- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об усилении дипломатической активности Китая на Ближнем Востоке и в Африке

Пекин ведет себя предельно вежливо со всеми сторонами конфликта тем самым подстраховывая свои ставки на будущее, когда война наконец закончится. В этой связи Пекин позиционирует себя как потенциального дипломатического посредника в Йемене, опираясь на свой положительный опыт посредничества в рамках саудовско-иранском сближении. В мае йеменские повстанцы-хоуситы подписали меморандум о взаимопонимании с китайской Anton Oilfield Services Group и китайским правительством об инвестировании в разведку нефти в стране. Связанные с хоуситами СМИ сообщили, что сделка состоялась после многочисленных переговоров и координации с несколькими иностранными компаниями, чтобы убедить их инвестировать в слаборазвитый нефтяной сектор страны. Заключая сделку по разведке нефти с хоуситами, Пекин косвенно признает повстанцев, у которых до сих пор были только официальные дипломатические отношения с Ираном и Сирией, в качестве руководящего органа в Йемене, все еще публично заявляя, что йеменское правительство является законным правительством страны. Подчеркивая растущие отношения Пекина с хоуситами, один из их лидеров Али аль-Кахум похвалил Китай, заявив, что он «начал играть ключевую роль и заключать соглашения, которые восстанавливают спокойствие и дипломатические отношения между странами региона». Аль-Кахум опять же ссылался на недавнее соглашение между Саудовской Аравией и Ираном при посредничестве Китая, которое может поставить в заслугу недавнее дипломатическое движение в Йемене между Саудовской Аравией и хоуситами. При этом примечательно, что недавняя сделка по разведке нефти (от себя отметим, что это скорее меморандум о намерениях, нежели чем практическое соглашение – авт.) и растущие отношения между хоуситами и Китаем не встретили никакой публичной реакции со стороны главного врага хоуситов — Саудовской Аравии. Отсутствие осуждения со стороны Эр-Рияда указывает на то, что королевство, по крайней мере, внешне терпимо относится к соглашению и отношениям Пекина с хоуситами, имея в виду потенциал  Китая, могущего  сыграть ключевую роль в прекращении войны, которая обошлась Эр-Рияду в миллиарды долларов. Но Китай не просто укрепляет свои контакты с   хоуситами. Временный поверенный в делах Китая Чжао Чэн встретился две недели назад с послом КСА в Йемене Мухаммедом бен Саидом аль-Джабером, чтобы обсудить текущие события в Йемене и пути достижения политического решения. Эта встреча состоялась после серии переговоров между Чэном и членами Президентского руководящего совета (ПРС), включая председателя ПРС Рашада аль Алими, лидера Национального сопротивления Тарека Салеха и лидера Южного переходного совета (ЮПС) Айдаруса аз-Зубайди (последние двое являются креатурами ОАЭ, хотя друг друга и не любят). Номинально являясь официальным партнером ПРС, Пекин также годами работает над развитием отношений с ЮПС. В дополнение к встрече с аз-Зубайди, Китай долгое время поддерживал открытые линии связи с сепаратистской группировкой. И хотя Китай публично выступает против вопроса независимости Южного Йемена, он смог использовать свои отношения с ЮПС, чтобы побудить его соблюдать соглашения о разделе власти с правительством Йемена. После ирано-саудовского соглашения официальные лица ЮПС даже похвалили Китай за конструктивную роль, которую он сыграл на Ближнем Востоке. Но почему Китай пытается наладить связи с несколькими сторонами конфликта, который в последние годы привлекла мало международного внимания? Участие Китая в Йемене не является чем-то новым. Дипломатические отношения между Йеменом и Китаем восходят к 1956 году, когда Йемен фактически стал первой страной на Аравийском полуострове, признавшей Китайскую Народную Республику. С момента объединения Йемена в 1990 году Китай подписал соглашения о строительстве электростанций на природном газе, расширении контейнерных портов в Адене и Мохе и активно участвовал в секторе нефтедобычи Йемена. Китай также начал