- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об очередном пятилетнем плане экономического развития Ирана. Часть 2

20 мая с. г. правительство Ирана утвердило 7-ой пятилетний план экономического развития страны. Необходимо отметить, что прежний пятилетний план закончился 21 марта 2021 года, однако разработка нового плана была отложена до формирования правительства ИРИ в августе того же года. Правительству понадобилось почти два года для того, чтобы выработать и принять новый пятилетний план. На такую задержку повлияли объективные факторы: рецессия и ухудшение экономической ситуации, связанные с санкциями; постоянный рост инфляционной нагрузки; попытки, часто безуспешные стабилизировать курс национальной валюты.

Пятилетний план экономического развития был принят при сложной для Ирана экономической конъюнктуре. Нынешняя экономическая ситуация Ирана подразумевает дефицит бюджета, галопирующую инфляцию, проблемы с нефтяным экспортом, вызванные американскими санкциями. Представляя 7-й пятилетний план, вице-президент ИРИ Дауд Манзур, являющийся по совместительству руководителем Организации по бюджету и планированию, заявил о том, что  «План ориентирован на решение проблем. Его задачей является ликвидация структурных проблем экономики страны, в частности, несбалансированности бюджета, н6есбалансированности в энергетическом и банковском секторах». Манзур также огласил новый подход к разработке и реализации плана. Он отметил: «Все что правительство может одобрить и претворить без помощи меджлиса, оно одобрит и выполнит самостоятельно». Тем самым он подчеркнул, что парламент, по существу, оттеснили от составления экономического плана.

Одна из ключевых целей нового пятилетнего плана – решить вопрос с задолженностью иранского правительства. На сегодняшний день правительство ИРИ должно Национальному фонду развитию 74 млрд долларов. Государственный долг иранским банкам и пенсионным фондам составляет 11440 трлн иранских риалов (44 млрд долларов по официальному обменному курсу 285000 риалов за доллар США). В дополнение к этому государственные компании должны частным иранским банкам и компаниям 18940 трлн риалов (66 млрд долларов США). Учитывая, что ВВП ИРИ в 2022 году составил 389 млрд долларов США, иранский госдолг существенно меньше ВВП, поэтому страна не является банкротом. Для урегулирования проблемы госдолга был составлен так называемый «план продуктивности», предусматривающий продажу и приватизацию государственных активов, не приносящих прибыли. Этими деньгами правительство ИРИ собирается расплатиться с кредиторами.

Еще одной целью плана является улучшение финансовой дисциплины, которое должно заключаться в выплате иранскими государственными и коммерческими банками задолженности Центральному банку Ирана (ЦБИ). Форсирование этого процесса может вылиться в многочисленные банкротства финансовых институтов, что повлечет за собой негативные социально-экономические последствия. Исходя из этого, оптимальным способом урегулирования проблемы с долгами будут слияния и поглощения (mergers and acquisitions). При таком подходе несколько мелких банков объединяются в один. Затем проходит их санация. Прецеденты этому уже отмечались в 2018 году. Тогда верховный лидер Ирана Али Хаменеи обратился к командованию иранской армии и КСИР с инициативой закрыть те аффилированные с ними коммерческие подразделения, которые не имеют отношения к их непосредственной деятельности. Это относилось, прежде всего, к пяти кредитным организациям: «Ансар Банк», которым руководила группа компаний, связанных с «Бонъяд Таавун Сепах» (Фонд Кооперативов КСИР), «Банк Хекмат Ираниан», принадлежащий Вооруженным силам ИРИ, «Банк Гавамин», принадлежавший Кооперативному Фонду NAJA, «Мехр Эктесад Банк», которым владела «Басидж», полувоенная организация, связанная с КСИР, и финансовая компания «Каусар», принадлежавшая Кооперативному Фонду Министерства обороны ИРИ.

Декрет Хаменеи предписывал сначала объединение трех банков, связанных с КСИР («Ансар Банк», «Самен аль-Ходжа» и «Мехр Эктесад»), а затем их объединение с банками Министерства обороны. Это делалось для того, чтобы банки было просто контролировать и не давать их руководителям заниматься коррупционными схемами. К 2018 году банки открыли по Ирану 3340 отделений или 16% всех банковских отделений в стране. Изначально это делалось для того, чтобы обслуживать военнослужащих, разбросанных на военных базах по всему Ирану, но затем руководители этих банков увлеклись финансовыми злоупотреблениями. Они предлагали завышенный уровень  процентной ставки и льготные условия для кредита для того, чтобы выводить  деньги из банков. Одновременно директор банка «Самен аль-Ходжа» предлагал вкладчиков выкупать их собственность, если они помещали на депозит 80% ее стоимости по полной цене. Стоимость продавалась по реальной цене, но дальше вкладчик получали лишь мизерные проценты. По итогам его деятельности на директора банка было заведено уголовное дело.

Согласно заместителю директора Организации по бюджету и планированию Рахиму Момбини, все валютные поступления от экспорта нефти будут поступать на счета Национального фонда развития. При этом непонятно, как их после этого будет использовать правительство: может быть, опять занимать у Фонда? Вообще в плане ставится задача преодолеть к концу пятилетнего периода зависимость бюджета от экспорта сырой нефти.

План ставит задачу достичь к концу пятилетнего периода уровень роста ВВП в 8% в год. Многие иранские экономисты отмечают, что это мало реально. Как мы уже говорили уровень в 8% за последние 20 лет был достигнут только в 2016 году после частичного снятия санкций. 7-ой пятилетний план ставит также задачу повысить производительность труда на 2,8%. Иранский экономист Бижан Хаджепур отмечает, что для достижения этой цели потребуются сотни миллиардов долларов инвестиций, значительные реформы и пересмотр энергетических субсидий.  Пятилетний план предусматривает рост капиталовложений на 22,6%, ежегодный рост занятости на 3,9%. Уровень инфляции планируется довести до 19% (как мы видели, в последние годы он никогда не был ниже 30%), а к концу пятилетнего срока и вовсе сократить его до 10%. Организация по планированию и бюджету также обязуется сдерживать рост наличной денежной массы на уровне 20,9%, хотя последние годы ежегодный рост составлял 30%.

Остается только пожелать правительству и народу Ирана, чтобы грандиозные цели, намеченные в 7-ом пятилетнем плане, были выполнены, и эта страна преодолела свои экономические проблемы. Насколько успешным будет это преодоление, покажет время.