по материалам Департамента МВФ по Ближнему Востоку и Центральной Азии
В нестабильном мире доходы и расходы бюджета часто оказываются далеко от планов правительства. Неустойчивый экономический рост, высокие всеобщие субсидии и убыточные государственные предприятия подвергают подобным финансовым рискам многие страны Ближнего Востока, Северной Африки и Пакистана с низким и средним уровнем дохода. Эти факторы в сочетании с неблагоприятными внешними событиями, такими как недавнее повышение процентных ставок и резкий рост цен на продовольствие и топливо, оказывают давление на государственные финансы во многих странах. Регион МЕНАПЕГ — группа, которая включает экономики Ближнего Востока, Северной Африки и Пакистана, но исключает страны Персидского залива с высоким уровнем дохода — особенно уязвим к финансовым рискам. Фактически, небольшие финансовые риски возникают в странах каждый год. Важно отметить, что более крупные потрясения, которые приводят к увеличению долга в среднем на 12 процентов от валового внутреннего продукта, происходят в среднем раз в восемь лет. Несмотря на частоту этих событий, политики часто оказываются застигнутыми врасплох. Такие потрясения вынуждают их временно сокращать расходы на цели развития и другие приоритетные расходы. Это также ограничивает способность многих стран использовать налогово-бюджетную политику для сглаживания экономического спада именно тогда, когда это наиболее необходимо.
Источники рисков
Существует множество факторов, обусловливающих относительно высокую подверженность региона финансовым рискам.
Во-первых, экономический рост более неустойчив, чем в других частях мира. Высокая зависимость от доходов от природных ресурсов среди экспортеров углеводородов, таких как Алжир, Ирак и Ливия, и повсеместные всеобщие субсидии на энергию и продовольствие по всему региону также подвергли бюджеты воздействию колебаний цен на сырьевые товары.
Во-вторых, государственная собственность на нефинансовые корпорации и банки в этих странах может привести к возникновению значительных государственных обязательств, срок погашения которых может наступить при наступлении негативных событий, известных как условные обязательства. Например, государственной электрической или водопроводной компании, которая сталкивается с большими операционными убытками, может потребоваться финансовая помощь правительства для продолжения предоставления услуг. Многие государственные предприятия (ГП) в регионе финансово слабы и нуждаются в регулярных государственных денежных вливаниях. Это часто отражает их роль в осуществлении квазифискальной деятельности, такой как продажа товаров и услуг по ценам ниже рыночных или создание рабочих мест, вместо того, чтобы осуществляться на коммерчески обоснованной основе. Условные обязательства также могут возникать в результате государственно-частного партнерства (ГЧП). Например, некоторые контракты на ГЧП могут потребовать от правительства компенсации частному партнеру, если сборы, как в проектах платных дорог, не соответствуют прогнозам.
В-третьих, государственные финансы региона подвержены редким экстремальным явлениям, которые могут иметь серьезные финансовые последствия. Например, природные и климатические катастрофы, такие как катастрофические наводнения в Пакистане в 2022 году, экстремальные засухи в Северной Африке или социальные конфликты и нестабильность, могут нарушить экономическую деятельность, разрушить инфраструктуру, создать дополнительные потребности в расходах, ослабить институциональный потенциал и привести к перемещению населения. Ущерб от одних только стихийных бедствий составляет около 2 млрд долларов в год.
На этом фоне правительства по всему региону укрепляют свой потенциал по анализу финансовых рисков и управлению ими. Например, некоторые правительства создали специализированные макрофинансовые подразделения и разработали отчеты о финансовых рисках (Египет) или достигли прогресса в составлении карт финансовых рисков (Иордания), мониторинге государственных предприятий (Тунис) и внедрении мер по снижению рисков (Ирак). Тем не менее, правительствам по-прежнему необходимо предпринять шаги по улучшению сбора данных о финансовых рисках, их идентификации, анализа и потенциала управления.
Во-первых, особенно срочно устранить пробелы в данных путем систематического сбора финансовой информации о государственных предприятиях, гарантиях, ГЧП и других источниках условных обязательств для проведения прозрачной оценки финансовых рисков. После сбора достаточного количества данных могут быть применены методы моделирования, такие как фискальные стресс-тесты, для углубления понимания финансовых рисков, вероятности их реализации и их потенциального воздействия.
Во-вторых, правительствам следует рассмотреть меры по смягчению последствий. Они предполагают сочетание прямого контроля, например, хорошо выверенных максимальных размеров выдачи государственных гарантий, и косвенных мер по предотвращению рискованных действий, таких как взимание сборов с бенефициаров гарантий.
В-третьих, правительства могут еще больше повысить устойчивость к потрясениям, создавая резервы для непредвиденных расходов и среднесрочные бюджетные рамки, используя четко определенные привязки долга и дефицита. МВФ предлагает ряд инструментов и проектов по развитию потенциала для поддержки национальных властей в укреплении их способности анализировать бюджетные риски и управлять ими.
Экономические реформы могут помочь устранить финансовые риски у источника. Например, более прочные макроэкономические основы могут снизить волатильность роста. Реформы управления и отчуждение активов могут смягчить условные обязательства или снизить шансы их реализации, а усовершенствованные бюджетные процессы снижают вероятность неожиданностей. Учитывая различные неопределенности, финансовых рисков в странах Ближнего Востока и Северной Африки полностью избежать невозможно. Однако лучшая осведомленность о рисках и более эффективное управление финансовыми рисками уменьшат бюджетные неожиданности и обеспечат прочную основу для долгосрочной политики развития.