- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Встреча премьер-министра У.Кристерссона и Р.Т. Эрдогана по вопросу продвижения заявки Швеции в НАТО: ожидания и итоги

В понедельник во второй половине дня в Вильнюсе состоялась последняя перед саммитом Североатлантического альянса встреча главы правительства Швеции У.Кристерссона и президента Турции Р.Т. Эрдогана, нацеленная на снятие противоречий для присоединения Стокгольма к НАТО. Модератором на ней уже традиционно выступил генсек организации Й.Столтенберг. Накануне переговоров президент США Дж.Байден предпринял попытку дополнительно воздействовать на турецкого лидера. В телефонном звонке, организованном по инициативе американской стороны, глава Белого дома подчеркнул важность «как можно скорее» ратифицировать заявку североевропейской страны, в то время как Р.Т.Эрдоган вновь дал понять, что, несмотря на ряд предпринятых шагов решающее значение по-прежнему имеет активность РПК в Швеции.

Позиция министра иностранных дел Т.Билльстрёма в утро перед раундом шведско-турецкого общения на высшем уровне не отличалась излишним оптимизмом. С одной стороны, глава внешнеполитического ведомства отметил, что вопросом на текущем этапе является не «если», а «когда» Стокгольм войдет в НАТО. Впрочем, с другой стороны, от характеристики конкретных ожиданий от исхода встречи политик отказался, подчеркнув, что наступит момент, когда Швеция «получит от президента Р.Т.Эрдогана сообщение, дающее, так сказать, зеленый свет», но вот точных сроков он предпочел не называть.

Экспертное сообщество Швеции также стало давать менее позитивные прогнозы, при этом продолжая возлагать основную ответственность за решение вопроса о вступлении в НАТО на внешние силы, прежде всего на США. Так, преподаватель Шведского оборонного университета М.Кристианссон предположил, что в действительности существует «три стола переговоров», только в одном из которых задействован Стокгольм. Речь идет о шведско-турецких консультациях, где основным вопросом является противодействие терроризму. Кроме того, есть еще турецко-американские и внутриамериканские переговоры Конгресса и администрации президента относительно истребителей F-16.

Сам Р.Т.Эрдоган дополнил приведенный перечень еще одним треком – европейским, перед встречей в литовской столице сообщив, что продвижение шведской заявки в НАТО будет зависеть от турецкой в ЕС.  Надо сказать, что, пожалуй, до завершения встречи данное условие в Швеции, по меньшей мере среди тамошних экспертов всерьез не воспринимали. Вместо этого местные политические обозреватели высказывали предположение, что в реальности турецкий лидер таким способом хочет повысить ставки, сформировав завышенные требования, а за счет отказа от них добиться решения принципиальных для себя вопросов, напрямую относящихся к повестке Североатлантического альянса.

Сами по себе переговоры Р.Т.Эрдогана и У.Кристерссона оказались весьма продолжительными и состояли из двух частей с перерывом на общение турецкого лидера с председателем Европейского совета Ш.Мишелем. Однако их итоги принесли результат, на который, как кажется, в Стокгольме уже не рассчитывали, а именно согласие главы Турции начать процедуру ратификации шведской заявки на национальном уровне. По данным шведских источников, итоговые договоренности двух стран включают в себя продолжение совместной работы в области противодействия терроризму, включая введение консультаций на уровне министров и заключение соглашения о безопасности и сотрудничестве на уровне полиции, отказ Стокгольма от запретов на поставки вооружений и барьеров для инвестиций, наращивание торгово-экономического взаимодействия, и, наконец, содействие Швеции во вступлении Турции в ЕС и ее усилия по модернизации торгового и визового режима между Турцией и Евросоюзом. В дополнение к этому Й.Столтенберг подтвердил, что НАТО осуждает все формы терроризма и активизирует данный компонент совместной активности государств-участников.

Достижение договоренностей получило позитивные оценки от членов Североатлантического альянса, что, впрочем, не удивительно. Похвалы удостоилось как само разрешение вопроса, так и готовность Анкары и Стокгольма к диалогу. Вместе с тем, в шведском экспертом сообществе не без опаски смотрят на дальнейшее развитие событий. Так, директор Института турецких исследований Стокгольмского университета П.Левин указал на то, что до летних каникул у парламента Турции всего неделя, что требует, как минимум жесткого тайминга. Пойдет ли на это Анкара, эксперт полностью не уверен.

В целом обращает на себя внимание, что лишь незначительная часть договоренностей Турции и Швеции, а именно терроризм и вопрос гарантий поставок вооружений имеют прямое отношение к деятельности НАТО, в то время как основное внимание было сосредоточено на ЕС. Подобная тактика выдвижения условий со стороны Р.Т. Эрдогана вызывает вопросы, в том числе связанные с возможностями самого Стокгольма. Любопытно, что Швеция как раз в конце июня сложила с себя полномочия ротационного председателя Совета ЕС, что автоматически снизило влиятельность страны на формирование повестки наднациональных институтов. Помимо сказанного, есть еще ряд потенциальных ограничителей намеченного плана взаимодействия. Среди них шведские политические обозреватели отмечают прежде всего риски того, что на национальном уровне не все политики согласятся с продвижением европейских амбиций Анкары, а также отсутствие информации относительно поставок Турции американских F-16.