За последние два десятилетия продажи Турции в оборонной и аэрокосмической отраслях выросли в десять раз. Объем продаж в 2002 году составил около 1 млрд долл., а годовой экспорт – около 248 млн долл. К 2021 году продажи ВВТ достигли более 10,1 млрд долл., а экспорт – 3,2 млрд долл. В 2023 году указанные тенденции были продолжены турецкими разработчиками и экспортерами вооружений и военной техники. Анализ турецкого военного экспорта показывает четкое разделение на три основные направления военных продаж: сухопутное, воздушное и морское. Таже тенденция наблюдается и при поставке вооружений в турецкие войска для модернизации национальных ВС.
Техника в интересах Сухопутных войск
Турецкая армия продолжает перевооружение, на этот раз военные получили на вооружение 155‐мм самоходные гаубицы Т‐155 Firtina («Шторм») нового поколения. Торжественная церемония прошла на территории одной из военных баз в провинции Сакарья, о важности этой поставки говорит тот факт, что ее посетил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. В первой партии турецкие военные получили 6 модернизированных САУ, всего же вооруженные силы страны намерены приобрести 140 новых модернизированных самоходных гаубиц. Решение о модернизации гаубиц турецкие оружейники приняли еще в 2018 году по итогам боевых действий в Сирии, где ВС Турции потеряли 3 САУ Firtina. Обновленная машина получила обозначение Firtinа‐II, первые поставки должны были состоятся еще в 2021 году, но по какой‐то причине были перенесены. Модернизированная САУ, в отличие от базовой версии, получила новую систему управления огнем, тепловизионные и телевизионные приборы командира и наводчика. На башне самоходки, вместо 12,7‐мм пулемета «Браунинг M2», применяемого вручную, установлен дистанционно управляемый боевой модуль. Кроме этого, на самоходку установили кондиционер для эксплуатации в условиях жаркого климата. С 2025 года планируется обеспечить гаубицы турецкими двигателями и трансмиссией. Турецкая 155‐мм самоходная гаубица Т‐155 «Firtina» («Шторм») создана на базе южнокорейской самоходной гаубицы K9 Thunder. От корейского варианта гаубица отличается модернизированными башней и шасси, а также усовершенствованными системами управления огнем, связи и навигации турецкого производства. В качестве орудия на установке применяется 155‐мм гаубица с длиной ствола 52 калибра. Она способна вести огонь по целям как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой. Гаубица имеет максимальную скорострельность 6 выстрелов/минуту на протяжении 3 минут, а в режиме «шквал огня» – 3 выстрела в течение 15 секунд. Продолжительная стрельба ограничена 2 выстрелами в минуту в течение 30 минут. Возимый боекомплект 48 выстрелов. Максимальная дальность стрельбы осколочно‐фугасными снарядами составляет 30 км, а активно‐реактивными осколочно‐ фугасными снарядами – 40 км. САУ весит более 46 т. Мощность двигателя ‐ 1000 л. с. Максимальная скорость по шоссе – 65 км/ч. Запас хода – 360 км. Экипаж – 5 человек. В комплект поставки самоходной гаубицы входит также транспортно‐заряжающая машина FAARV.
Турецкая компания Aselsan самостоятельно разработала и завершает испытания с боевой стрельбой дистанционно управляемого модуля вооружения (ДУМВ) башенного типа «Корхан» (Korhan), оснащенного 35-мм автоматической пушкой.
