Индонезия подтвердила, что в этом году подписала контракт на покупку катарского парка истребителей французского производства в попытке восполнить давнюю брешь в противовоздушной обороне. ВВС Индонезии сообщили в пресс-релизе, что в январе они подписали контракт на сумму 795,14 млн долларов на покупку самолетов у Катара в количестве 12 истребителей Dassault Mirage 2000. Французский компонет ВВС Катара состоит из 9 одноместных самолетов Mirage 2000-5EDA и 3 двухместных самолетов Mirage 2000-5DDA. Контракт был подписан с чешской компанией Excalibur International, которая выступит посредником. Индонезия будет использовать иностранные кредиты (как утверждают французские источники, это будут катарские компании – авт.) для финансирования сделки. По данным ВВС Индонезии, контракт включает в себя 14 двигателей, трехлетнее техническое обслуживание, наземное вспомогательное оборудование, обучение экипажа и другую поддержку. По условиям сделки самолеты будут поставлен в течение двух лет с даты заключения контракта. Индонезия планирует разместить Mirage 2000 на авиабазе Супадио в Понтианаке на западном побережье острова Калимантан. База расположена недалеко от Южно-Китайского моря и является местом базирования для 1-й эскадрильи, ВВС, которая эксплуатирует учебные самолеты BAE Hawk 109 и легкие боевые самолеты Hawk 209. В заявлении отмечается, что решение о приобретении катарских истребителей было принято в качестве временной меры после вывода из эксплуатации перехватчиков Northrop Grumman F-5E / F Tiger II и устаревания Hawks. «Считается, что покупка самолетов Mirage 2000-5 ВВС Катара является правильным шагом для удовлетворения требований к готовности индонезийских ВВС», — говорится в заявлении. Индонезия также планировала приобрести истребители российского производства Sukhoi Su-35 Flanker, но была вынуждена отказаться от этой попытки из-за санкций, введенных против России. Вместо этого она обратилась к Франции, подписав в начале 2022 года контракт на приобретение 6 шести из того, что, как ожидается, в конечном итоге станет 42 истребителями Dassault Rafale. Первые 3 Rafale будут поставлены в 2026 году. Индонезия также ведет переговоры о покупке истребителей Boeing F-15EX Eagle, при этом ВВС Индонезии сообщает, что обсуждает письмо о предложении и акцепте с правительством США. В дополнение к двум эскадрильям Hawks, индонезийские ВВС Индонезии летают на двух эскадрильях истребителей Lockheed Martin F-16 Fighting Falcons и эскадрилье российских истребителей Sukhoi Su-27/30 Flanker. В соответствии со своими минимальными требованиями к вооружению страна архипелага, состоящая из более чем 17 000 островов, стремится иметь 10 эскадрилий истребителей к 2024 году, что она скорее всего не выполнит. Решение Джакарты купить именно катарские самолеты французского производства во многом определялось политикой Дохи, которая собственно во многом и определяет сейчас ВТС Джакарты в сфере ВВС с зарубежными странами как через финансирование этих сделок, так и через использование своих лоббистов. В этой связи министр обороны Индонезии Прабово Субианто все чаще обращается к западным консультантам для оказания помощи в оснащении своих ВВС, и эти консультанты при этом тесно связаны с Катаром. Консультант Кристофер Отт, представляющий катарский оборонный конгломерат Barzan в Вашингтоне, был нанят для содействия продажам американской военной продукции Джакарте еще год назад. В докладе Конгресса США о переподготовке бывших американских военнослужащих за рубежом, подготовленном сенатором-демократом Элизабет Уоррен и только что опубликованном в конце апреля, раскрыт конфиденциальный консультационный контракт Military Solutions Consultants & Associates (MSCA) для Индонезии. Хотя имя главного консультанта в отчете отредактировано, французские источники утверждают, что это бывший подполковник ВВС США Дэвид «Сеймур» Хаворт, который через свою фирму оказывал консультативные услуги для Министерства обороны Индонезии, возглавляемого Прабово Субианто. Стремясь помочь всем своим западным партнерам модернизировать индонезийскую армию, Субианто собрал вокруг себя нескольких иностранных советников, каждый из которых служил связующим звеном между группами, ищущими возможности в стране. Хаворт, как и его деловой партнер, бывший полковник Дэвид Кринер, является бывшим пилотом ВВС США (USAF), имеющим опыт эксплуатации самолетов F-15. В феврале 2022 года, за несколько месяцев до своего найма, Субианто объявил о своем решении приобрести 36 Boeing F-15 в США. Ключевой фигурой в этой сделке был лоббист Крстоффер Отт. И он, и у Хаворт при этом имеют действующие контракты на консультирование с правительством Катара и его оборонным подразделением Barzan Holdings, в дополнение к их консультациям в Джакарте. Сам Хаворт утверждает, что у него есть только ожидающий рассмотрения запрос от Государственного департамента США на контрактные услуги для правительства Индонезии, но в настоящее время у него нет такого контракта. Он также заявил, что он никогда не заключал контрактов с Barzan Holdings, а только с правительством Катара. Но это ничего не меняет по сути: ВТС в области ВВС Индонезии плотно опекает Катар и по сути во многом управляет ими. Хаворт имеет давние и хорошо наработанные связи с Дохой: он был директором Управления военного сотрудничества при посольстве США в Дохе до июня 2018 года, когда он уволился из армии США. Собственно, последняя по времени сделка с катарскими самолетами стала кульминацией долгой игры Дохи по заморозке сделки Джакарты как с Москвой, так и с Вашингтоном и Парижем.