- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О нарастающих проблемах египетской экономики

На финансовом саммите в Париже в прошлом месяце президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси призвал кредиторов проявить больше «понимания» усугубляющегося долгового кризиса в его стране. Он исключил будущую девальвацию египетского  фунта, который потерял половину своей стоимости с февраля 2022 года. Ас-Сиси оправдал это соображениями «национальной безопасности», тонко завуалированной ссылкой на возможные массовые беспорядки, если фунт еще больше потеряет свою стоимость при одновременном росте  инфляции. Этот шаг противоречит ключевому условию пакета поддержки Международного валютного фонда (МВФ) в 3 млрд долларов, утвержденного для Египта в конце прошлого года, который предусматривал соблюдение гибкого обменного курса. По итогам парижского саммита Центральный банк Египта решил сохранить процентные ставки стабильными, несмотря на растущую инфляцию, которая в мае достигла 32,7%. Годовая инфляция в городах Египта увеличилась до 35,7% в июне 2023 года по сравнению с 32,7% в мае, по данным Центрального агентства общественной мобилизации и статистики (CAPMAS). В заявлении агентства 10 июля говорится, что годовая инфляция в целом по стране выросла до 36,8% в июне 2023 года по сравнению с 33,7% в мае 2023 года и 14,7% в июне 2022 года. Отмечается, что общий индекс потребительских цен по всей стране в июне 2023 года достиг 177,6 пункта, зафиксировав рост на 2% по сравнению с предыдущим годом. Агентство назвало наиболее важными причинами этого роста рост цен на мясо и птицу на 3,3%, рыбу и морепродукты на 2,9%, молочные продукты, сыр и яйца на 0,4%, масла и жиры на 0,2%, фрукты на 5,7%, сахар и сладкие продукты на 0,2%, кофе, чай и какао на 4,4%, минеральную и газированную воду и натуральные соки на 3,3%, копчености на 18,4 %. Цены на текстильную группу выросли на 2,1%, на готовую одежду — на 2,1%, на чистку, ремонт и прокат одежды — на 2,1%, на обувь — на 1,4%, на ремонт обуви — на 1,2%, на фактическую аренду — на 0,6%, на обслуживание и ремонт дома — на 2,0%, на бытовую технику — на 4,9%, на стеклянную посуду, столовые приборы и предметы домашнего обихода — на 2,9%, на покупку транспортных средств — на  1,6%, группа транспортных услуг — на 0,5%. Более того, месячная базовая инфляция, рассчитанная Центральным банком Египта, составила 1,7% в июне 2023 года по сравнению с 1,2% в том же месяце предыдущего года и 2,9% в мае 2023 года. Соответственно, годовой базовый уровень инфляции составил 41% в июне 2023 года по сравнению с 40,3% в мае 2023 года. Центральный банк Египта нацелен на уровень инфляции в среднем 7% (± 2%) в четвертом квартале 2024 года и 5% (±2%) в среднем в четвертом квартале 2026 года. В июне прошлого года Центральный банк подтвердил, что он продолжит следить за экономическими событиями и ожиданиями на следующем этапе и без колебаний будет использовать все доступные инструменты денежно-кредитной политики, включая операции по управлению ликвидностью, с целью поддержания ограничительных денежно-кредитных условий и достижения целевых уровней инфляции. Комитет по денежно-кредитной политике Центрального банка на своем заседании, состоявшемся 22 июня, принял решение второй раз подряд установить базовые ставки доходности Центрального банка на уровне 18,25% для депозитов, 19,25% для кредитования и 18,75% для кредитной и учетной ставок, а также цены основной операции в Центральном банке. В своем заявлении, сопровождающем это решение, комитет заявил, что ожидания мировых цен на сырьевые товары продолжают снижаться по сравнению с ожиданиями, которые были представлены ему на его предыдущих заседаниях, указав, что, несмотря на вклад ограничительной денежно-кредитной политики и низких мировых цен на энергоносители в снижение глобального инфляционного давления, уровни инфляции остаются выше целевых уровней в основных экономиках. Комитет объяснил, что увеличение годового уровня общей и базовой инфляции на местном уровне связано с ростом цен в основном на продовольственные товары, а также цен на непродовольственные товары и  подтвердил, что продолжит оценивать влияние принятой ограничительной денежно-кредитной политики и ее влияние на экономику в соответствии с данными, полученными в течение предстоящего периода, указав, что траектория базовых процентных ставок Центрального банка зависит от ожидаемых темпов инфляции, а не от преобладающих темпов инфляции.