Техника в интересах ВВС
Авиационная промышленность Турции продолжает удивлять темпами ведения разработок в последнее время. В конце декабря 2022 года турецкая госкомпания Türk Havacılık ve Uzay Sanayi A.Ş. (TUSAŞ) представила (опубликовала) облик (изображение) тяжелого реактивного ударного беспилотника ANKA-3 с малой радиолокационной заметностью. Компания тогда пообещала, что уже в начале 2023 года покажет первый прототип дрона и она выполнила задачу, причем не только эту. 18 марта гендиректор компании Темель Котыль разместил у себя в Twitter-аккаунте (соцсеть, запрещенная в РФ — авт.) фотографию готового прототипа. Под снимком топ-менеджер написал, что в ближайшее время ANKA-3 совершит свой первый полет. Этот беспилотник напоминает российский «Охотник» и американский X-47B. Можно предположить, что беспилотник ANKA-3 будет «заточен» под преодоление ПВО и прорыв в глубокий тыл противника. Но это еще не все, долгожданное детище этой госкомпании, прототип перспективного истребителя (проект MMU) пятого поколения TF-X (Turkish Fighter Experimental), также приступил к рулежным испытаниям. Турки пообещали, что до конца 2023 года обязательно состоится его первый полет. Поставки в войска должны начаться в 2029 году. «Мы сдержали обещание, данное нашему народу в век Турции. MMU и HÜRJET вырулили, ATAK 2 скоро запустит двигатель, а ANKA-3 совершит свой первый полет. Мы представляем наши продукты, которые мы создали вместе с тысячами коллег и деловых партнеров, – подытожил Темель Котыль. Напомним, что 16 марта 2023 года на заводском аэродроме компании Turkish Aerospace Industries в Анкаре выполнил первые рулежки опытный образец истребителя TF-X, создаваемого по программе MMU (Milli Muharip Uçak – «Национальный боевой самолет»). Национальный турецкий истребитель пока относится к поколению 4+, но к концу десятилетия он станет самолетом 5-го поколения. Первый полет TF-X запланирован на этот год. В текущей конфигурации машина оснащается американскими двигателями General Electric F110-GE-129 тягой около 13,2 тс (такие же используются, в частности, на истребителях F-16 турецких ВВС), но в дальнейшем ВВС Турции будут поставляться более совершенные варианты самолета. С 2029 года планируется замена парка истребителей F-16. TF-X относится скорее к тяжелым истребителям – при массе около 27 тонн и длине 21 м он будет способен летать со скоростью до 1,8 М (1900 км/ч) на высотах до 17 км с перегрузками от +9G до –3,5G. Достаточно амбициозный, но пока лишь развивающийся проект. Сейчас турецкие инженеры считают, что истребители будущего поколения должны обладать следующими свойствами:
- возможность удаленного управления – беспилотное применение самолета. Это свойство может быть опциональным, но если все управление цифровое, то вполне резонно заставить управлять самолетом компьютер, который думает быстрее и точнее, чем человек;
- безусловная малозаметность во всех диапазонах частот, применение интеллектуальной обшивки и экранирование любых демаскирующих компонентов и узлов;
- эффективное боевое применение на всех скоростных режимах полета;
- опционально – гиперзвуковая максимальная скорость полета. Вероятно, эта возможность будет актуальна не для всех машин, но для самолетов завоевания господства в воздухе она необходима;
- трансформирование формы самолета под разные режимы полета. Вполне вероятно, что мы снова увидим самолеты со складывающимися крыльями и раздвигающимися гондолами двигателей, конечно, не ради красивой картинки, а исключительно для улучшения летных характеристик;
- максимальная интеграция компьютерных и коммуникационных возможностей – работа онлайн в распределенных информационных системах района боевых действий по всем информационным каналам боевой операции (все, как в кино, но только в реальной жизни);
- появление систем вооружений, основанных на новых технических принципах, – речь про оружие направленной энергии типа лазерного. Работы в этом направлении ведутся, и вполне вероятен выход таких боевых систем из лабораторий в реальный мир.
Как сообщил глава Управления оборонной промышленности Турции Исмаил Демир, турецкие разработчики успешно испытали ЗРС дальнего действия Siper (ранее носила обозначение HISAR-U). По информации турецкого агентства Anadolu, ЗРС дальнего действия SIPER национальной разработки в ходе проведенных 12 мая завершающих испытаний поразила мишень на большой дальности.
Турецкая компания ROKETSAN успешно интегрировала малоразмерную ракету с лазерным наведением METE на борт беспилотного летательного аппарата семейства GOKALP (также встречается GOK ALP), разработанного PAVO Group.
