- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Последствия суданского кризиса для Китая

по материалам Anbound Consulting — независимого аналитического центра со штаб-квартирой в Пекине

С момента начала вооруженного конфликта в Судане 15 апреля многие страны по всему миру прилагают все усилия для проведения крупномасштабных операций по эвакуации своих граждан. 27 апреля ВМС КНР задействовали для этой цели свой эсминец 052D. Судан расположен на северо-востоке Африки с населением 46 млн человек, что делает его одной из крупнейших стран на континенте. Его территория составляет 1,9 млн кв. км. В то же время это также одна из беднейших стран мира с годовым доходом на душу населения всего 750 долларов. Суть суданского конфликта заключается в конфликтах внутри военных группировок. Наиболее острое противоречие существует между командующим ВС Судана Абдель Фаттахом аль- Бурхана, который стремится установить консолидированную военную власть по всей стране, и командующим Силами быстрой поддержки Мухаммедом Хамданом Дагло (Хемити), который стремится сохранить независимость своей вооруженной организации и обеспечить контроль над военной мощью. Из-за баланса сил между двумя враждующими сторонами и внешней поддержки обеих группировок беспорядки в Судане могут затянуться и будут иметь ряд средне- и долгосрочных последствий для Китая.

Во-первых, существует потенциальный риск, с которым сталкиваются китайские энергетические инвестиционные компании. До обретения Южным Суданом независимости в 2011 году Китай инвестировал в Судан более 20 млрд долларов, в основном в проекты в нефтяной и ненефтяной сферах, в соответствии с последними руководящими принципами Министерства торговли по сотрудничеству в области иностранных инвестиций. Китай был пунктом назначения для двух третей суданского экспорта сырой нефти, а Судан был шестым по величине источником импорта сырой нефти из-за рубежа. В настоящее время 65% общего объема экспорта нефти из Судана направляется в Китай, а китайские инвестиции составляют 75% зарубежных нефтяных инвестиций Судана. Китайские нефтяные компании были приглашены суданским правительством еще в 1995 году для участия в развитии и строительстве нефтяной промышленности. После более чем десятилетних усилий китайские нефтяные компании успешно помогли Судану в создании трех крупных нефтяных месторождений с годовой производительностью сырой нефти в 26 млн тонн и нефтеперерабатывающего завода в Хартуме с мощностью переработки сырой нефти в 5 млн тонн в год. Это достижение привело к созданию интегрированной системы нефтяной промышленности со всесторонней инфраструктурой, передовыми технологиями и большими масштабами, что позволило Судану достичь самообеспеченности нефтью и генерировать излишки для экспорта.

Среди вовлеченных в суданские проекты компаний CNPC выделяется своими девятью дочерними компаниями, работающими в местной нефтяной промышленности, включая Nile Petroleum Corporation и Хартумский нефтеперерабатывающий завод. Дочерние компании Daqing Oilfield Branch Company, Great Wall Drilling, Oriental Geophysical и Engineering Construction Company вносят свой вклад в развитие отрасли. CNPC успешно осуществила десять инвестиционных проектов в Судане и Южном Судане, а также владеет шестью автозаправочными станциями и одной готовой нефтебазой. Кроме того, Sinopec вошла в Судан в 1996 году вместе с несколькими компаниями, занимающимися разведкой и разработкой месторождений. Примечательно, что проект строительства трубопровода «Блок-6» в 2010 году является примером их участия в регионе.

