- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пути к Ближневосточной интеграции: развитие турецко-сирийских отношений

Стремление Турции превратить Месопотамскую равнину в «общую зону стабильности и процветания» стало все больше обретать практическое значение. Активная внешняя политика Турции в этом направлении способствует не только урегулированию общих проблем, но и выработке единой позиции определенных стран региона по ряду сложных вопросов. Решение проблем, связанных с распределением водных ресурсов и проявлением курдских намерений невозможно без привлечения к всеобъемлющему соглашению всех заинтересованных сторон. Это осознается Турцией и отражается на ее последовательной внешней политике.

Нынешнее турецкое руководство полагает, что подавление вооруженной борьбы курдов на территории Турции во многом зависит от возможности лишения сторонников Рабочей партии Курдистана (РПК) помощи, оказываемой им с территорий Ирака и Сирии. И лишь в условиях многостороннего регионального сотрудничества проведение масштабных общественных дебатов, получивших название «демократический прорыв» и направленных на политическое разрешение «курдского вопроса» в Турции, способно привести к желаемым результатам.

По мнению идеологов находящейся у власти Партии справедливости и развития (ПСР), искусственно созданные на Ближнем Востоке границы необходимо поэтапно преодолевать в рамках, прежде всего, торгово-экономического сотрудничества, как это было сделано в Европейском союзе.

После подписания с Ираком целого ряда соглашений, охвативших почти все стороны общественной жизнедеятельности, Турция начала подготовку к очередным всеобъемлющим переговорам, но уже с Сирией. Итогом совместных турецко-сирийских усилий стало подписание 23 декабря 2009 г. в Дамаске 51 соглашения. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган свой визит в сирийскую столицу осуществил в сопровождении 10 министров и 200 предпринимателей.

В ходе своего пребывания в Сирии Р.Т. Эрдоган принял участие в заседании Турецко-сирийского совета по стратегическому сотрудничеству на высоком уровне и встретился с главой сирийского государства Башаром Асадам. Во время встречи премьер-министр Турции выразил свою уверенность в том, что уровень развития двусторонних связей между их странами станет примером для других стран региона. Он убежден в дальнейшем укреплении нынешних взаимоотношений.

Р.Т. Эрдоган отметил, что Сирия для Турции – это ворота на Ближний Восток, а Турция для Сирии – ворота в Европу. Турецкий премьер, подчеркнув, что внешнеполитическая активность Турции в регионе не связана с позицией Израиля, заявив: «Мы создали этот совет на двусторонней основе и работать будем в двустороннем порядке. Этому ничто не препятствует. Необходимо лишь взаимное доверие. Начали с 350 млн долл. США, достигли 2-х млрд долл. США, и я надеюсь, что в ближайшем будущем наши экономические взаимоотношения будут на уровне 5 млрд долл. США». В ходе встречи стороны договорились о том, что турецкие банки откроют свои филиалы на территории Сирии. Это позволит увеличить объемы взаимной торговли.

Касаясь Проекта Юго-Восточной Анатолии (GAP: Guneydogu Anadolu Projesi), Р.Т. Эрдоган дал понять, что водные разногласия между Турцией и Сирией в скором времени разрешатся. Проблема распределения водных ресурсов Евфрата на протяжении долгих лет создавала трудности в турецко-сирийских отношениях и препятствовала их сближению. Разногласия между двумя странами возникли еще в конце 1970-х гг., когда Турция начала строительство ряда гидротехнических сооружений в рамках GAP. Это грозило существенным понижением уровня воды в Евфрате в странах, расположенных ниже по течению – в Сирии и Ираке. Турции предоставлялась возможность получить мощные рычаги давления на своих соседей в ходе переговоров при решении определенных проблем.

Официальная сирийская позиция состоит в том, что река Евфрат является «международной водной артерией», распределение ресурсов которой должно быть справедливым, то есть, стороны должны получать воду в пропорциональном соответствии своим потребностям. Анкара с этим мнением не согласна. Турецкая сторона считает, что Евфрат относится к категории «трансграничных вод», которые в достаточном объеме доставляются в страны, находящиеся ниже по руслу. «Международными» в Турции называются те реки, которые составляют часть границы между двумя и более странами.

