Согласно поступающей информации, ВВС Королевства Саудовской Аравии ведут переговоры с Китайской авиапромышленной корпорацией о приобретении 81 истребителя «Цзянь-10СЕ», которые предназначены для поддержания боеспособности подразделений оперативно-тактической авиации ВВС КСА в условиях сложных отношений между официальным Эр-Риядом и ведущими странами-членами НАТО на высшем военно-политическом уровне.
Подобная информация, распространенная профильными военно-техническими изданиями КНР, требует тщательного анализа, поскольку свидетельствует о значительных изменениях в мышлении военно-политического руководства КСА. Официальный Эр-Рияд на протяжении нескольких десятилетий в вопросах обеспечения обороноспособности опирался на поддержку США и других ведущих стран-членов НАТО, тогда как с официальным Пекином ведущее государство Персидского залива было связано отдельными контрактами в сфере ракетно-ядерного оружия.
Как известно, в последние пять лет военно-политическое руководство КСА значительно изменило свое отношение к европейским и американским поставщикам ВВТ, что в значительной мере основано на результатах кампании аравийской коалиции в Йемене. Война с хоуситами не принесла ведущим странам Персидского залива сколь-нибудь значимых побед, в том числе и по причине неудовлетворительных результатов применения техники и боеприпасов иностранного производства.
Наиболее примечательными являются вполне результативные обстрелы хоуситами объектов нефтяной промышленности КСА, в которых были применены как дроны-камикадзе, так и баллистические ракеты иранского производства, успешно преодолевавшие рубежи ПВО, построенные на зенитно-ракетных комплексах европейского и американского производства.
В отдельных случаях, дивизионы и батареи ЗРК ПВО КСА расходовали полный боекомплект зенитных управляемых ракет без сколь-нибудь значимых результатов. В сочетании с потерями своих истребителей от ракетных обстрелов старыми советскими ракетами Р-73, запускаемыми хоуситами с импровизированных установок, и другими провалами на йеменском фронте, плохие результаты применения боевой авиации привели аравийскую коалицию к вынужденному решению об остановке боевых действий. Контингент аравийской коалиции, обладавший неоспоримым техническим преимуществом над йеменскими хоуситами, оказался неспособным выполнить поставленные задачи.
Данный вооруженный конфликт стал лакмусовой бумажкой для всей техники западного производства, принятой на вооружение ВС стран Персидского залива, и полноценный анализ этой аравийской войны в Йемене показал официальному Эр-Рияду направление модернизации всех видов и родов войск. Аравийские военные в полной мере осознали, что не только техника западного производства, но и тактические приемы, разработанные специалистами НАТО, не гарантируют положительного результата на поле боя.
Одним из наиболее уязвимых элементов в ВС КСА являются ВВС, которые укомплектованы «стареющими» самолетами западного производства. Так, на вооружении эскадрилий оперативно-тактической авиации находится 224 истребителя-бомбардировщика F-15 разных модификаций, 72 истребителя «Ефрофайтер Тайфун» и 120 «Торнадо».
Наиболее сложная обстановка сложилась в эскадрильях, укомплектованных «Торнадо», поскольку из 96 бомбардировщиков в модификации IDS и 24 перехватчиков в модификации ADS ограниченную летную годность удается обеспечить только для 81 самолета путем заимствования запасных частей с других самолетов. Очевидно, что упомянутое выше число истребителей китайского производства указывает на планируемое снятие с вооружения оставшихся «Торнадо» и переучивание пилотов на «Цзянь-10СЕ», которые стоят на вооружении не только ВВС НОАК, но и в ВВС Исламской Республики Пакистан, которую с официальным Эр-Риядом связывает тесное военно-политическое взаимодействие.
В связи с вышесказанным, представляется возможным выделить несколько ключевых факторов перспективной сделки между ВВС КСА и ОПК КНР по поставке истребителей «Цзянь-10СЕ».
Политический фактор
На протяжении нескольких десятилетий ВС КСА были зависимы от поставок ВВТ из США, что было продиктовано договоренностями о предоставлении американской стороной гарантий безопасности Эр-Рияда в виде поставок самого современного вооружения для саудовских военных. Однако, опыт боевого применения ВВТ американского производства в вооруженном конфликте с йеменскими хоуситами, а также внезапные изменения на рынке углеводородов заставили ВПР КСА пересмотреть свой подход к оснащению национальных ВС. В современной обстановке только КНР обладает полноценным оборонно-промышленным комплексом, способным удовлетворить любые запросы саудовских военных.
