- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии ситуации в Ливане и политических перспективах христианской общины

Экономическая и политическая ситуация в Ливане продолжают оставаться тяжелыми. В настоящее время страна переживает двойной вакуум власти.

Во-первых, после отставки 30 октября прошлого года Мишеля Ауна, парламент Ливана за восемь месяцев так и не избрал президента страны. Ливан живет без главы государства.

Во-вторых, правительство Наджиба Микати, функционирующее в настоящий период, является временным, исполняющим обязанности. Это значит, что оно не может подписывать международные договора и соглашения, разрабатывать и проводить реформы, необходимые для того, чтобы вывести Ливан из нынешнего финансово-экономического тупика.

Напомним, что в сентябре прошлого года на рассмотрение парламента Ливана была вынесена кандидатура лидера Партии независимости Мишеля Муаввада, сына президента Ливана Рене Муаввада, погибшего в 1989 году. М. Муаввад не обладает политическим авторитетом и влиянием в Ливане и был выдвиженцем партии «Ливанские силы» Самира Джаджаа, известного как яростного и непримиримого врага Сирии, Ливана и «Хизбаллы». В начале марта 2023 года шиитские движения «Хизбалла» и «Амаль» выдвинули своего кандидата: лидера партии «Марада» Сулеймана Франжье. В то же время Мишель Муаввад отвел свою кандидатуру. Вместо него «Ливанские силы» и их союзники поддержали кандидатуру финансиста Джихада Азура, бывшего министра финансов Ливана в 2005-2008 годах. С 2017 года Д.Азур был членом Правления Международного валютного фонда (МВФ), отвечая за регионы Ближнего Востока и Центральной Азии. Таким образом, Азур является стопроцентно проамериканским и прозападным политиком. Помимо «Ливанских сил» этого кандидата поддержали Свободное патриотическое движение (СПД) (о мотивах этой поддержки мы поговорим ниже); Прогрессивно-социалистическая партия (ПСП) Валида Джумблата и депутатский блок «За перемены», в который входят ливанские парламентарии, участвовавшие в протестном движении 2019 года и не связанные  со статусными политическими партиями.

Для того, чтобы избраться президентом, кандидат, согласно ливанской конституции, должен набрать не менее 65 голосов депутатов (всего в ливанском парламенте 128 депутатов). 14 июня с. г. было проведено голосование, в ходе которого ни один из кандидатов на пост президента Ливана не набрал необходимого количества голосов. 59 депутатов парламента  подали свои голоса за Джихада Азура, а 51 депутат – за Сулеймана Франжье. 6 депутатов подали голоса за бывшего министра Зияда Баруда, а один проголосовал за командующего Ливанскими вооруженными силами генерала Жозефа Ауна.

Главной интригой развития политической ситуации в Ливане многие эксперты считают переход бывшего союзника «Хизбаллы» по Коалиции 8 марта – Свободного патриотического движения (СПД) на сторону противников этой шиитской партии. Главным фактором здесь, по-видимому, являются личные амбиции лидера этой партии, зятя экс-президента Мишеля Ауна и бывшего министра иностранных дел Джебрана Басиля. Трещина в отношениях между СПД и «Хизбаллой» обозначилась 5 декабря 2022 года, когда Джебран Басиль обвинил руководство движения в невыполнении обещаний и фактическом предательстве. Поводом для громкого обвинения послужило то, что министры от «Хизбаллы» не бойкотировали заседание кабинета министров. Руководство СПД посчитало, что вопросы, обсуждавшиеся на данном заседании, входят в компетенцию главы государства и в отсутствие президента их обсуждать нельзя. А так как президентом может быть только маронит, то Джебран Басиль и его соратники посчитали данное обсуждение покушением на интересы своей общины. Далее Джебран Басиль обиделся на руководство «Хизбаллы» за то, что оно выдвинуло на пост главы государства не его, а Сулеймана Франжье.

Одним из наиболее важных факторов политической жизни Ливана последних 15-17 лет был альянс между движением «Хизбалла» и СПД, заключенный в бейрутском районе Мар Михаил в феврале 2006 года. В то время «Хизбалла» гораздо больше нуждалась в своем христианском союзнике, чем СПД в «Хизбалле». «Партия Бога» находилась в политической изоляции и под обвинениями в терроризме после убийства экс-премьера Ливана Рафика Харири в феврале 2005 года. Между тем, Мишель Аун, вернувшийся в Ливан после французской эмиграции, находился в буквальном смысле этого слова «на коне». Его сторонники провели в парламент 15 депутатов, став наиболее популярной партией в христианской общине. Партия Ауна лидировала среди христиан также на выборах 2009 и 2018 годов.

