- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран – Узбекистан: продолжение диалога лидеров с перерывом в 20 лет. Часть 2

Фактором, способствующим более динамичному развитию отношений между двумя странами, является постулирование во внешнеполитической программе нынешнего правительства президента Э.Раиси отношений с соседними странами, к которым относится и РУ, как главного приоритета. Это отразилось и на содержании прошедших в Тегеране на прошлой неделе узбекистано-иранских переговоров. По их итогам было подписано 11 межправительственных документов. Они охватывают сотрудничество в самых разных областях, в том числе о преференциях в сфере торговли, транспорта, транзите товаров и услуг, фармацевтике, в области стандартов и страхования, изучение возможности создания совместных свободных экономических зон, сфере технологий и инноваций, сельскохозяйственном секторе. Как писали иранские СМИ, по итогам визита в Тегеран президента РУ, его иранский коллега Э.Раиси поставил задачу удвоить торговый оборот. Для этого, сославшись на достигнутое соглашение между двумя странами о торговых преференциях, правительство разрабатывает список товаров для льготного тарифа между двумя странами, который будет оглашен в начале июля. Сайт «Иранская дипломатия» утверждает, что Иран не видит препятствий для расширения отношений со страной, которая позиционируется как соседняя и дружественная, со всеми вытекающими из этого определения приоритетами такого статуса. Одновременно разрабатывается дорожная карта, которая прочертит этапы расширения сотрудничества и реализации договоренностей между двумя странами.

В этой связи глава исполнительной власти Ирана отметил готовность как ИРИ, так и  РУ к диверсифицированному диалогу. На его взгляд, успешное присутствие Ирана на недавней международной промышленной выставке в Ташкенте, серьезный уровень ее подготовки и проведения продемонстрировали решимость ИРИ развивать торгово-экономические отношения с Узбекистаном на новой базе, проанализировав и оценив былые ошибки. Это же продемонстрировал проведенный накануне визита Ш.Мирзиёева в Тегеран бизнес-форум с участием свыше 200 предпринимателей Узбекистана и Ирана. А в Ташкенте к визиту было приурочено открытие Иранского Дома инноваций и технологий», который одновременно будет служить представительством Офиса вице-президента Ирана по науке и технологиям в Узбекистане. В нем будет размещена и постоянно действующая выставка инновационных технологий, товаров и услуг иранских компаний. На подобной выставке президент Узбекистана побывал в ходе визита в Тегеран. Ему представили продукцию  крупных научно-производственных компаний Ирана в области высоких технологий и инноваций, машиностроения, приборостроения, медицинской техники, фармацевтики, современных строительных материалов, текстильной промышленности. Это добавило заинтересованности в возможностях создания совместных производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, реализации пилотных проектов по внедрению в Узбекистане иранских технологий и инновационных решений.

Интересно отметить, что в беседе со своим узбекистанским коллегой, Э.Раиси подробно разъяснил тому, что многое из достигнутого Ираном за последние годы можно отнести к «плюсам» санкционного прессинга и угроз Запада, заставивших Иран всесторонне проанализировать свои возможности и прийти к важным успехам на пути осуществления «экономики сопротивления»(перс. эктэсадэ мокавэмат), то есть, по сути, импортозамещения. На самом деле, акцентировал иранский президент в беседе с главой Республики Узбекистан, опыт Ирана во многих сферах современной науки и техники, в том числе в продвинутых технологиях, может быть трансформирован для совместных проектов в различных научных и экономических областях. «Исламская Республика Иран не видит препятствий на пути расширения двусторонних связей … и считает развитие ирано-узбекистанских отношений исключительно направленным на благо двух стран, ибо делает их сильнее». Как безусловный знак конструктивной самокритики охарактеризовали иранские СМИ объяснение президентом Узбекистана столь большого перерыва в проведении визита в Иран. По его словам, процитированным многочисленными иранскими изданиями, это результат «невнимания к прошлому  и пренебрежения к использованию взаимных возможностей двух стран». «Узбекистан нуждается в иранской поддержке, демонстрирующей успешный опыт на пути прогресса».