Официальный Эр-Рияд на примере вооруженного конфликта в Йемене убедился не только в низкой эффективности ВВТ американского производства, но и зафиксировал в понимании всю вымогательскую сущность официального Вашингтона. После того, как саудовские военные выдвинули претензии ОПК США в низкой эффективности ЗРК MIM-104 «Пэтриот», до сведения Командования ПВО КСА американской стороной было доведено, что безопасность объектов нефтяной промышленности может быть обеспечена только после покупки системы ПВО/ПРО THAAD.
После такого признания специалисты Командования ВВС КСА осознали, что после покупки F-35 они станут заложниками американских авиастроителей, которые будут планомерно требовать денег на устранение тех или иных недочетов/отказов, которыми так печально известен истребитель F-35.
Фактор стоимости
Сбор и анализ публикаций в китайских источниках позволили установить общую стоимость перспективного контракта – 6,8 млрд долл. США, что вполне значительно для китайских авиастроителей, поскольку ВВС КСА могут позволить себе оплату такого количества самолета без особых сложностей.
Представляется возможным согласиться с оценками китайских наблюдателей в том, что ВС КСА — это приоритетный для ОПК КНР покупатель ВВТ, поскольку в отличие от многих иностранных государств официальный Эр-Рияд вносит авансовые платежи и не прибегает к кредитованию со стороны КНР.
Необходимо учитывать, что при разделении общей суммы контракта на количество самолетов средняя стоимость одного истребителя «Цзянь-10СЕ» составит 84 млн долл. США, что не соответствует действительности, поскольку благодаря информации о контракте между ВВС Пакистана и Chuna National Aero-Technology Import&Export Corporation известно, что экспортная цена на данный самолет составляет около 45 млн долл. США.
В данной ситуации представляется возможным утверждать, что при указанной стоимости контракта ВВС КСА оплачивают значительное количество авиационных средств поражения, запасные двигатели (не 2-х на один самолет) и другие сменно-запасные части, а также несколько лет сервисного обслуживания.
В отношении последнего момента отметим, что китайским специалистам прекрасно известно о халатном отношении военнослужащих ВВС КСА к обслуживанию техники и во избежание репутационных потерь китайские авиастроители будут проводить сервисное обслуживание проданных самолетов.
В рамках анализа коммерческой составляющей перспективного контракта необходимо обратить внимание на возможность проведения расчетов в юанях, что крайне выгодно для обеих сторон, поскольку это укрепляет позицию китайской национальной валюты, которая становится второй по значимости при оплатах за поставки ресурсов и товаров на Ближнем Востоке. С учетом указанных выше ценовых параметров представляется возможным утверждать, что Цянь-10СЕ это лучший истребитель 4-ого поколения по соотношению «цена-качество».
Сроки выполнения контракта
С учетом указанного выше количества самолетов и возможностей Гуйчжоусского авиастроительного предприятия ОПК КНР, на котором сосредоточено серийное производство истребителей 4-ого поколения «Цзянь-10СЕ», ВВС КСА могут получить не менее 36 самолетов (1 полк в составе 4 эскадрилий по 9 самолетов в каждой) в течение одного года с момента подписания контракта. С учетом классической организационно-штатной структуры истребительных полков ВВС КСА, представляется возможным утверждать, что саудовские военные рассчитывают сформировать два подразделения и учебную эскадрилью.
Следует отметить, что по состоянию на 2023 г. на вооружении ВВС НОАК находилось около 600 истребителей типа «Цзянь-10», из которых 296 — это новейшие «Цзянь-10СЕ», которые были собраны на Гуйчжоусском и Чэндусском авиастроительных предприятиях. Известно, что контракт на поставку 36 самолетов «Цзянь-10СР» был выполнен китайскими авиастроителями в течение 18 месяцев, что обусловлено переносом части сборочных линий с одного предприятия на другое.
