- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ходе американо-иранских переговоров по СВПД

В последнее время, точнее – с конца весны 2023 г., множится информация о том, что вновь реанимируются переговоры по СВПД )Совместный всеобъемлющий план действий)  в столице Султаната Оман — Маскате, где начались секретные встречи между делегациями ИРИ и США. Они привлекли серьезное внимание как региональных, так и международных СМИ. Отметим, что не случайно в роли посредника выступает Султанат Оман. Это, может быть, единственное ближневосточное государство, имеющее большой опыт посреднических усилий на направлении Восток-Запад, обладающее, что немаловажно в данном случае, отлаженными связями как с Западом, так и ИРИ. Всем известно, что продвижение многолетних переговоров между Ираном и шестеркой международных посредником в лице Великобритании, Германии, Франции, России, Китая и США стало возможным только в свете непререкаемого авторитета главного посредника,  покойного монарха Омана султана Кабуса. Наследник монарха продолжил эту традицию. В публикациях в СМИ на эту тему звучит некоторая неуверенность в успешном исходе переговоров, аргументирующаяся сомнениями сторон в актуальности такого шага. Действительно, с конца прошлого года как западные, так и иранские участники переговорного процесса делали взаимоисключающие заявления по поводу эффективности его реализации. Американцы, не раз убеждавшие Израиль, что ИРИ ни в коем случае не выйдет на обладание ядерным оружие, давала в последнее время индикации к тому, что для военного удара по иранским ядерным объектам у США в данный момент нет ни средств, ни сил, ни желания.

Между тем, выяснилось, что ведение переговоров претерпевает некую трансформацию организационного порядка. В конце июня 2023 г. иранские СМИ со ссылкой на американские источники опубликовали информацию о том, что ведение иранского досье передано из МИДа в Совет национальной безопасности США. Аргументация сводилась к тому, что ответственный за ведение иранского атомного досье Роберт Малли, который был постоянной фигурой переговорах по возрождению СВПД, смещен с поста координатора американской переговорной группы, и на ведущихся ныне переговорах в Омане более не присутствует. Его заменил Бретт Макгерк, координатор Совета национальной безопасности по Ближнему Востоку. Иранский аналитик Хади Хосровшахин в этой связи написал в СМИ, что Р. Малли назначили в свое время на должность ответственного за иранское досье, «чтобы снизить напряженность в отношениях с Ираном и возродить соглашение СВПД, но он потерпел неудачу». Отставка случилась примерно в начале мая, она не афишировалась, но об этом можно было догадаться даже по тому, что Малли не было на первом секретном брифинге администрации Дж.Байдена в Сенате по вопросам политики на иранском направлении в начале мая. На встречу были приглашены представители всех министерств и ведомств, и отсутствие Малли просто бросалось в глаза. Объяснением его отсутствия со стороны администрации президента Дж.Байдена было то, что Малли  взял отпуск на несколько дней. Участниками брифинга это было расценено как забавная шутка.

По данным же интернет-сайта телеканала CNN, все обстояло несколько по-иному: Р.Малли был на время отстранен от дел и отправлен в неоплачиваемый отпуск. Это связано с тем, что служба безопасности Госдепартамента расследует дело о неправильном обращении с секретными документами. Неизвестно, что именно послужило непосредственным поводом для проверки, однако не исключено, что дипломату ограничат режим допуска.

После этого Б. Макгерк появился вместо Р. Малли на непрямых переговорах с главным иранским переговорщиком Али Багери-Кани в Омане. Аналитики считают, что этот факт можно рассматривать как показатель «смены фазы в американской политике в отношении Ирана» Наблюдатели отмечают, что позиция нового куратора иранских переговоров со стороны США будет более агрессивна, чем у Р.Малли, который был «объектом критики со стороны республиканских и диссидентских кругов за подчеркнуто мягкие подходы к дипломатии с Исламской Республикой».

