Оригинальную готовность Анкары к стратегическому партнерству с Россией мы наблюдаем на Украине. С самого первого дня специальной военной операции (СВО) ВС РФ на территории Украины турки активно поставляли ей беспилотные летательные аппараты (БПЛА) национального производства. Пиар Bayraktar TB2 принес производителю около 1,2 млрд долл. выручки в 2022-2023 гг. В 2021 году экспорт турецкого вооружения и военной техники составлял 3,2 млрд долл., не сильно превосходя импорт в 2,6 млрд долл. В прошедшем 2022 году наблюдался существенный рост поставок за рубеж в 37%. Тем самым стоимость проданного иностранцам оружия выросла до 4,4 млрд долл. На долю турецкой частной оборонной компании Baykar уже приходится 45% продаж в данной отрасли турецкого военно-промышленного комплекса (ВПК). Американцы заявляют, что грамотное применение БПЛА Bayraktar TB2 помогло остановить российские войска, приближавшиеся к Киеву в первые дни СВО, и потопить флагман черноморского флота – крейсер «Москва». Турция скрытно организовала так называемый «воздушный мост» с авиабазы Чорлу возле завода Bayraktar TB2, откуда оружие отправляется в Польшу, а затем перемещается на Украину[i] [1].
В начале января 2022 года Турция направила на Украину 42 бронеавтомобиля BMC Kirpi (которые, впрочем, поставляла и до этого). На границе Румынии и Украины был замечен крупный железнодорожный состав с турецкими бронеавтомобилями BMC Kirpi, который двигался в сторону украинской границы и, вероятно, к текущему моменту турецкая бронетехника уже находится на территории Украины. На видеокадрах в сети интернет можно увидеть момент прохождения грузового поезда с турецкими бронеавтомобилями BMC Kirpi через одну из железнодорожных станций Румынии. Бронетехника, по всей вероятности, следовала в район границы недалеко от Черновцов, откуда последняя уже перебрасывается в сторону фронта и мест временного хранения. Всего на платформах удалось насчитать 42 бронеавтомобиля BMC Kirpi. Это означает, что Турция передала Украине, начиная с февраля 2022 года, не менее 92 бронеавтомобилей данного типа.
В конце 2022 года (т. е. в то время, когда Турция просила у России скидку на газ) Анкара начала отправлять Украине кассетные боеприпасы, после того как США отказали Киеву в просьбе их поставки. Глава Управления оборонной промышленности Исмаил Демир объявил, что целью турецкого ВПК на 2023 год является увеличение экспорта военной продукции с 4,4 млрд долл. в 2022 до 6 млрд в 2023 год. Надо полагать, что в этих планах Украине отводится значительное место. Тем более что турецкий ОПК делает значительные успехи. 9 января 2022 года в присутствии президента Р.Т.Эрдогана ВС Турции получили первую партию из 6 155-мм автоматизированных гаубиц нового поколения FIRTINA II. Дальность поражения гаубицы – 40 км. Всего по завершении проекта будет поставлено 140 новых САУ. Предполагается также, что турецкий истребитель 5-го поколения TF-X совершит свой первый полет уже в текущем 2023 году, на два года раньше запланированной даты. БПЛА компании Baykar вертикального взлета и посадки успешно достигает рабочей высоты 2438 м. Дрон, который планируется принять на вооружение к концу 2023 года, будет использоваться на первом турецком десантном вертолетоносце TCG Anadolu (легком авианосце). Как минимум часть этих новинок обязательно окажется на Украине.
Турецкое информационное агентство Savunma Sanayi ST опубликовало интервью с генеральным директором частной оборонной компании Baykar Technology Халуком Байрактаром, в котором он высказался о дальнейших планах промышленного предприятия[ii] [2]. Он заявил, что в настоящее время ежемесячно на мощностях Baykar производится 20 БПЛА Bayraktar TB2. Этого количества недостаточно для удовлетворения потребностей всех 22 стран-заказчиц (заказано более 500 БПЛА на 2023-2026 гг.), поэтому в 2023 году ожидается увеличение темпов производства до 30 БПЛА в месяц. Достичь этой цели в компании намерены за счет строительства завода в Эсеньюрте, деньги на который были выделены еще в сентябре 2019 года. Дополнительно на этом предприятии планируется выпускать 46 БПЛА Bayraktar TB2, 24 БПЛА AKINCI, 36 боевых беспилотных авиационных комплексов, а также множество наземных систем и дополнительных систем ежегодно. Кроме того, на украинских новостных агентствах появилась информация о намерении компании производить турецкие БПЛА на территории Украины. Причем речь идет о выпуске БПЛА Bayraktar TB2, Bayraktar Akıncı и Bayraktar Kizilelma. Со своей стороны отметим, что данные планы требуют детальной проверки, поскольку организация нового оборонного производства на территории Украины является по объективным причинам «утопией».
