- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о строительстве на Украине завода по производству турецких БПЛА

22 июня турецкое интернет-издание, посвященное военно-промышленному комплексу Savunma Sanayi ST (https://www.savunmasanayist.com/ [1]) сообщило о том, что стала известна предполагаемая дата ввода в эксплуатацию завода по производству БПЛА Baykar Technologies на территории Украины.

Как сообщило турецкое издание, планируется, что на этом  заводе будут производиться две модификации турецких беспилотников – Bayraktar TB2 и AKINCI. Ожидаемая дата ввода предприятия в эксплуатацию – 2025-й год.

Вопреки тому мнению, которое распространено в России, что предприятие по производству БПЛА – это история, связанная с российской СВО на Украине и она является отражением событий российско-украинского конфликта, издание сообщает о том, что именно планируя открыть завод в Украине, компания Baykar, для этой цели, еще в 2019 году учредила LLC Avia Ventures.

Под крышей ООО Avia Ventures, компании Baykar, продолжит строительство завода на Украине, на котором будут производиться БПЛА Bayraktar TB2 и AKINCI.

Генеральный директор компании Baykar Халюк Байрактар ​​сделал заявление изданию Defense News о рассматриваемом заводе. В частности, Халюк Байрактар ​​сообщил: «LLC Avia Ventures впервые было зарегистрировано в Киеве в 2019 году и в начале прошлого года (2022-й год – И.С.) получило лицензию на импорт-экспорт продукции военного назначения. Это одна из первых и пока единственных компаний в стране, имеющих в своей структуре иностранного учредителя и лицензию на оборонные системы».

Как указал Халюк Байрактар: «Большая часть подготовительных работ уже ведется, и ожидается, что электростанция будет подключена (на площадку строительства предприятия – И.С.) к июлю».

Как отмечается изданием, реализации проекта способствовало подписание в феврале 2022 года рамочного соглашения между правительствами Украины и Турции о сотрудничестве в аэрокосмической отрасли.

Соглашение, целью которого является поощрение прямых инвестиций в соответствующую сферу и создание благоприятных условий для передачи технологий и использования продукции, предусматривает специальные налоговые и таможенные льготы для турецких инвесторов в аэрокосмической отрасли Украины до января 2035 года.

Через свое местное представительство Baykar продолжает инвестировать в Украину, создавая центр передового опыта в области системных технологий беспилотных летательных аппаратов, который включает передачу технологий для локализации производства компанией турецких БПЛА. «Мы получили соответствующие лицензионные разрешения от Турции на полное производство беспилотных летательных аппаратов Baykar TB2 и AKINCI на Украине», — сказал Х.Байкар. Общий объем инвестиций, запланированных на строительство этих объектов, составляет 95,5 млн долларов.

Итак, сразу отметим следующее: проект развивается без излишнего форсирования. К году, когда планируется ввод в эксплуатацию предприятия, следует ожидать того, что конфликт между Россией и Украиной если не закончится, то получит большую определенность. Таким образом, и на сегодняшний момент турецкая сторона полагает, что проект не может вызывать раздражение (по формальному признаку) у российской стороны, потому как он не означает немедленного оснащение турецкими БПЛА,  которые будут производиться на Украине.

Более того, его строительство, на турецкий взгляд, ничего не меняет и в раскладах: как показала практика, Турции вовсе не обязательно нужен завод для того, чтобы осуществлять поставки Украине. Она и так осуществляла и продолжает осуществлять военные поставки Киеву.

С другой стороны, Украина является для турок, и сама по себе, достаточно емким рынком сбыта. Выразим мнение, что любая подобного рода инвестиция делается под гарантированный спрос со стороны руководства страны — получателя инвестиций. А, следовательно, соответствующие гарантии не могли не быть предоставлены. Кроме того, Украина может быть и центром сбыта БПЛА, к работе которого благосклонно подойдут и клиенты из близлежащих стран, особенно, в странах Восточной Европы.

Главное, конечно, во всех этих шагах – это то, что Турция заходит на Украину в надежде получить доступ к украинским авиационным технологиям, в особенности, к авиадвигателям. Турция со своей собственной продукцией, в этом смысле, получит большую технологическую независимость от поставок извне по БПЛА. Кроме того, речь идет и о том, что Турция рвется к созданию своей собственной летательной техники, т. е к тому, чего, до сих пор, у Турции не было.

Присутствие в стране в рамках совместного предприятия, и в рамках соглашения о стратегическом сотрудничестве, — это крайне выгодный расклад для Турции в рамках указанной выше генеральной цели. При этом, разумеется, туркам нужны и гарантии безопасности со стороны России для этого предприятия. В этом смысле, 2025-й год смотрится со стороны турок логичным аргументом, почему предприятие не должно беспокоить российскую сторону. Впрочем, отметим ещё и такой момент, что подобного рода договоренности – это предмет пакетных сделок. И у России с Турцией одним из аспектов подобного соглашения, в котором чрезвычайно заинтересована Россия, является газовый хаб.