Фактически смысл договора Мар Михаил состоял в сделке «оружие в обмен на власть». СПД голосовала за то, чтобы оставить вооруженные формирования «Хизбаллы», а шиитское движение обеспечивало позиции своего союзника в правительстве и президентстве. В 2014-2016 годах во многом благодаря позиции «Хизбаллы» на два с половиной года были затянуты президентские выборы в Ливане для того, чтобы избраться на высший пост в стране Мишелю Ауну. В 2017-2018 годах «Хизбалла» поддержала «Закон о выборах в парламент», выгодный для христиан. В то же время политические возможности и потенциал «Хизбаллы» постоянно возрастали. Летом 2006 году эта партия фактически выиграла военную кампанию против Израиля, в мае 2008 года подтвердила свое господство над аэропортом Бейрута и системой коммуникаций, после 2012-2013 годов партия активно участвовала на стороне Ирана в прокси-конфликтах в Сирии, Ираке и Йемене, став игроком регионального масштаба. В свою очередь СПД постепенно теряло свои внутриполитические позиции. Джебран Басиль стал наряду с Рафиком Харири и Набихом Берри одной из основных мишеней в ходе антикоррупционной кампании массовых протестов 2019 года. Партия плохо выступила на парламентских выборах 2022 года, впервые уступив инициативу «Ливанским силам». Начался массовый отток христиан от аунистов. Он объясняется тем, что Мишель Аун, некогда харизматичный политик, находясь на посту президента, не смог провести борьбу с коррупцией и остановить сползание Ливана в экономическую пропасть. Сильнейший за последние 30 лет кризис пришелся именно на его президентство.

Политическая борьба в Ливане все больше превращается из отстаивания политических и идеологических позиций в беспринципный торг за властные кресла. Это подтвердил и бывший президент Мишель Аун, встретившийся 7 июня с президентом Сирии Башаром Асадом. По словам Ауна, сближение его партии с «Ливанскими силами», партией Катаиб и ПСП направлено не на избрание президентом Джихада Азура, во что никто не верит, а на то, чтобы предотвратить приход к власти Сулеймана Франжье.

Еще одно знаковое заявление сделал 15 июня лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа. Он отметил в интервью компании MTV, что политическая система Ливана не может продолжаться в том виде, котором она существует сейчас. Джаджаа подчеркнул: «Основываясь на опыте последней сессии парламента, мы заключили, что ливанское государство не может существовать с нынешней политической структурой. Мы нуждаемся в другой структуре для того, чтобы вылезти из того болота, в которое мы попали в последние годы». При этом Джаджаа не ставит вопрос об отказе от конфессиональной системы ливанского  государства и Таифских соглашений, хотя борьба религиозных общин за власть, ресурсы и финансовые потоки и является главной причиной неэффективности ливанской государственности. Напомним, что сама эта государственность создавалась как государственность преимущественно христиан. Привилегии христианской общины, оспариваемые суннитами и друзами наряду с палестинской проблемой стали причиной гражданской войны 1975-1990 годов. По итогам этой войны христиане Ливана сильно сдали позиции, уступив в политике шиитам, а в бизнесе суннитам. Временный альянс с «Хизбаллой» привел к иллюзии возвращения былой власти, но не был до конца реализован.

Что подразумевает Джаджаа под отказом от нынешней системы если не отказ от конфессионализма? Может быть, административную и финансовую децентрализацию, автономию христианских анклавов, а затем и их отделение от Ливана. План создания христианского государства Марунистан уже вдвигался некоторым политиками, например, Баширом Жмайелем в начале 1980-х годов. В любом случае попытка христианских политиков отгородиться от  остального Ливана, уйти в гетто не приведет к процветанию ни христианской общины, ни всего Ливана. Ливан нуждается в христианах, так как именно эта община сделала его в свое время процветающей страной и сформировала его идентичность. Одновременно христиане являются той прослойкой, которая мешает разгореться в Ливане конфликту между суннитами и шиитами. Таким образом, Ливан нуждается в сильной и дееспособной христианской общине, но руководимой не коррупционерами и авантюристами, а вменяемыми политиками.