- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Предвыборный пасьянс в Судане

Начало января нынешнего года, которое по традиции в Европе является временем политического затишья, ознаменовалось рядом знаменательных событий в Судане, которые могут свидетельствовать о начале глобальных сдвигов во внутриполитическом пасьянсе в этой стране. Речь идет о подготовке и проведении всеобщих выборов в апреле с.г. и маневрах основных политических игроков в этой связи.

1. 12 января с.г. президент О.аль-Башир официально подписал указ о сложении с себя на время предвыборной гонки обязанностей главнокомандующего вооруженными силами страны как того требует конституция. Шаг во многом знаковый, так как отчетливо дает понять, прежде всего, международному сообществу, что правящая Партия национального конгресса (ПНК) определилась для себя окончательно и решила — «выборам быть». Такие нюансы, как выполнение основных требований закона к кандидатам в президенты, говорят о том, что северосуданская политическая элита придает предстоящему волеизъявлению первоочередное значение в рамках «абсолютного международного признания» очевидного переизбрания О.аль-Башира и закрепления тем самым его правовой состоятельности. Излишне говорить, что это на сегодняшний день основная задача для суданского президента в свете печально знаменитого вердикта Международного уголовного суда (МУС) в Гааге. При таком развитии событий части международной юриспруденции, заточенной «по-большевистски» на безусловное и неукоснительное, несмотря на все издержки, выполнение «основных прав и свобод человека», будет очень затруднительно усадить О.аль-Башира на скамью подсудимых. Это понимают и в Хартуме, и там готовы сделать все для того, чтобы выборы прошли без грубых нарушений. С этой же целью разосланы приглашения прислать наблюдателей и основным странам-спонсорам «мирного урегулирования», таким как США и Великобритания. При этом Хартум категорически против присутствия в качестве наблюдателей сотрудников ООН, что говорит о его недоверии к этой организации. В этой связи вспомним утверждения лидеров дарфурских повстанцев (правда, ничем не подтвержденных) о том, что бывшее руководство ЮНАМИД получало ежемесячные денежные «подачки» от Хартума. Если следовать этой логике, то выходит, что нынешнее руководство миротворцев более принципиальное и взяток не берет. Тем более что смена руководства ЮНАМИД прошла не без давления американского Госдепа, а его позиция по отношению к Хартуму известна. Можно предположить, что обвинения руководства Движения за справедливость и равенство (ДСР) в коррумпированности ооновских чиновников не так уж и небезосновательны. Например, руководство ряда агентств ООН в Судане добилось снижения «уровня опасности» с 3 на 2 балла. С одной стороны это понизило денежное содержание сотрудников среднего и низшего звена всех миротворцев, а с другой позволило руководителям привезти в Судан за счет ООН своих супруг. Так что нравы еще те.

Но вернемся непосредственно к внутренним суданским делам. Еще один момент заключается в том, что указанный шаг суданского лидера свидетельствует о его уверенности в лояльности армии. Немаловажным нюансом является и то, что решение президента было согласовано с руководством суданских «братьев-мусульман». Все это говорит о том, что альтернативы О.аль-Баширу в настоящее время нет, и власть в стране он удерживает прочно.

2. Главный президентский советник по вопросам проведения выборов Нафи Али Нафи выступил 13 января с.г. с предложением продумать вопрос о создании единого предвыборного блока с основным политическим оппонентом Суданским народно-освободительным движением (СНОД), что после прошлогодних взаимных обвинений и «резких телодвижений» типа ареста в декабре ряда лидеров южан, выглядит на первый взгляд странно. Но только на первый взгляд. Что для европейца странно, то для Африки в самый раз. Еще раз повторим, что Нафи Али Нафи лучше всех вместе взятых американских и европейских политологов, знает суданские реалии и психологию южан.

Действительно, создание такого альянса в настоящий момент выглядит абсолютно логичным. Серьезных противоречий между Хартумом и Джубой в настоящий момент нет. В результате долгих дискуссий и консультаций «под ковром» все разногласия (закон о выборах, итоги переписи, демаркация Абъея и т.п.) в основном сняты. Джуба поняла, что на выборы идти придется. До декабря прошлого года руководство СНОД переживало «борьбу мотивов» и наивно полагало, что эту процедуру можно «замылить», в связи с чем не проводило никакой подготовки (вопрос: где деньги, которые были на это выделены?). После того, как в Джубе уяснили, что Госдеп США и Евросоюз такого положения дел не допустит, а представительная делегация из ЮАР доходчиво объяснила южносуданскому лидеру С.Кииру все последствия такого бойкота лично для него, началась вялая подготовка, которая при самых «авральных» темпах к началу выборов завершена не будет. В этой связи, СНОД оказалась в ловушке, которую само себе устроило, польстившись на обещания северосуданских оппозиционных партий и поддержав их идею бойкота выборов.

В этой связи предложение Нафи Али Нафи абсолютно логично и является для СНОД «палочкой-выручалочкой». Действительно, при реализации этой инициативы «хартумского мудреца» С.Киир гарантированно остается на своем посту на Юге и вторым (формально) человеком на Севере, а СНОД может рассчитывать более чем на 25% мест в парламенте. Если мы станем свидетелями такого развития событий, то это будет лишний повод поаплодировать политическому чутью и умению выстаивать долгоиграющие комбинации Нафи Али Нафи.

У Джубы есть еще один повод внимательно отнестись к этому предложению. С учетом того, что СНОД физически и организационно просто не в состоянии провести выборы на всех уровнях, создание единого блока позволит совершенно легитимно ограничиться только президентским и парламентским уровнем, что всех на нынешнем этапе устраивает. В том числе и южносуданских парламентариев и руководителей среднего уровня, которые стоят перед лицом обострения межплеменных столкновений. Последние, несомненно, получат дополнительный импульс после оглашения итогов выборов в местные органы власти, которые всех, как известно, никогда не устраивают.

Лишним свидетельством готовности принять такой вариант Югом является неожиданно жесткая реакция Джубы на январский демарш десяти самых влиятельных американских и западноевропейских правозащитных организаций, которые выступили с совместным заявлением об угрозе новой войны между Севером и Югом и ухудшения гуманитарной ситуации в Судане. Отповедь правозащитникам была дана на уровне политбюро СНОД, которое категорически эти заявления отвергло.

3. Стремление Хартума к проведению «честных и международно-признанных» выборов стимулировало заметный прогресс в деле мирного урегулирования в Дарфуре. Началось очевидное сближение Нджамены и Хартума по вопросам совместного мониторинга границ и отвода вглубь Судана оппозиционных чадскому президенту И.Деби партизанских групп. Пока Нджамена в выражении оптимизма сдержанна, но факт присутствия на консультациях руководства суданских спецслужб, говорит о том, что этим консультациям в Хартуме придают большое значение и они нацелены на достижение результата. Если учесть, что этот процесс идет параллельно с началом опосредованных консультаций между ДСР и Хартумом при посредничестве Катара и Дж.Бассоле, то можно совершенно оправданно предположить, что достижение мира в Дарфуре в настоящее время реально.

На фоне этого благодушия заметим, что такая стабильность (с небольшими колебаниями, которые общего положения вещей не изменят) будет наблюдаться только в период и сразу после выборов. Ситуация будет иметь устойчивую тенденцию к обострению по мере приближения к референдуму о независимости Юга Судана в 2011 году.