Предстоящие несколько дней способны стать решающими для присоединения Швеции к Североатлантическому альянсу, поскольку уже на следующей неделе в Вильнюсе стартует саммит блока, на котором, как ранее ожидалось, Стокгольм должен был в него интегрироваться. Впрочем, по мере приближения к событию шансы на подобный исход заметно снижаются, что связано с позицией Турции, серьезно ужесточившейся после недавней акции с сожжением Корана в шведской столице, которой предшествовало официальное снятие запрета на подобные действия. В этой обстановке правительство североевропейской страны все же не оставляет попыток переломить ситуацию в свою пользу.
Главным политико-дипломатическим козырем Стокгольма, судя по оценкам обозревателей, была призвана стать встреча премьер-министра Швеции У.Кристерссона с президентом США Дж.Байденом, состоявшаяся 5 июля. С точки зрения обеих сторон, сам факт общения на высшем уровне, посвященного НАТО, должен был послужить сигналом для главы Турции Р.Т.Эрдогана, а вслед за ним и для Венгрии, которая в преддверии саммита также заявила о планах отложить голосование по ратификации шведской заявки до осени. Во время самих шведско-американских переговоров старательно подчеркивалась важность присутствия Стокгольма в военно-политическом блоке, мотивированная необходимостью укрепить северный фланг, тем самым пытаясь воздействовать на ситуацию на российско-украинском треке. При этом в открытой части переговоров, если верить их транскрипции на сайте Белого дома, тема Турции не поднималась.
Последний факт, впрочем, не означает, что стороны забыли об Анкаре и ее роли в приеме нового члена в НАТО.
Во-первых, консультации проходили на фоне многочисленных намеков СМИ на заинтересованность Турции в приобретении американских самолетов F-16, вопрос о продаже которых застрял в Конгрессе. Его члены, в свою очередь, сначала хотят добиться шведского вступления в НАТО. В этом контексте немаловажно, что журналисты не получили однозначного ответа от премьер-министра Швеции на вопрос, говорилось ли что-то об F-16 на закрытых переговорах. Все, что сообщил У.Кристерссен, сводилось к фразе о невозможности страны давить на Белый дом в том, что касается его двусторонних отношений с властями Турции, равно как и любого другого государства.
Во-вторых, по данным шведских источников, Дж.Байден обсудил с У.Кристерссеном недавний инцидент с сожжением Корана в Стокгольме и реакцию на него властных кругов Турции. Судя по тому, что написали шведские источники, резюме обоих политиков сей счет сводилось к сожалению о случившемся, без упоминания вероятностей каким-либо образом этого избежать. Каких-либо призывов к руководству североевропейской страны ограничить подобные акции в будущем в интересах сближения с Анкарой, а также поддержания конструктивных отношений со всем мусульманским миром, судя по всему, тоже не прозвучало. И это, вполне вероятно, намек США на нежелание вмешиваться во внутренние дела Швеции, хотя, как отмечалось ранее, в ней самой поняли, насколько губительным, в том числе для вхождения в НАТО в итоге оказался указанный случай.
В целом, переговоры с Дж.Байденом, как кажется, не выполнили своей «имиджевой функции». Подобный вывод может быть сделан потому, что в тот же день, что и шведско-американская встреча на высшем уровне, Р.Т.Эрдоган в телефонном разговоре с главой правительства Нидерландов М.Рютте по-своему резюмировал происходящее. Глава Турции сообщил, что Стокгольм, с одной стороны, начал действовать правильно в направлении законодательного ужесточения борьбы с терроризмом, но, с другой стороны, подорвал собственные усилия курдскими протестами. Более того, как ранее говорилось турецким президентом, решающее значение для поддержки заявки североевропейской страны имеют не просто продемонстрированные ей намерения и позитивные сигналы, но конкретные шаги, включая экстрадицию более сотни человек.
Впрочем, все это не помешало У.Кристерссену покинуть Овальный кабинет с довольно позитивными ожиданиями по поводу саммита в Вильнюсе, а шведским политологам дать весьма многообещающие прогнозы. Так, по итогам встречи с Дж.Байденом обозревателями были озвучено три возможных сценария развития событий, два из которых крайне позитивны, особенно учитывая заявления, звучащие из Анкары.
Первый из них – ускоренное прохождение всей процедуры до 11 июля, то есть, как и ожидалось прежде, до встречи в Литве.
Второй – завершение переговоров уже на саммите 11-12 июля. И здесь ставка, вероятно, делается на поддержку других членов блока, способных воздействовать на турецкого лидера. Так, поддержку амбиций Стокгольма продемонстрировал в начале недели Мадрид. Министр иностранных дел Испании выступил с заявлением, утверждая, что Турция в целом не имеет ничего против Швеции, но необходимо разрешить ряд «проблем безопасности».
Наконец, третий и пока единственный вариант негативного исхода – перенос вопроса на следующий цикл, при этом в Швеции до конца не исключается, что при успешном продвижении вопроса НАТО после встречи в Литве может организовать даже внеочередной саммит.
А вот внутри НАТО прогнозировать события пока не берутся. К примеру, и Дж.Байден отвечая на прямой вопрос журналистов после встречи с У.Кристерссеном, и глава МИД Испании в своем комментарии воздержались от любого упоминания сроков присоединения Швеции к блоку. Такая позиция в целом объяснима, так как досрочный отказ от собственных планов станет дипломатической победой Р.Т.Эрдогана, укрепляя его позиции в преддверии саммита, а не подтвердившиеся прогнозы бросят тень как на лидеров, их озвучивших, так и на саму организацию.