЗУР MICA NG, 8 ПКР MM40 Блок.3 Exocet, четыре 20-мм АУ Oerlikon Searanger, торпеды DM2A4 и MU-90. Вертолетная площадка позволяет применять два вертолета и БПЛА ВВП.