На текущей неделе министр внутренних дел ФРГ Н.Фезер (СДПГ) представила отчет Федерального ведомства по защите конституции за 2022 г. В документе утверждается, что в прошлом году общее количество задержанных экстремистов, связанных с иностранными государствами, составило порядка 29,7 тысяч человек, что почти на 4 % выше в сравнении с 2021 г. Авторы видят корни данного «феномена», как было сказано на соответствующем мероприятии, в ситуации на российско-украинском треке. Вместе с тем уже традиционно значительное внимание уделяется ближневосточным игрокам, среди которых особое место заняла Турция.
В отчете утверждается, что федеральная республика представляет собой «одну из главных целей для турецкой разведки и спецслужб». В тексте сказано, что они «следят за организациями и отдельными лицами в Германии, которые состоят или подозреваются в причастности к оппозиции турецкому правительству». Прежде всего здесь речь идет об РПК и гюленистах. Так, в прошлом году Высший земельный суд Дюссельдорфа рассмотрел дело турецкого агента и его осведомителя, приговорив их к году и девяти месяцам и девяти месяцам условно по обвинениям в незаконном приобретении и хранении оружия. При этом в ходе следствия у них были обнаружены личные данные оппозиционеров, что призвано доказать справедливость основного вывода отчета в части, посвященной Турции.
Помимо этого, федеральным ведомством по защите конституции подчеркивается высокий уровень влияния спецслужб на турецкую общину ФРГ, достигаемый посредством ассоциаций и дипломатических миссий, имеющих возможность собирать персональные данные, а также СМИ, участвующих в формировании общественного мнения. В качестве «крупнейшей группы интересов», связанной с властями Турции и ПСР, назван базирующийся в Кёльне «Союз международных демократов» (UID), находящийся под наблюдением в ФРГ как минимум с 2018 г. В документе отмечается, что он имеет широкую сеть региональных представительств и существенно активизировал встречи с их участниками в 2022 г. При этом примечательно, что UID привлекла к себе повышенное внимание и в текущем году на фоне предвыборной кампании Р.Т.Эрдогана в, поскольку участвовала в привлечении потенциального электората.
Другая организация в Германии, связанная с Турцией – Milli Görüs попала в категорию движений, оказывающих политическое и социальное влияние. Численность ее участников считается ведомством равной 10 тысячам человек и, что удивительно, не меняется, если верить отчету, как минимум в течение трех последних лет. Впрочем, частично сам же документ опровергает данный факт, указывая, что помимо известных местных представительств, например в Дуйсбурге или Золингене, у Milli Görüs могут быть и более автономные, но связанные с ней идеологически родственные структуры.
Союз турецко-исламских культурных ассоциаций ATIB, насчитывающий около 2,5 тысяч сторонников, рассматривается федеральным ведомством по защите конституции Германии как «группа более ориентированная на ислам», оказывающая «дезинтегративный эффект», «продвигающая турецкий национализм» и «крайнее мышление в формате друг-враг». В связи с этим делается вывод о ее высокой опасности в первую очередь для курдов и евреев в ФРГ. Интересно, что вопреки относительно малой численности собственной аудитории ATIB способен выступать объединительной площадкой для других, более крупных организаций и движений. Так, на первый послековидный ифтар, проведенный Союзом в 2022 г., были приглашены представители Milli Görüs, UID, а также «неорганизованных ячеек» «Серых волков», с которыми ATIB считается связанной.
Количество последователей этих «неорганизованных ячеек», как предполагает федеральное ведомство по защите конституции, может доходить в Германии до 1,6 тысяч человек. А называют их таковыми в силу отсутствия центра встреч, в то время как основное общение перенесено в социальные сети. По этим причинам высказывается версия, что аудитория здесь самая молодая. В отличие от ATIB они могут представлять опасность, как сказано в тексте, не только для евреев и курдов, но еще для армян и греков, а также характеризуются высоким уровнем критичного настроя в адрес США. Авторы документа считают, что среди лидеров этих неорганизованных ячеек «серых волков» могут встречаться лица, в публичном пространстве проявляющие умеренность, в то время как в интернете они распространяют радикальные призывы, пользуясь при этом псевдонимами.
Еще одной структурой, связанной с «Серыми волками», но отличающейся большей централизацией, рассматривается «Федерация мирового порядка в Европе» ANF. Она, если верить отчету, базируется на идеологии «крайне преувеличенного происламского национализма с правоэкстремистскими характеристиками», а потому опасна как для этнических, так и для религиозных меньшинств в ФРГ. Даже для определения «турецкости», как настаивают авторы доклада, ключевую роль для ANF играет религия. Впрочем, из всех упомянутых, Федерация оказывается, пожалуй, самой малочисленной, объединяя лишь около 1 тысячи человек.
Противоположностью ей в ведомстве считают ADÜTDF – Федерацию турецких демократических идеалистических ассоциаций. Опасность, исходящая от нее, обусловлена продвижением идеологии «Серых волков» при «демонстрируемом желании интегрироваться» и произвести «законопослушное впечатление». В документе указывается, что она консолидирует около 7 тысяч человек в ФРГ, имеет около 200 локальных отделений. Несмотря на то, что как и другие объединения, близкие к «Серым волкам», ADÜTDF рассматривается как потенциально враждебная для курдов, евреев и армян, в Германии, основываясь на данных об активности за 2022 г., пришли к выводу, что наибольшие риски представляют ее усилия по разжиганию конфликта с Греций.
Все перечисленные группы отнесены в отчете к правым экстремистам, в то время как левые волнуют Берлин существенно меньше. Обусловлено это двумя причинами.
Во-первых тем, что они оцениваются как ориентированные на подрыв государственного строя Турции, а не Германии.
Во-вторых, противоположный вывод не впишется в основную мысль всего отчета, сводящегося к тому, что наиболее опасен для федеральной республики именно правый экстремизм. Опасность же левых экстремистов, связанных с Турцией, для ФРГ сводится к возможности рекрутирования молодежи, причем есть версия, что они не выбирают для этого исключительно лиц с турецкими корнями. Кроме того, в рамках их активности в федеральную республику могут прибывать лица, подозреваемые в терроризме, что создает угрозу для безопасности и для отношений с Анкарой. Для маскировки левые экстремисты в ФРГ нередко смещают акцент своей официальной деятельности на экологию или работу с молодежью.
В целом несмотря на то, что отчет федерального ведомства по защите конституции был нацелен на описание ситуации в прошлом году, в действительности он явно ориентирован на отражение обстановки в году нынешнем, где ключевым событием в данном контексте стали турецкие выборы. Не случайно, наибольшее внимание в тексте так или иначе уделяется организациям, ранее замеченным в продвижении кандидатуры Р.Т.Эрдогана на пост президента Турции среди электората в Германии. Как кажется, подобный уклон может быть продиктован не столько желанием ограничить работу всех перечисленных структур, что вызовет волну недовольства как Анкары, так и многих представителей турецкой общины в ФРГ, сколько стремлением сдержать критику немецких властей. На фоне предвыборной гонки и итогов турецких президентских выборов в адрес коалиции О.Шольца неоднократно звучали обвинения в бездействии в отношении организаций, связанных с турецкими спецслужбами или политикой. В этой связи упоминание их в отчете на фоне такого рода критики выглядит относительно безболезненным способом отреагировать на возвращения политической оппозиции и общественности без серьезных рисков для контактов с властями самой Турции.