Влияние договоренностей Турции и Швеции по вопросу расширения НАТО на политическую стратегию Р.Т.Эрдогана во внутренней политике
10 июля неожиданно отметилось продвижением переговоров между Анкарой и Стокгольмом по вступлению скандинавского государства в Североатлантический альянс. Днем Эрдоган сказал следующую фразу: «Вы сначала откройте путь в ЕС для Турции, а затем мы сделаем тоже самое для вступления Швеции в НАТО».[i] [1] Вечером генеральный секретарь НАТО Столтенберг заявил о достижении соглашения с Эрдоганом. Их особенность проявилась в том, что произошла завязка процессов вступления Турции в ЕС и Швеции в НАТО. Примечательна встреча Эрдогана с главой Европарламента Шарлем Мишелем. Эрдоган обязался передать протокол о вступлении Швеции в НАТО в парламент для его ратификации. Важно, что Эрдоган отметил необходимость его прохождения через парламент, указывая на отказ от договоренностей в случае нужды в этом. В свою очередь, Стокгольм обещал поддержать Анкару в разморозке переговоров с Брюсселем. Нужно отметить, что никаких документов стороны не подписали. То есть формально руки и у тех, и у других развязаны. Это ярко показывают слова депутата и близкого к Р.Т.Эрдогану политика Мустафы Варанка: «До тех пор пока государства-члены ЕС и НАТО не снизят уровень беспокойства Турции по вопросам безопасности, пока не будут сделаны конкретные шаги, которые не откроют путь для международного сотрудничества, народная воля в парламенте будет проявляться в этом направлении. Если саммит НАТО будет недостаточным для изменения продвигаемой нашим правительством перспективы, я буду голосовать против членства Швеции в альянсе».[ii] [2]
Отдельно нужно остановиться на предложениях Швеции. Стокгольм поддержал идею укрепления таможенного союза и визового режима между Турцией и Европейским союзом. Оба варианта накладываются на те вопросы, которые администрация Эрдогана пытается решить при планировании своей внутренней политики. Укрепление таможенного союза направлено на поддержание экономического роста. Учитывая, что проблема роста цен и падения курса турецкой лиры не решена, Эрдогану необходимо показать какие-то успехи на этом треке. На фоне ближневосточного турне министра финансов и казначейства Мехмета Шимшека как демонстрация успеха может подаваться и продвижение по линии ЕС.
Вопрос с визовым режимом является еще более красноречивым, показывающим особенность расчетов правительства. Момент с ценностью турецкого загранпаспорта давно является предметом для критики Эрдогана. Оппозиционная часть общества обвиняет правительство в снижении престижа турецкого гражданства при путешествиях. Примечательно, что оппозиционные партии делали акцент на этом факторе. Они предлагали сделать загранпаспорт более доступными для молодежи и сосредоточиться на росте количества безвизовых стран для Турции. Обеспокоенность доступностью виз для населения достигла своего апогея в конце мая. Тогда в соцсетях распространилась новость о том, что количество отказов в получении Шенгенской визы гражданами Турции превышает количество количество отказов, получаемых гражданами России. Прогрессивная часть общества восприняла этот факт негативно.
Мы предлагаем рассмотреть внутриполитический контекст достигнутых соглашений. Первый аспект связан с отсутствием активности со стороны оппозиционных партий. Это создает вакуум, который Эрдоган пытается заполнить. Отметим, что только два лидера оппозиционных партий (Юмит Оздаг из Партии победы и Хусейин Баш из Независимой партии Турции) отреагировали на это событие через призму антиэрдогановского электората. Также отметим и критику со стороны лидера Партии националистического движения (MHP) Девлета Бахчели. Данный факт показывает, что через выражение оппозиционной позиции и несогласия с официальной точкой зрения они пытаются привлечь светских националистов, недовольных безмолвием крупных оппозиционных партий. При этом MHP остается проэрдогановской партией, которая этим шагом увеличивает потенциал Народной коалиции. Ранее эту стратегию партия Бахчели использовала перед парламентскими выборами 2023 г., и она принесла ей успех. Поэтому националисты рабочую схему не меняют, надеясь на продолжение роста.
Второй аспект связан с планами Эрдогана перетянуть на сторону Партии справедливости и развития (AKP) молодежь. Она активно поддерживает процесс вступления в ЕС. В целом, она негативно воспринимает снижение качества безвизового пространства для турецких граждан. Логика здесь та же, что и с первым кейсом: правящая партия может попытаться воспользоваться разочарованностью граждан до 30 лет из-за отсутствия изменений в рядах оппозиции и постоянных проигрышей на выборах. Поэтому AKP, как минимум, может использовать эту ситуацию, чтобы навязать другим партиям борьбу за голоса этого сегмента электората.
Подытоживая статью, мы отмечаем существование внутриполитического аспекта соглашений с Швецией по вопросу ее вступления в НАТО от 10 июля. Основное предположение связано с желанием воспользоваться слабостью оппозиции и вернуться к тотальному доминированию Народной коалиции. Оно основано на том, что главные аспекты сделки могут позитивно восприниматься некоторой частью оппозиционного электората.
[i] [3] https://www.ntv.com.tr/turkiye/cumhurbaskani-erdogan-once-abde-onumuzu-acin-biz-de-isvecin-onunu-acalim,7U56i5HBpEqUOmVNPeMafw [4]
[ii] [5] https://twitter.com/varank/status/1678375799869566977?s=61 [6]