Пока комиссия Бундестага по Афганистану занималась изучением влияния Дохийских соглашений, а также работы ООН и ЕС на решение о выводе немецкого контингента из страны, следственный комитет провел очередное заседание, посвященное проблеме эвакуации местного персонала, сотрудничавшего с военными представителями федеральной республики. В качестве свидетелей на последние к настоящему моменту слушания были приглашены офицер Бундесвера, руководивший оперативной группой, отвечавшей за вывод вооруженных сил Германии, а чиновник федеральной полиции и глава отдела реадмиссии МВД, рассказавшие о роли своих структур в эвакуации афганского персонала в августе 2021 г. и о принятии решений относительно депортаций в тот же период.
Представитель Бундесвера сообщил, что первоначально основное внимание сосредотачивалось на обеспечении безопасного вывода немецких военных, а потому на местных сотрудников отводилось, лишь около 5% времени. По его словам, сообщения об угрозах для афганского персонала поступали с 2019 г., при этом они носили «волнообразный характер». Первый свидетель также подчеркнул нехватку служащих для обработки документов, в то время как всем привлеченным к данного рода активности приходилось проводить тщательную проверку, так как в некоторых случаях было зафиксировано предоставление одних и тех же фотографий для разных заявителей или, цитируя пресс-релиз парламентского комитета, «сомнительные письма об угрозах» со стороны движения «Талибан» (запрещено в РФ).
Опрошенный отметил, что в качестве способа ускорения обработки заявлений он предлагал открыть временный визовый центр при представительстве ФРГ в Мазари-Шарифе, но не получил ответ на свою инициативу. Кроме того, глава оперативной группы указал на несправедливость процесса расширения перечня лиц, которые могли претендовать на выезд. По его данным, первоначально в Берлине решили предоставить право на повторное обращение тем, кто прежде получил отказ, что затруднило обращение для столкнувшихся с угрозой впервые. Основная волна критики представителя Бундесвера была вновь сосредоточена на внешнеполитическом ведомстве. МИД, с его точки зрения, отклонил ряд заявок, которые могли быть обработаны. Всего по информации, опрошенного, за время миссии погибло 26 представителей местных сил, сотрудничавших с военными, но их смерть, согласно его оценкам, не была напрямую связана с фактом сотрудничества с иностранным контингентом.
Свидетель из федеральной полиции Германии в своем выступлении указал на отсутствие в Афганистане на момент рассматриваемых событий органов, способных осуществить проверку документов. В этой связи ведомство рассматривало в качестве единственно возможной процедуры для афганских сотрудников выдачу виз по прибытии. Также было отмечено, что полиция пыталась заранее выяснить количество лиц, готовящихся к въезду в ФРГ, для чего была организована работа в Узбекистане по составлению списков тех, кого туда доставили военными самолетами. При этом идею организации чартерных рейсов из Кабула напрямую в немецкие аэропорты полиция не поддерживала, опасаясь, что подобная мера спровоцирует неконтролируемый приток мигрантов.
Наконец, пожалуй, наиболее спорной оказалась тема депортаций из Германии в Афганистан в августе 2021 г. Для ее подробной характеристики на слушания был приглашен глава отдела реадмиссии в страны Европы и Азии МВД. Он сообщил комитету, что в 2016 г. ФРГ и Афганистан подписали соглашение, на основании которого один раз в месяц осуществлялась репатриация афганских граждан. Два раза в год проводились встречи для обсуждения его реализации. На каждом таком рейсе могло быть не более 50 человек, которым предписывалось покинуть немецкую территорию, но, как правило, их количество не превышало 50. Соответствующие списки, как подчеркнул опрошенный, готовились федеральными землями, среди которых наибольшее число афганцев на родину отправляли Бавария, Баден-Вюртемберг, Гессен и Саксония, в то время как Берлин не представил ни одной такой заявки. Окончательное решение же оставалось за МИДом, который давал свое заключение на основании ситуации с безопасностью.
Последний свидетель отметил, что 15 июля 2021 г. внешнеполитическое ведомство отправило в МВД отчет, в котором утверждало, что депортация «в принципе возможна». Кроме того, министерство внутренних дел опиралось на отчет ООН, в соответствии с которым количество мирных жителей, погибших а первом квартале 2021 г., было ниже статистики за 2015 г., что не давало оснований для отмены рейсов. Как следствие, такой полет был намечен на 3 августа, затем перенесен на 30 августа, а в итоге и вовсе процедура оказалась заморожена. При этом основанием для такого шага послужил запрос дипломатов ЕС из Кабула.
Таким образом, первый и уже традиционный вывод из подобных слушаний –продолжающееся перекладывание ответственности за исход событий между ведомствами. На этот раз волна критики сосредоточилась на Министерстве иностранных дел, а также частично на федеральных землях, чья активность до указанного заседания в рамках следственного комитета по Афганистану не оценивалась. При этом, поскольку последовательно в рамках одной встречи заслушивались представители Бундесвера, полиции и МВД, в адрес друг друга они продемонстрировали сдержанность, не характерную, к примеру, для отдельного опроса свидетеля из вооруженных сил, состоявшегося ранее.
Второй вывод, напрашивающийся из рассмотренных итогов заседания, является отражением актуальных дебатов в политических кругах и в среде правозащитников. Как минимум с марта текущего года правительство обсуждает возобновление депортаций лиц, совершивших в Германии серьезные преступления, но сталкивается с рядом противоречий. Одни рассматривают такой шаг как необходимый для безопасности собственных граждан, упрекая коалицию О.Шольца в затягивании процесса. А вот другие наоборот видят в данной возможности нарушение прав человека. В этой связи, как кажется, и возникает задача более детального изучения уже имеющегося опыта, который напрямую к событиям, изучение которых поручено комитету, не относится.
Промежуточный итог, достигнутый благодаря 42-му заседанию, также выглядит неутешительным для властей. Представители МВД ясно дали понять, что процедура реадмиссии требует соглашения с руководством принимающей стороны и консультаций несколько раз в год, что означает необходимость вступать в контакт с талибами. Соответственно, Берлину предстоит непростой выбор: изменить подход к возможности официальных отношений с Кабулом или отказаться от возобновления практики возвращения в Афганистан его граждан, совершивших преступления, невзирая на давление в парламенте.
Любопытно, что пока в ФРГ всерьез прорабатывают промежуточную меру в виде отправки подобных лиц не на родину, а в другую европейскую страну, где на высылку нарушителей смотрят проще, но недостаточно тщательно контролируют при этом границы. К таковым относится Швейцария, где количество депортаций, если верить оценкам немецких журналистов, превышает 50 %. В текущем году в Германии приступили к рассмотрению вопроса отправки туда 35-летнего афганца, совершившего преступление, успешно депортированного в Афганистан до захвата власти талибами, но вернувшегося в ФРГ через швейцарскую территорию. Об ответе Швейцарии на предложение стать промежуточным пунктом пока ничего не сообщается, равно как нет точных сведений, был ли ей официально представлен подобный запрос из Германии, или идея не прошла внутреннее обсуждение.