Сирия в качестве главного метода давления на Турцию по вопросам распределения водных ресурсов Евфрата использовала поддержку сепаратистской РПК, выступающей против турецкого государства.

В ходе встречи стороны также коснулись вопросов «демократического прорыва». Следует отметить, что «курдский вопрос» ранее был одним из спорных пунктов в двусторонних отношениях между Турцией и Сирией. Сегодня он стал фактором примирения между двумя странами, обеспокоенными возможностью создания независимого Курдистана на севере Ирака.

На вопрос о посредничестве Турции между Сирией и Израилем турецкий премьер заявил, что «сирийские братья позитивно относятся к турецкому посредничеству. Если израильская сторона тоже это поддержит, то Турция готова приступить к делу». Напомним, что ранее сирийско-израильские переговоры вызывали обеспокоенность Турции.

Р.Т. Эрдоган также выступил и перед представителями турецких и сирийских деловых кругов. Во время своего выступления он отметил, что отношения между двумя странами находятся в «переломном пункте своего исторического развития». Сближение Турции и Сирии не означает «отклонения внешнеполитических векторов обеих стран», а наоборот, «внешняя политика двух стран нормализуется; неправильным являются не сегодняшние теплые, а вчерашние прохладные отношения, ненужное напряжение, бессмысленное отдаление и минные поля на границе».

Наряду с водными разногласиями и «курдским вопросом» двусторонние отношения между Турцией и Сирией осложнялись еще и территориальными спорами. Долгое время (вплоть до 2005 г.) Сирия не признавала принадлежность Хатайской области Турции. Это было во многом связано с тем, что все еще не решен вопрос о принадлежности Голанских высот. Опасаясь того, что в случае признания Хатайской области турецкой территорией, фактически это станет прецедентом для решения территориальных споров между Сирией и Израилем.

В ходе своего выступления Р.Т. Эрдоган выразил убежденность в том, что отношения между Анкарой и Дамаском станут примером для остальных стран региона. Председатель правительства Турции предложил Б. Асаду нанести ответный визит в Ливан. Напомним, что премьер-министр Ливана Саад Харири 20 декабря был в Сирии с примирительным визитом.

Во время своего пребывания в Сирии Р.Т. Эрдоган дал ответ и на вопрос о смещении ориентиров в турецкой внешней политике. Действия Турции премьер описал следующим образом: «Река течет по своему руслу; сколько раз вы бы ее не отклоняли от своего естественного направления, рано или поздно она найдет свое русло и по нему продолжит свой путь».

В своем заключительном выступлении при закрытии саммита турецкий премьер, отметив о необходимости выполнения условий подписанных соглашений, заявил, что это заседание следует рассматривать в качестве первого шага длительного пути.

Сирийская сторона также выразила удовлетворенность масштабами проведенных переговоров и уровнем достигнутых договоренностей. Б. Асад отметил, что Государство Израиль против «объективной» позиции Анкары. Сирийский лидер заявил, что Турция является «крупным игроком, прилагающим большие усилия в целях достижения мира на Ближнем Востоке».

Премьер-министр Сирии Мохаммед Наджи аль-Отри охарактеризовал заседание как «с очень богатым содержанием». Он отметил, что целью сторон является развитие их стран и региона в целом. В своем выступлении сирийский премьер обратил внимание на то, что Турция в результате ее активных действий в регионе, направленных на решение арабской и палестинской проблем, содействует привлечению политических методов урегулирования спорных вопросов на Ближнем Востоке. Он считает, что необходимо также привлечь и Израиль к проведению мирных переговоров. По мнению председателя сирийского правительства, в этом вопросе посредническая роль Турции особенно важна. И только таким образом можно будет достичь мира в регионе.

Очевидно, что нынешнее руководство Турции крайне заинтересовано в снижении напряженности в Ближневосточном регионе и вносит значительный вклад в нормализацию отношений между странами. Анкара выступила инициатором в проведении широкомасштабных переговоров с Багдадом и Дамаском и тем самым увеличила свое влияние в регионе. Турция уверена в том, что торгово-экономическое сотрудничество в дальнейшем способно привести к тесным политическим взаимодействиям в различных сферах, среди которых мирное решение «курдского вопроса» и урегулирование водных разногласий имеют особое значение.