СМИ пишут, что ранее Б.Макгерк представил правительству США план из пяти пунктов по Ирану, который, вероятно, будет рассмотрен, если Байден будет переизбран на следующий президентский срок. Предполагается, что такой план существенно усложнит ситуацию для Ирана, которую местные либеральные оппозиционные СМИ объясняют следующим образом: руководители иранского МИДа полагали, что затянув время, они в итоге добьются искомого. На самом деле, получилось, что прекрасная возможность возродить СВПД с правительством Байдена практически упущена. «Вмешалась война России против Украины: она внесла существенные коррективы в возрождение СВПД, сделав существовавшие раньше возможности утерянными». Проведение переговоров показывает, как нам кажется, что США еще не потеряли надежды добиться чего-то, причем, здесь узнаются действия именно нынешней американской администрации, пока еще испытывающей доверие к иранским партнерам, если можно так назвать две непримиримые стороны, давно напрямую не контактирующие друг с другом»

Дж. Байден предполагает подписать соглашение по образцу СВПД от июля 2015 г. Непонятно, что будет венцом переговоров: возрожденный договор СВПД или нечто, лишь внешне напоминающее венские соглашения. Трудно сказать, достигнут ли переговоры в Маскате какого-либо результата, и когда это может случиться. На Западе убеждены, что вполне возможно достижение приемлемого для всех сторон результата, тем более, что иранцы славятся как отличные переговорщики, что они не раз успешно доказывали. Понятно, что американцами движет желание не допустить падения иранского теократического режима, ибо в результате может образоваться политический вакуум, который могут заполнить силы, с которыми, вероятно, американцам будет труднее совладать, чем с нынешними исламистами.

Израильские СМИ выразили большое разочарование возможными последствиями этих переговоров, которые могут реально возродить СВПД со всеми его минусами, о которых в Иерусалиме не устают информировать американскую сторону, как и всех других международных посредников. В Израиле не хотели бы и сопутствующих переговорному процессу “поощряющих” финансовых жестов США, которые могут быть использованы Тегераном отнюдь не на благие цели, а пойти на сиюминутные нужды режима и его прокси-формирований, не дав ничего страдающему от экономических неурядиц народу ИРИ.

Как сообщил израильский сайт Detaly.co.il, непрямые переговоры в Султанате Оман «проходили на фоне растущей обеспокоенности Белого дома прогрессом, достигнутым Ираном в его ядерной программе, и стремления американцев найти способ остановить эскалацию ситуации в регионе». В Иерусалиме внимательно отслеживают попытки США добиться успехов на отвергнутом ранее как Тегераном, так и Вашингтоном, переговорном фронте. За продолжение контактов между США и Ираном выступают, как выяснилось, и президент США, и госсекретарь, и другие лидеры американской внешней политики. Такая позиция США отнюдь не приветствуется в Израиле, и она, на взгляд израильского премьер-министра Б.Нетаньяху, заранее обречена на поражение. Однако, сама надежда на конструктивное сотрудничество двух стран с целью недопущения перехода ИРИ к обладанию неконвенциональным оружием, считают в Израиле, еще не потеряна. При этом, отмечают израильские СМИ, в ходе контактов с Э.Блинкеном в начале июня 2023 г. Б.Нетаньяху подтвердил свою последовательную позицию, заключающуюся в том, что возвращение к ядерному соглашению с Ираном «не остановит иранскую ядерную программу и никакое половинчатое урегулирование с Ираном ни к чему не обяжет Израиль, который предпримет все, чтобы защитить себя». Между тем, авторитетный ближневосточный источник написал, что Иран и США близки к достижению временной сделки, «которая обменяет некоторое ослабление санкций на сокращение иранской деятельности по обогащению урана».  Сделка позволит ИРИ обогащать уран до отметки 60%, хотя и допустит на иранские объекты инспекторов МАГАТЭ для мониторинга своей ядерной программы. За это Тегеран сможет «экспортировать до миллиона баррелей нефти в день и получить доступ к своим доходам и другим замороженным средствам за рубежом».

Понятно, что подобная опция тоже не решает главной задачи, которую ставит еврейское государство как потенциальная мишень иранской ядерной программы – решительно преградить дорогу Исламской Республике Иран в клуб обладателей ядерного оружия.