развивать контакты с хоуситами еще в 2011 году. Нынешние маневры Пекина в Йемене происходят на фоне резкого увеличения его дипломатической активности на Ближнем Востоке и в Африке, в рамках которой он позиционирует себя как «невмешательскую» альтернативу Соединенным Штатам. Чтобы расширить свое влияние в регионе, Китай предпринял множество дипломатических действий, включая посредничество в недавнем соглашении о нормализации отношений между Саудовской Аравией и Ираном, а также проведение саммитов Китай-Арабские государства и Совета сотрудничества Китая и Персидского залива. Поскольку Китай поддерживает позитивные отношения со всеми сторонами в Йемене, а также с теми внешними игроками, которые играют принципиальную роль – Эр-Риядом, Абу-Даби и Тегераном, — мирный процесс в Йемене может стать еще одним дипломатическим наступлением Пекина Как полагают американские эксперты, хотя Пекин, несомненно, стремится укрепить свои дипломатические отношения в регионе, чтобы конкурировать с Соединенными Штатами, на карту может быть поставлено нечто большее, когда речь заходит о его потенциальном участии в Йемене. А именно, Китай рассматривает свою дипломатическую активность как обеспечение своего доступа к жизненно важным ресурсам и рынкам в регионе, в том числе и в рамках усиления своего присутствия в морской логистике  бассейна Красного моря. Пекин признает, что после окончания войны Йемену потребуются миллионы долларов на реконструкцию и экономическое развитие. И участие всех сторон в войне гарантирует, что независимо от исхода китайские компании, такие как China Harbor Engineering Company, окажутся в выгодном положении для получения этих прибыльных контрактов. Еще более важно  то,  что стратегическое положение Йемена в Персидском заливе делает его привлекательным для Пекина. Большая часть торговли Китая с Европой проходит через Аденский залив и Красное море, в то время как Китай импортирует нефть с Ближнего Востока и Африки транзитом через Баб-эль-Мандебский и Ормузский проливы. Хотя Китай уже имеет доступ к этим стратегическим водным путям, обеспечение доступа к йеменским портам могло бы помочь поддержать амбициозную китайскую инициативу «Один пояс и один путь» и гарантировать выход на глобальные торговые маршруты.

Этот вывод подтверждает и активность Пекина в другой части Красного моря.  Президент Эритреи Исайяс Афеворки недавно совершил четырехдневный государственный визит в Китай, где его встретили красной ковровой дорожкой и салютом из 21 орудия. Этот теплый прием отражает его длительные отношения с Пекином, которые предшествовали обретению Эритреей независимости от Эфиопии. В 1967 году Афеворки и другие выходцы из тогдашней Северной Эфиопии отправились в Китай для прохождения военной подготовки. Почти 30 лет спустя та же группа возглавит мятеж, который привел к независимости Эритреи. Афеворки, по сообщениям, является приверженцем идей Мао Цзэдуна и восхищается Коммунистической партией Китая. Он посетил Пекин пять раз, начиная с 1994 года, и разделяет цель Китая по переориентации мирового порядка от США и Запада. Эритрейские высокопоставленные лица регулярно посещают Пекин. На трех высокопоставленных чиновников — министра иностранных дел Османа Салеха, руководителя отдела по экономическим вопросам Хагоса Гебрехивета и советника президента Йемане Гебреаба — приходится в общей сложности не менее 15 визитов в Китай с 2010 года. Китайско-эритрейские отношения даже пережили разоблачение того, что Китай продавал оружие обеим сторонам жестокой пограничной войны в Эритрее и Эфиопии с 1998 по 2000 год. За последние 11 лет китайские компании купили контрольные пакеты акций во всех четырех разрабатываемых горнодобывающих проектах Эритреи у австралийских и канадских компаний. Некоторые из этих проектов содержат месторождения мирового класса. Два из этих приобретений — выкуп Zijin Mining Group канадского медно-цинкового рудника Nevsun Resources и выкуп Sichuan Road and Bridge Group калийного проекта австралийской компании Danakali — произошли в течение последних пяти лет.