Несмотря на колебания в динамике двустороннего диалога, Иран все эти годы занимает одно из ведущих мест в структуре внешнеполитических приоритетов Узбекистана. Выстраивая иерархию внешнеполитических связей на ближайшую перспективу, руководство Узбекистана , давно уже поместило Иран на первое место среди стран  Ближнего и Среднего Востока и региона Персидского залива. С приходом на пост президента в 2016 г. Ш.Мирзиёева произошло сближение позиций Узбекистана и Ирана по многим ключевым вопросам, осложнявшим региональную повестку, в том числе – по Таджикистану и Афганистану. Апробируемые  новым президентом Республики Узбекистан постепенные изменения в политической жизни страны способны придать диалогу двух стран новый конструктивный импульс.  Результаты его уже заметны. Началось постепенное увеличение взаимного товарооборота, который, тем не менее, пока еще не дотягивает до объемов прежних десятилетий. На это посетовал нынешний посол ИРИ в Ташкенте Х.Наиб-Абади, считающий такое положение не соответствующим имеющемуся экономическому потенциалу. «Первый запланированный шаг заключается в увеличении годового товарооборота двух стран до 2 млрд евро в ближайшем будущем». Обнадеживающим фактором явился наметившийся в последние годы прорыв в плане узбекских инвестиций в иранские проекты в разных регионах страны. Вот лишь один показательный пример. Он связан с реализующимися планами РУ инвестирования в экономику иранской провинции Казвин, где создаются совместные предприятия. Наметились обширные планы по продвижению транспортных проектов, которые все больше превращаются в ведущую сферу взаимодействия ИРИ и Узбекистана. Обе страны надеются на быстрое продвижение проекта о создании совместных свободных экономических зон. Оптимистично смотрят в обеих столицах и на увеличение числа регулярных авиарейсов. Совершенной новинкой ирано-узбекистанского диалога является установление прямых связей между регионами двух стран, на первом этапе – между Бухарской областью РУ и иранской провинцией Хамадан, городами Самарканд и Исфахан.

Не всё, между тем, этому благоприятствует, и в первую очередь – геополитическая ситуация. В этой связи ташкентский востоковед Ш.Акмалов высказал вполне резонное мнение о том, что нельзя исключать, что в условиях сохранения напряженных отношений между ИРИ и США и их главного атрибута — санкционной политики Вашингтона, критическое отношение последнего к ядерной программе Тегерана способно оказывать негативное воздействие на попытки Ирана поддерживать активные и позитивные отношения с Узбекистаном, а также с остальными странами Центральной Азии. Аналитик считает, что при выстраивании дальнейших шагов в двусторонних отношениях Ташкенту и Тегерану придется учитывать особенности соперничества в регионе таких государств как Россия, США, Китай, Турция, что будет подталкивать ИРИ и Узбекистан действовать более гибко и осторожно, опираясь, прежде всего на свой политико-экономический и дипломатический потенциал, а также принимать во внимание  установившийся баланс сил и интересов различных игроков в регионе.

В Иране все больше понимают, что ему необходимо проводить еще более активную политику в центральноазиатском регионе, чтобы не только не потерять уже завоеванные позиции, но и нарастить их новыми. На это нацеливает трансформирующийся политический климат в регионе, существенные коррективы  в деятельности тех или иных внешних игроков, декларированные демократические реформы внутри самих стран региона. В иранском арсенале имеются достаточно существенные экономические ресурсы, которые он может пускать в ход в случае необходимости. Достаточно эффективными могут оказаться методы экономических преференций, о которых много говорилось в ходе только что завершившегося визита Ш.Мирзиёева в Тегеран, и с помощью которых Иран пытается укреплять свое влияние в той или иной стране. В ближайшее перспективе, если амбиции Ирана на региональное лидерство продолжат сопровождаться таким же мощным наращиванием своего экономического потенциала, что, увы, не так однозначно,  роль и влияние Ирана в Республике Узбекистан,  будут только возрастать. Сегодня не представляется возможным говорить о том, что стороны смогли  в полной мере использовать свои возможности для расширения экономического сотрудничества и политического диалога. Однако даже достигнутое подтверждают правильность выбранной Ираном стратегии постепенного проникновения в важный для него регион.