В Университете Райхмана (до 2021 г. Междисциплинарный центр в Герцлии) прошла 20-я Герцлийская конференция, в которой традиционно приняли участие высокопоставленные официальные лица, бывшие и действующие политики и военные, главы спецслужб и другие деятели не только Израиля, но и США, Европы, а также дружественных арабских стран. В этом году среди спикеров: президент Израиля Ицхак Герцог, министр обороны Йоав Галант, начальник Генштаба Армии обороны Израиля Герци Халеви, лидер оппозиции и предыдущий премьер-министр Яир Лапид, посол США в Израиле Том Найдс, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Фариз Рзаев, глава Представительства Королевства Марокко в Тель-Авиве Абдеррахим Бейюд, государственный министр в МИДе ФРГ Тобиас Линднер и многие другие[i] [1].
Отмечается, что конференция состоялась в особенно сложный период для Израиля, что придает ей уникальное значение. В ходе пленарных заседаний обсуждались текущие процессы, анализировались угрозы Израилю на внутренней, региональной и глобальной аренах в эпоху неопределенности.
Одна из сессий была посвящена «еврейско-арабским отношениям, тенденции их развития». Майкл Мильштейн, старший научный сотрудник Института политики и стратегии Университета Райхмана, напомнил, что прошло два года с момента проведения военной операции ЦАХАЛа в секторе Газа, которая получила название «Страж стен». По его мнению, «это самый серьезный конфликт между евреями и палестинцами с момента создания Государства Израиль и даже по сравнению с ситуацией в октябре 2000 [когда началась Вторая интифада – здесь и далее В.К.], так как это было гражданское сопротивление и не только вооруженным силам. Спустя два года на фоне вспышки волны насилия в арабском обществе и действующего правительства [во главе с Нетаньяху] диалог с арабским сектором нельзя назвать продуктивным». В этой связи он спросил Мансура Аббаса, депутата Кнессета, лидера партии РААМ («Объединенный арабский список»), которая входила в состав предыдущего израильского правительства, относительно возможности повторения волны насилия в будущем, и в целом, к какому сценарию следует готовиться Израилю.
По словам М.Аббаса, события мая 2021 г. свидетельствуют о гражданском сопротивлении и о том, что в обоих секторах общества ослабла вера во власть закона, что сокращает возможности для властей и силовых структур.
Он сказал, что никогда не обращал внимания на опросы. Когда создавали партию РААМ и после выборов в арабском обществе не удивлялись тем решениям, которые принимались. При этом его однопартийцы никогда не избегали возможности сесть за стол переговоров с правым правительством Израиля. Поэтому если задача стоит действительно возглавить процесс, ведущий к переменам, не стоит обращать внимание на данные опросов и существующие тренды, а самим оказывать влияние на настроения в обществе и формировать тренды в соответствии со своими принципами и ценностями.
Раввин Шай Пирон, президент движения «Пнима» (что на иврите означает «вовнутрь», т. е. обратить внимание, прежде всего, на проблемы внутри израильского общества[ii] [2]), бывший министр образования, заявил, что Государство Израиль «ужасное и преступное в том, как оно относится к арабским гражданам. Оно взаимодействует с ними на светском уровне, тогда как невозможно компенсировать желания и взгляды людей количеством полицейских в арабском секторе [для решения проблемы насилия в нем] или строительством дополнительных зданий, хотя это тоже важно. Пока Израиль не поставит задачу помочь арабским гражданам в развитии их идентичности, чтобы они смогли полностью себя ассоциировать и идентифицировать с этим государством», конфронтация продолжится. Он полагает, что невозможно теологию и мировоззрение заменить другими повседневными вещами. Без погружения в теологию нельзя понять народ. Необходимо больше изучать историю арабского мира, одновременно и еврейскую историю, увеличить количество религиозных классов, обучать литературе, не опасаясь изучения различных авторов так, как будто это приведет к разрушению государства. Проблема заключается в том, что в Израиле не относятся к арабским гражданам как коренным жителям.
По мнению Ш.Пирона, Мансур Аббас совершил своего рода переворот, он делает историю. Ему не хватало такого политика, хотя это не означает, что все члены его партии внушают доверие. Помимо этого раввин знаком со многими лидерами Исламского движения в Израиле (не с Северным крылом, которое обвиняется в терроризме), религиозными лидерами в Совете Шуры, и им он тоже доверяет. «В конце концов, если 78-80% населения Израиля не является арабским и имеет такую сильную армию – что случится, если будет больше доверия и веры»?