Следует обратить внимание, что китайские моторостроительные предприятия наладили серийный выпуск турбореактивных двухконтурных двигателей модели WS-10C, которые по большинству характеристик не уступают российским Ал-31ФН серии 3, однако имеют несколько сниженный ресурс. Достоверно известно, что для двигателей WS-10C налажен мелкосерийный выпуск модулей отклонения вектора тяги, т.е. у ВВС КСА есть возможность приобрести самолеты, которые будут обладать маневренностью сопоставимой с F-16.
Подготовка пилотов истребителей «Цзянь-10СЕ»
В вопросе подготовки личного состава эскадрилий – пилотов и техников, квалифицированных для полетов и обслуживания «Цзянь-10СЕ», представляется важным отметить, что кроме профильных учебных заведений ВВС НОАК, расположенных на территории КНР, саудовские военные могут воспользоваться услугами ВВС Исламской Республики Пакистан.
В настоящее время ВВС НОАК работают над новой программой подготовки летчиков истребителей, в которой время летной практики сокращено на 30% за счет:
– применения многофункциональных УТС профессионального этапа подготовки типа «Цзяолянь-10» (экспортная модификация имеет обозначение L-15);
– принятия на вооружение учебных полков истребителей типа «Цзянь-10» предыдущих модификаций в интересах профессиональной ориентации летчиков.
Следует отметить, что данные меры направлены на то, чтобы молодые пилоты (имеют 3-й класс) сразу после прибытия в воинские части могли приступить к выполнению служебно-боевых задач в любое время суток. Кроме того, в рамках профессионального этапа подготовки специалисты ВВС НОАК создают для курсантов сложную радиоэлектронную обстановку – имитируют действия РЭБ и ПВО вероятного противника.
По данным китайских источников, летчики из эскадрилий, укомплектованных «Цзянь-10С», регулярно участвуют в ежегодных соревнованиях «Золотой шлем», направленных на выявление лучших пилотов среди истребителей ВВС НОАК и побеждают в воздушных боях более тяжелые самолеты, а именно Су-35СК и истребители-бомбардировщики «Цзянь-16».
Как известно, пакистанские военные уже приняли на вооружение 36 истребителей данной модели и располагают всеми необходимыми специалистами, прошедшими полный курс подготовки в ВУЗах ВВС НОАК.
ВВС ИРП в достаточно сжатые сроки провели боевое слаживание эскадрилий, укомплектованных «Цзянь-10СЕ», а также выполнили контрольные упражнения с пусками управляемых ракет малой и большой дальности «Гром-10Е» и «Гром-15» соответственно, что свидетельствует о достижении новыми подразделениями полной боевой готовности.
Вполне вероятно, что ВВС КСА сформируют два потока пилотов, которые будут одновременно проходить подготовку в КНР и ИРП. Основной вопрос состоит в обеспечении секретности, поскольку в Пакистане отмечается повышенная активность разведчиков из США и Индии, которые вполне оперативно добывают ценную информацию.
В дополнение к вышесказанному отметим вероятность третьего варианта развития событий, а именно закупка в КНР в интересах ВВС КСА эскадрильи учебно-тренировочных самолетов L-15 (ранее поставлены в ВВС ОАЭ), благодаря которым китайские инструкторы смогут организовать учебные полеты уже в воздушном пространстве КСА.
«Китаизация» ВВС КСА
По данным китайских источников, Командование ВВС КСА практически не рассматривает к приобретению такие истребители как JAS-39 Gripen-E или KF-21, поскольку данные самолеты созданы на основе двигателя американского производства F414, что позволит США сохранить контроль над операциями саудовских военных, поскольку в странах, ВС которых преимущественно укомплектованы техникой, произведенной предприятиями ОПК США, традиционно находятся военные советники, которые наделены полномочиями ограничивать применение тех или иных образцов ВВСТ из учета рисков попадания американских технологий в распоряжение стран-противников – КНР, РФ, ИРИ, КНДР.
Достоверно известно, что командование ВВС КСА приняло к сведению аналитическую работу, проведенную южнокорейскими специалистами по оценке надежности малозаметного истребителя пятого поколения F-35 американского производства. Общая оценка представителей ОПК РК – истребитель F-35 представляет собой недостаточно надежный боевой самолет, который «страдает» от внезапных отказов и сбоев в работе ключевых компонентов.