Как полагают некоторые египетские  экономисты,  эта серия заявлений и политических решений, похоже, отражает осознание Каиром того, что продолжающаяся девальвация и ужесточение денежно-кредитной политики не исправят разрастающийся долговой кризис Египта, в то же время он демонстрирует заметное сопротивление необходимым реформам, которые могли бы смягчить кризис. Решение режима, похоже, сводится к ожиданию некого «чудесного» притока долларов, который позволит ему справиться с очередной девальвацией валюты, которой, похоже, не предвидится.  Однако решения, принятые Каиром, рациональны, за исключением радикальной трансформации модели милитаризованного государственного капитализма, лежащей в основе кризиса. Решение сохранить процентные ставки стабильными отражает понимание того, что инфляция вызвана не повышенным спросом; ортодоксальная экономическая теория предполагает, что ее можно исправить, повысив процентные ставки. Осознание этого нашло отражение в панельной дискуссии МВФ, в которой принял участие глава Центрального банка Египта Хасан Абдалла, который назвал проблемы с поставками основной причиной обрушившейся на страну инфляционной волны. В то же время, решение ас-Сиси исключить еще одну девальвацию валюты из-за опасений нестабильности, связанной с ростом цен, отражает осознание того, что причиной инфляции является быстрое ослабление валюты, а не повышенный спрос. При этом повышение процентных ставок ложится тяжелым бременем на государственный бюджет, усугубляя долговой кризис и не привлекая приток капитала в твердой валюте, который имеет решающее значение для смягчения кризиса. В предстоящем финансовом году выплаты по кредитам и процентам потребят 56% бюджета — поразительная цифра, больше, чем государственные расходы и социальная поддержка вместе взятые, которые составляют 13,5% и 12,2%соответственно. Повышение процентов вряд ли поможет облегчить долговую нагрузку на государственный бюджет. Более высокие процентные ставки также не смогли привлечь крайне необходимый приток капитала в египетские долговые инструменты, как стало ясно во время размещения облигаций в апреле, в результате которого было продано всего 0,04% от 3 млрд египетских фунтов (97 млн долларов), а инвесторов отпугнула ожидаемая девальвация фунта. На этой неделе Министерство финансов АРЕ  объявило, что общая стоимость государственных ценных бумаг, являющихся формой долга, достигнет 203 млрд египетских фунтов в третьем квартале 2013/2014 финансового года, что ниже стоимости во втором квартале в 206,5 млрд египетских фунтов, согласно заявлению министерства. Казначейские облигации будут составлять 30% государственных активов в третьем квартале по сравнению с 20% во втором квартале, «что соответствует стратегии государственного долга, проводимой министерством», — говорится в заявлении, добавляя, что эта стратегия учитывает как увеличение долга, так и государственные услуги. Высокая доля казначейских облигаций, выпущенных в третьем квартале, обусловлена ликвидностью на рынке из-за их избыточного предложения, что приведет к падению цен, по мнению министерства. Из-за нежелания правительства инвестировать в долгосрочные облигации, срок обращения государственных финансовых ценных бумаг был увеличен до 1,55 лет в декабре 2013 года по сравнению с 1,4 годами за соответствующий период прошлого года. «Ожидается, что долг продлится 1,8 года в третьем квартале и 2 года к концу 2013/2014 финансового года», — говорится в заявлении. Государственные ценные бумаги считались решающим фактором роста прибыли банков в 2011 и 2012 годах, несмотря на усиление политических волнений и нарушений безопасности. Согласно статистике, опубликованной Министерством финансов, в июле правительство заняло больше, чем ранее за последние три года. Общая стоимость казначейских облигаций, процентных расписок, выпущенных правительством, составила 81,5 млрд египетских фунтов в июле по сравнению с 54,5 млн египетских фунтов и 47,5 млн египетских фунтов в мае и июне соответственно. Казначейские облигации считаются безопасными инвестициями для банков, поскольку