М.Аббаса спросили, что, по его мнению, должно предпринять руководство Израиля, чтобы восстановить отношения между евреями и арабами в стране. По его словам, существует острая нехватка качественных, опирающихся на ценности, смелых политиков, о чем свидетельствует очень низкий уровень доверия людей к депутатам Кнессета и политикам. Необходимо предпринять шаги, например, такие как они (РААМ) сделали в прошлом году – вошли в коалицию. «Люди увидели тех, кто их представляет во власти и заботится о них, к тому же премьер-министр каждое воскресенье в своих выступлениях затрагивал волнующие арабский сектор вопросы. Это оказывает колоссальное воздействие на взаимоотношения и народное доверие к государственным институтам. Арабское общество нуждается не только в надежде, но и в конкретных решениях их проблем, чтобы они понимали, что есть план, направленный на решение проблемы с преступностью».
Он привел статистику, согласно которой в 2022 г. (когда РААМ входила в правящую коалицию) кривая убийств в арабском обществе пошла на спад (на 15%), однако с приходом правого правительства во главе с Нетаньяху, она опять устремилась вверх. Причем рост убийств (на 65%) произошел и в еврейском обществе. Это означает, что отношение, будь то арабов или евреев к государству и друг к другу, зависит также от того, какое правительство находится у власти. В настоящее время, с приходом правого правительства арабские представители не могут влиять на принятие бюджета, они больше не являются партнерами в процессе принятия решения в Израиле.
Раввин Шай Пирон указал на необходимость того, чтобы израильские евреи и арабы наладили диалог и объясняли позиции друг друга. По его убеждению, результаты опроса серди израильских арабов, согласно которым большинство из них не приемлют Декларацию независимости Израиля, могли бы быть кардинально противоположными, если бы им разъяснили принципы этой Декларации. В реальности же в Израиле оперируют понятиями типа «сионизм» или «Декларация независимости», тогда как в арабском обществе нет полного понимания, что конкретно за ними стоит. Он сравнил это с ситуацией, как если бы ортодоксальным евреям просто бы приказали идти в ЦАХАЛ без объяснения причин такой необходимости. Таким образом, правительство должно работать с населением, адаптировать определенные нужды и требования к обществу путем разъяснительной работы.
Что касается волны насилия в арабском секторе Израиля, по его мнению, сами граждане мало предпринимают усилий для борьбы с этим явлением. Если бы религиозные лидеры издали фетву, запрещающую семье преступника посещать мечеть, или пригрозили изгнанием из общины, это возымело бы эффект.
Раввин также указал на разницу между Западной и Восточной культурой. Если Израиль будет демонстрировать силу перед палестинцами, он будет в ответ получать то же самое. Силовой аспект в нарративе еврейского общества и правительства присутствует не только в арабском секторе. Этим отравлена вся атмосфера в Израиле. Если бы в израильских школах преподавали, в том числе и арабские учителя, евреи не считали бы всех арабов убийцами и угонщиками автомобилей. Следовательно, нужна стратегия взаимодействия с арабским обществом страны.
М.Аббаса спросили относительно того, почему на акциях протеста против судебной реформы не замечены представители арабского сектора, ведь это затрагивает их. По его словам, «вы не увидите протесты арабов в Назарете, Сахнине и др. арабских и смешанных городах против волны насилия. В этом отношении арабское общество очень сдержанное, несмотря на вспышку насилия в мае 2021 г. Этому есть ряд причин и объяснений, но в целом арабское общество выступает против судебной реформы». Лично для него очень важно, чтобы такой грандиозный протест в принципе одержал верх. Это лучше, чем в нем примет участие большое количество израильских арабов, и он провалится.
По словам М.Аббаса, он призывал своих арабских сограждан выходить на протесты, потому что для них очень важно сохранение принципа равенства, который не гарантируется израильскими законами, но поддерживается нынешним Верховным судом. Для израильских арабов как меньшинства важно, чтобы этот суд оставался независимым, чтобы судебная система была стабильной. Но протесты в том виде, в котором они проходят, имеют и обратный эффект, так как многие израильтяне часами вынуждены стоять в пробках из-за того, что дороги перекрыты протестующими. Он утверждает, что его партия РААМ предлагает альтернативный путь – гражданское партнерство, которое может способствовать решению многих проблем арабского общества.
Ш.Пирон отметил, что проблема равенства касается не только арабский сектор, но и различные слои еврейского общества, прежде всего, израильтян с периферии, которые также как и арабы остаются вне этих протестных акций. У них свои проблемы, которые правительство не торопится понять и решить[iii] [3].
[i] [4] Speakers. https://www.runi.ac.il/en/research-institutes/government/ips/herzliya-conference/hc2023/speakers/
[ii] [5] Внепарламентское движение «Пнима» провело обследование внутренних конфликтов в израильском обществе / ИБВ. 14.04.2017. http://www.iimes.ru/?p=33769
[iii] [6] Where are Jewish-Arab Relations Headed? https://www.runi.ac.il/en/research-institutes/government/ips/herzliya-conference/hc2023/vod/