Администрация президента Турции Р.Т.Эрдогана ведет активную работу над возвращением когда-то утраченного господства согласно концепции «Великого Турана». В этом геополитическом проекте национальный ОПК играет определяющую роль. Достижение поставленных задач, в первую очередь, обусловлено эффективным частно-государственным партнерством и продвижением национальной продукции за рубеж. Именно это позволяет оперативно реагировать на региональные вызовы. Например, на Украине Bayraktar TB2 объективно никак не проявили себя в ударном варианте: роликов с их боевым применением единицы, что для более года операции просто мизерное количество. Зато есть множество фотографий с их обломками. Однако благодаря рекламной кампании и вовремя проявляющимся кадрам туркам удается даже очевидные провалы выставить за успехи. Поэтому спрос на турецкую военную продукцию не падает. И именно такая политика весьма показательна на фоне информационного сопровождения российского ВПК, где госкомпании либо рассказывают о «не имеющих аналогов» прототипах, либо вообще никак не рекламируют реально и эффективно применяющиеся продукцию.
С другой стороны, необходимо отметить и репутационные издержки турецких БПЛА, которые затмили финансовую прибыль. В сети появились откровения главы Ассоциации оборонных предприятий Украины Сергея Пашинского о широко разрекламированных БПЛА Bayraktar TB2. В интервью с российскими пранкерами он озвучил, что турецкие дроны «не являются чудо-оружием» и добавил, что почти все они были потеряны всего за неделю боевых действий. Слова С.Пашинского вновь подняли вопрос о неэффективности турецких ударных БПЛА в ходе СВО ВС РФ на территории Украины. И появился он не на пустом месте: только за неполных 8 месяцев СВО кадров боевой работы Bayraktar TB2 можно пересчитать чуть ли не по пальцам. Это очень мало в сравнении с конфликтами в Карабахе, Сирии и Ливии с десятками видео точных ударов по бронетехнике и средствам противовоздушной обороны. В сети есть десятки фотографий сбитых турецких БПЛА: в список вошли только аппараты, упавшие на подконтрольной ВС РФ территории, поскольку из-за цензуры украинские ресурсы не публикуют данные о БПЛА, пораженных в занятых украинской армией районах. Уже после начала боевых действий на Украину поставили десятки Bayraktar TB2, которые теоретически должны были восполнить их потери. Однако интенсивность их вылетов так и осталась невысокой относительно других конфликтов с участием турецких БПЛА. Применению Bayraktar TB2 также мешали технические проблемы, вроде быстрого износа стоек шасси из-за низкого качества взлетно-посадочных полос украинских аэродромов. ВС Украины вынуждены беречь ресурс аппаратов и еще больше ограничивать их использование.
Так что же, Bayraktar TB2 полностью бесполезен? Нет: в определенных условиях это вполне грозное оружие, способное эффективно решать задачи на поле боя. Турецкий БПЛА оснащен канадской камерой высокого разрешения, выдающей четкое изображение объектов на удалении свыше 40 км. Это позволяет применять БПЛА для разведки и целеуказания без захода в зону действия российских ЗРК средней и малой дальности. В условиях подавленной или недостаточной ПВО турецкие дроны можно применять и в ударном варианте. В мае 2022 года ВС Украины использовали БПЛА для атаки на гарнизон острова Змеиный, где всего дислоцировались несколько ЗРК без боекомплекта в ожидании поставок ракет с материка. При отсутствии угрозы с земли Bayraktar TB2 могут оставить противника без артиллерии, снабжения и бронетехники, как это было в Карабахе или Ливии. Но ход СВО продемонстрировал: в условиях эшелонированной ПВО и отсутствии господства в воздухе они становятся хорошей целью для истребителей и зенитно-ракетных комплексов. Боевые действия на Украине должны были подчеркнуть превосходство Bayraktar TB2, но в итоге лишь подпортили беспилотникам репутацию. А также окончательно разбили ореол «непобедимого оружия», который им годами усиленно создавали СМИ. И если экспорт ударных БПЛА в другие страны давал турецкому ВПК дивиденды, то поставки на Украину принесли лишь антирекламу, поскольку издержек оказалось куда больше, чем прибыли.
В заключение отметим, что столь же активно сотрудничает с Киевом и ближайший партнер Турции – Азербайджан, который украинские телеканалы называют ключевым союзником Украины. Судя по всему, Анкара поощряет антироссийскую активность Баку. Экспертному сообществу пора осознать, что в новых условиях международной обстановки Турция для России не больший партнер, чем западноевропейские страны. Разговаривать с лицами, принимающими решение в Турции, надо смелее. Надо занять твердую позицию и по другим вопросам: по Украине; по поставкам оружия. Представляется, что ключевым условием для стратегического партнерства должны быть выход Турции из НАТО и принятие России в Организацию тюркских государств.
[i] [3] https://foreignpolicy.com/2023/01/10/turkey-cold-war-cluster-bombs-ukraine/
[ii] [4] https://www.savunmasanayist.com/haluk-bayraktar-aylik-tb2-uretim-kapasitesini-acikladi/