они гарантированы правительством. В июле 2012 года правительство заняло более 71 млрд египетских фунтов, в то время как чистые внутренние заимствования в июле 2011 года составили 35 млрд египетских фунтов. В июле 2010 года их общая стоимость составляла 45 млрд египетских фунтов. Несмотря на ряд девальваций за прошедший год, фунт остается под давлением, поскольку девальвации не привели к требуемому притоку капитала в твердой валюте. На черном рынке египетский фунт по-прежнему торгуется на уровне около 38 фунтов за доллар, что значительно выше официального обменного курса в 30,9. Это сочетается с острой нехваткой твердой валюты, которая наносит ущерб египетской экономике. Ряд сталелитейных заводов либо прекратили производство, либо сократили его из-за неспособности импортировать необходимое сырье. Что еще более тревожно, поступают сообщения о задержках оплаты поставок пшеницы, хотя правительство отрицает это. Также поступают сообщения о наращивании падения  объемов египетского импорта; товары застряли в египетских портах, несмотря на заверения правительства, что отставание было устранено в начале года. Каир, похоже, осознал, что очередная девальвация не является гарантированным выходом из кризиса, и что потребуются фундаментальные реформы, чтобы привлечь инвесторов, чего режим не хочет и не в состоянии сделать. Проще говоря, Египет зашел в тупик. Это поднимает важный вопрос: как египетские власти  рассчитывают удовлетворить свои финансовые потребности и накопить достаточно резервов, чтобы справиться с очередной девальвацией? Египетские политики не предлагают четких ответов, кроме как взять на себя обязательство провести приватизационную программу срочной продажи. Тем не менее, спрос на египетские государственные активы со стороны инвесторов из стран Персидского залива в лучшем случае кажется вялым, поскольку к ним предъявляются жесткие требования. Например, по сообщениям, в прошлом месяце саудовская инвестиционная фирма по недвижимости сделала предложение в размере 400 млн долларов за 70-процентную долю в египетской жилищной компании — предложение намного ниже стоимости земель, принадлежащих компании, оцениваемой примерно в 2,5 млрд долларов. Это отражает плохую переговорную позицию правительства и готовность инвесторов оказывать давление в разгар кризиса. Страны Персидского залива требуют очередного раунда девальвации, который режим уже исключил, прокладывая путь для длительных переговоров по мере выполнения обязательств Каира. Обязательства Египта по погашению долга огромны: 3,86 млрд  долларов краткосрочных заимствований и  11,38 млрд долларов долгосрочных долговых обязательств, срок погашения которых наступает во второй половине 2023 года. Без значительного изменения программы приватизации или другого крупного кредита МВФ ситуация станет очень тяжелой. Этот тупик будет иметь значительные последствия, наиболее очевидным из которых является крах модели экономического роста режима, подпитываемого долгом. Действительно, при очевидной неспособности режима получить доступ к дополнительным источникам финансирования трудно представить, что он сможет продолжить свою программу инфраструктурных проектов, подпитываемую долгами. Но, как убеждены египетские экономисты, это не означает, что египетская военизированная форма государственного капитализма исчезнет. Скорее всего, она, вероятно, станет еще более хищнической, используя другие источники государственных средств для подпитки своего роста. Еще большую тревогу вызывают последствия, если жесткая экономическая тактика не принесет плодов, а кредиторы окажутся не такими «понимающими», как надеется Сиси. Действительно, с непреклонным отказом режима демилитаризировать экономику и внедрить мандаты корпоративного управления в компаниях, принадлежащих военным, ас-Сиси делает ставку на то, что Египет слишком велик, чтобы обанкротиться. Если этот тезис себя не оправдает, то перспективой может стать грандиозный экономический кризис с быстрой девальвацией валюты, гиперинфляцией и разрушительным экономическим спадом в качестве наиболее вероятного исхода.