Техника в интересах ВМС
На предприятия Golcuk Naval Shipyard 25 мая состоялся спуск на воду второй НАПЛ класса «Тип-214TN», предназначенной для ВМС Турции. Церемония, посвященная данному мероприятию, на этот раз не проводилась. В июле 2009 года Секретариат оборонной промышленности МО Турции (SSM) подписал с консорциумом компаний HDW (Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH) и MarineForce International LLP (MFI) контракт стоимостью 2,5 млрд евро, предусматривающий поставку комплектов для постройки 6 неатомных подводных лодок проекта (НАПЛ) «Тип-214TN» с воздухонезависимыми главными силовыми установками. Строительство НАПЛ класса «Рейс» реализуется в Турции на судоверфи Golcuk Military Shipyard. Доля участия турецкой стороны составит около 80%, стоимость сопутствующей офсетной программы – 80% от стоимости контракта. Первоначально планировалось, что постройка первой субмарины начнется в 2011 году, а на вооружение ВМС она будет принята в 2017 году. Однако из-за политических и технических проблем, а также пандемии COVID-19 проект существенно отстал от первоначально согласованного графика. В результате контракт вступил в силу только в июне 2011 года, а строительство головной НАПЛ, (S-330) «Пирирейс», началось в октябре 2015 года, спуск на воду состоялся 22 марта 2021 года. В настоящее время НАПЛ проходит ходовые испытания и должна войти в состав ВМС Турции к концу текущего года. С этого года ежегодно будет вводиться в строй по одной подводной лодке, а к 2028 году ВМС Турции будут поставлены 6 подводных лодок класса «Рейс». В настоящее время оставшиеся пять НАПЛ, (S-331) «Хызыррейс», (S-332) «Муратрейс», (S-333) «Айдинрейс», (S-334) «Сейдиалирейс» и (S-335) «Селманрейс», находятся на различных этапах строительства. Вторая подлодка серии, «Хызыррейс», была заложена в 2017 году. Предполагается, что она будет принята на вооружение ВМС Турции в 2024 году, а «Селманрейс» (шестая НАПЛ серии) – в 2028 году. Новые субмарины класса «Рейс» заменят четыре состоящие на вооружении ВМС Турции подводные лодки класса «Атилай» («Тип-209/1200»), построенные в 1975-1989 гг. На вооружении ВМС Турции также имеются 4 подлодки класса «Превезе» («Тип-209T2/1400») и 4 ДЭПЛ класса «Гур» (Тип-209/1400). Как сообщалось, длина подлодки «Пирирейс» составляет 68,35 м, ширина – 6,3 м, надводное/подводное водоизмещение – 1850/2050 т. Оснащенная воздухонезависимой главной энергетической установкой НАПЛ класса «Рейс» сможет развивать скорость до 20 узлов в подводном положении и до 12 узлов в надводном, находиться в подводном положении до 14 суток. Экипаж подлодки – 40 человек. Вооружение подлодки составят 8 533-мм торпедных аппаратов, позволяющих производить пуск торпед Mk.48 Mod.6 компании Raytheon и торпед DM2A4 компании Atlas Electronkik. Кроме того, подлодка сможет выполнять пуск противокорабельных ракет «Субгарпун» и постановку морских мин.
Турецкая компания Dearsan отремонтирует фрегат «Араду» класса MEKO 360 ВМС Нигерии, а также поставит нигерийскому флоту новый 57-метровый патрульный корабль.
Турция ведет переговоры о покупке, как минимум, трех бывших в эксплуатации ВМС Великобритании фрегатов «Тип-23».
Турецкая компания STM (Savunma Teknolojileri Muhendislik ve Ticaret A.S) объявила о завершении модернизации второй неатомной подводной лодки «Халид» класса «Агоста-90B», состоящей на вооружении ВМС Пакистана.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что по совокупности совершенных сделок среди турецких оборонных компаний впереди находится Aselsan с доходом в 2,16 млрд долл. За ней следует Turkish Aerospace, которая за год поднялась на 23 места (в общем рейтинге всех оборонных предприятий мира по статистике СИПРИ) и вошла в топ-100 на 86-м месте с доходом в 1,2 млрд долл. Компания Turkish Aerospace выиграла от таких сделок, как поставка ВВС Филиппин 77 вертолетов T129 Atak стоимостью более 50 млн долл. за единицу. В последние годы Турция также осуществила рекордное количество продаж ВВТ нескольким африканским странам, включая ударные беспилотники, ударные вертолеты и турбовинтовые самолеты. Алжир сейчас близок к заключению сделки по покупке десяти ударных беспилотников Anka-S производства TAI. Сосед Алжира и главный региональный его соперник Марокко в прошлом году заказал 13 ударных беспилотников Bayraktar TB2 у турецкого производителя Baykar Makina. Нигер в 2021 году стал первым иностранным государством, заказавшим турбовинтовой учебно-тренировочный легкий штурмовик TAI Hurkus. Чад и Ливия с тех пор также заказали эти самолеты. Заместитель генерального директора TAI заявил в сентябре, что компания ожидает гораздо большего числа заказчиков учебно-тренировочного самолета Hurkus в Африке.