В связи с вышесказанным отметим, что эффективное применение оперативно-тактической авиации является результатом согласованных действий различных подразделений действующих безотказно. Представляется возможным предположить, что одновременно с подготовкой пилотов и наземного технического персонала китайская сторона поставит для ВВС КСА систему тактической связи и систему шифрованного обмена данными, а также другое аэродромное оборудование. Кроме того, известно о заинтересованности ПВО ВС КСА в приобретении крупной партии трехкоординатных РЛС тревожного режима SLC-7 (L-диапазон), благодаря которым можно надежно прикрыть государственную границу и предоставлять данные наведения для перехватчиков.
Указанные системы позволят офицерам звена управления ВВС КСА координировать действия самолетов-разведчиков с истребителями, а также получать и передавать данные, поступающие с космических аппаратов, ведущих разведку в оптическом и радиолокационном спектрах.
Согласно поступающей информации, ВВС КСА планируют в ближайшие несколько лет полностью обновить парк самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, поскольку устаревшие Е-3 американского производства уже не обеспечивают потребностей саудовских военных. Известно, что китайские авиастроители готовы предложить официальному Эр-Рияду турбовинтовые самолеты ДРЛОиУ «Кунцзин-500», бортовое оборудование которых постоянно совершенствуется.
В продолжении данной тенденции ВВС КСА в целях поиска большей независимости от ВВС США могут принять на вооружение несколько самолетов-заправщиков Y-20U, которые обеспечат истребители «Цзянь-10СЕ» необходимым количество топлива на значительном удалении от аэродромов базирования и позволят боевой авиации дольше находится в районе выполнения боевой задачи. Достоверно известно, что ВВС НОАК к настоящему моменту приняли на вооружение около 7 воздушных танкеров Y-20U, поскольку ими успешно освоена технология производства универсальных подвесных агрегатов заправки, позволяющих заправлять как истребители, так и бомбардировщики.
Вероятность выбора Y-20U в качестве самолета-заправщика для ВВС КСА достаточно высока, поскольку китайским и саудовским военным известно о многочисленных проблемах, возникших у ВВС Армии Обороны Израиля в ходе эксплуатации новых воздушных танкеров американского производства КС-46.
Авиационные средства поражения
Опыт войны с хоуситами в Йемене показал всю важность управляемого ракетного и бомбового вооружения большой дальности, которое позволяет летчику выполнять боевую задачу, оставаясь вне зоны действия средств ПВО противника. Аравийские военные также могли наблюдать ценность корректируемых авиационных бомб на примере действий ВКС РФ в рамках СВО на Украине.
По данным китайских источников, саудовские военные заинтересованы в приобретении корректируемых оперенных авиационных бомб типа LS-500, а также боеприпасов серии TG, которые предназначены для уничтожения укрепленных подземных объектов противника. Вполне очевидно, что в номенклатуру авиационных средств поражения будут включены противокорабельные ракеты моделей «Инцзи-91» и «Инцзи-83» в соответствующих модификациях, а также управляемые ракеты класса «воздух-воздух» «Гром 10Е» и «Гром-15».
Следует отметить, что в 2022 г. на авиашоу в г.Чжухай китайские производители АСП представили новую кассетную авиационную бомбу AKF-98A, предназначенную для борьбы с живой силой и небронированной техникой противника, расположенной на открытой местности. Данный боеприпас также может заинтересовать ВВС КСА, которые ранее получали подобные боеприпасы из Великобритании, однако вследствие позиции официального Лондона саудовские летчики остались без поставок таких бомб.
Подводя итог вышесказанному, согласимся с оценками китайских специалистов в том, что в случае заключения с ВВС КСА контракта на поставку 81 истребителя «Цзянь-10СЕ» китайские авиастроители привлекут внимание многих других иностранных ВВС и начнут получать новые контракты, которые позволят заработать столь необходимую валютную выручку. Некоторые аналитики в КНР отмечают, что ВПР КСА может использовать информацию о переговорах с ОПК КНР в своих переговорах с США, однако официальному Эр-Рияду гораздо важнее сохранять скорость и масштабы «разворота на восток» чем ожидать смены у официального Вашингтона гнева на милость.