Во-вторых, Россия и Китай придерживаются различных центров силы в Судане. Российская частная военная компания «Вагнер» имеет тесные связи с Силами быстрой поддержки (RSF). В статье The Hill сообщается, что с 2017 года ЧВК «Вагнер» проводит углубленную подготовку для RSF и обменивается с ними разведданными. Взамен ЧВК «Вагнер» получила контроль над несколькими золотыми рудниками в Дарфуре, Голубом Ниле и других регионах Судана благодаря сотрудничеству с RSF. Другой важной областью сотрудничества между Москвой и RSF является военная база в Порт-Судане, где RSF содействует строительству военно-морской базы для России. В начале 2022 года, за день до начала российско-украинского конфликта, Хемити посетил Россию, что ознаменовало новый этап в отношениях между RSF и ЧВК «Вагнер». После начала конфликта в Судане 21 апреля телеканал CNN сообщил, что «ЧВК «Вагнер» поставил ПЗРК RSF для оказания помощи в организации государственного переворота и защиты жесткой силы России и стратегических интересов в Африке». С другой стороны, Китай установил более тесные связи с правительством Судана, создавая определенную степень геополитического конфликта с Россией. Начиная с 1990-х годов, особенно в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (BRI), когда международное сообщество изолировало режим Омара аль-Башира за поддержку терроризма и экстремизма, Китай быстро воспользовался ситуацией и установил дружественные отношения с его правительством.

В то же время Китай также поддерживает хорошие отношения с нынешним суданским лидером  аль-Бурханом. 8 декабря 2022 года Председатель КНР Си Цзиньпин встретился в Эр-Рияде с председателем Суверенного совета Судана Абдель Фаттахом аль-Бурханом и подчеркнул, что две страны являются «хорошими друзьями и хорошими братьями, которые разделяют благо и горе». Из-за значительных инвестиционных интересов в Судане Китай склонен поддерживать правительственную сторону, представленную аль-Бурханом, что в некоторой степени отклоняется от давней политики Китая по невмешательству во внутренние дела других стран.

В-третьих, стратегическое расположение Китая в регионе Красного моря претерпевает коррективы. Судан является стратегически важной страной в Африке, расположенной на пересечении Африканского Рога и Красного моря, с богатыми природными ресурсами и численным преимуществом. Красное море — это море Индийского океана, не имеющее выхода к нему, расположенное между северо-востоком Африки и Аравийским полуостровом в Западной Азии. Оно соединяется со Средиземным морем через Суэцкий канал на северо-западе и с Аденским заливом через Баб аль-Мандебский пролив на юге. В узком смысле Африканский Рог относится к региону от севера Кении и Уганды до востока реки Белый Нил, простирающемуся до района между Красным морем, Аденским заливом и побережьем Индийского океана. Значительная роль Красного моря и Африканского Рога в сегодняшней глобальной геополитике и конфликтах определяется такими факторами, как географическое положение, морские маршруты транспортировки нефти и линии фронта войны с терроризмом. Джибути, являясь географическим центром, соединяющим Средиземное, Атлантическое, Красное моря и Индийский океан, стала первой зарубежной базой поддержки Китая и важным узлом китайской инициативы BRI.

По мнению западных геополитиков, возникающие геополитические интересы в Красном море формируют новый фронт конфликта с участием Египта, Турции, Судана и Эритреи. Появились и другие действующие лица, такие как Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Соединенные Штаты, Катар, Израиль, Россия и Китай. Конфликт в Судане может усугубить споры и трения в таких областях, как границы, безопасность и водные ресурсы, что приведет к эффекту бабочки в прибрежных странах Красного моря, безопасности транспортировки нефти и международной борьбе с терроризмом. Он также может изменить геополитический ландшафт на Ближнем Востоке, в Персидском заливе, Аденском заливе и на Африканском роге, что повлияет на стратегическое расположение Китая в регионе Красного моря и перспективы развития BRI.

Окончательный вывод анализа:

Ожидается, что затянувшийся конфликт в Судане будет иметь значительные средне- и долгосрочные последствия для глобального стратегического позиционирования Китая. Эти последствия включают потенциальные риски для энергетических инвестиционных компаний, признаки геополитических разногласий с Россией и необходимость адаптации стратегического плана в регионе Красного моря. Следовательно, для Китая будет крайне важно провести всестороннюю оценку ситуации в Судане, оперативно скорректировать свои соответствующие стратегические планы и активно снижать средне- и долгосрочные риски.