Примечательно, что вскоре после своего визита в Пекин Афеворки вылетел в Москву для переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным.  Как и его визит в Китай, эта поездка в Россию является частью более широкой кампании по углублению связей. За четыре месяца до поездки Афеворки в Москву Сергей Лавров совершил первый в истории визит министра иностранных дел России в Эритрею. И Лавров, и Путин призвали Афеворки принять участие в июльском саммите Россия-Африка в Санкт-Петербурге, хотя неясно, сделает ли он это. Эритрея также была единственной африканской страной, проголосовавшей против двух резолюций Организации Объединенных Наций, осуждающих российское вторжение на Украину. И Эритрея, наряду с Китаем и Россией основала антизападную группу друзей в защиту Устава Организации Объединенных Наций в 2021 году. Эритрея имеет почти 1400 миль береговой линии Красного моря и общую морскую границу с Йеменом и Саудовской Аравией. Она занимает господствующее положение в Баб-эль-Мандебском проливе, узком месте мирового судоходства, а ее острова перекрывают подход Красного моря к проливу. Ассэб ближе, чем любой другой порт, к сердцу Баб-эль-Мандебского пролива, и большая часть Эритреи может быть богата полезными ископаемыми. Но главное в данном случае – потенциал создания там военно-морских баз. Эритрея недавно начала предоставлять иностранным державам права на такое базирование. Объединенные Арабские Эмираты  годами управляли военной базой в Ассэбе в рамках своих операций в Йемене и улучшили там взлетно-посадочную полосу. Несколько лет назад ОАЭ начали демонтаж частей базы. Однако неясно, полностью ли они вывели войска или все еще сохраняют там присутствие, особенно учитывая, что первоначальная аренда была рассчитана на 30 лет. Россия также хочет иметь базу в регионе, чтобы укрепить свою способность проецировать мощь в Красном море, что потенциально может создать проблемы для США. В 2018 году Москва подписала соглашение с Асмэрой о создании базы материально-технического обеспечения, но, похоже, из этого ничего не вышло. Однако С.Лавров, как утверждают американцы, вернулся к этой теме во время своего январского визита в Асмэру, и по данным аналитиков Института Хадсона, Российская ЧВК «Вагнер» уже имеет неопределенное присутствие в Эритрее (несмотря на недавний раскол между Москвой и ЧВК «Вагнер», ее операции в Африке представляют такую ценность для Москвы, что они, вероятно, будут продолжаться в той или иной форме.)  От себя отметим, что присутствие неких «русских боевиков» фиксировались американцами два месяца назад на суданских и эритрейских островах в Красном море. Москва также пыталась обеспечить свою собственную базу в Джибути, но получила отказ и долгое время вела переговоры с суданским правительством по вопросу  базирования ВМФ в Порт-Судане на Красном море. С учетом нынешнего кризиса в Судане, перспективы этого становятся предельно туманными, отсюда и возникновение варианта Эритреи.  Усиление близости Эритреи с двумя основными конкурентами Вашингтона происходит на фоне многолетнего снижения американского влияния на Африканском Роге. Восточным соседом Эритреи является Джибути, где находится американская военная база. По состоянию на 2017 год в Джибути также находится первая китайская военная база за рубежом — укрепленный лагерь с пирсом, достаточно большим, чтобы разместить китайский авианосец и атомные подводные лодки. Китайские компании построили или начали управлять двумя из четырех коммерческих терминалов морского порта Джибути и построили большую часть современной инфраструктуры страны, что увеличивает долговую нагрузку Джибути на Китай. К востоку от Джибути находится Сомали, которая охвачена конфликтом и коррупцией, несмотря на миллиарды долларов, которыми США и другие осыпали Могадишо в течение десятилетия. Министр иностранных дел Сомали Абшир Омар Джама недавно посетил Москву для переговоров с Лавровым. По сообщениям, они обсуждали военное сотрудничество, подняв в том числе и вопрос о размещении ЧВК «Вагнер» в Сомали. К западу от Эритреи находится Судан, протяженность побережья Красного моря которого превышает 500 миль. В апреле там разразилась гражданская война, которая свела на нет многолетние усилия США имеет сильное присутствие в стране, в первую очередь через опять же ЧВК «Вагнер». В этом контексте, как говорят американские аналитики, две из трех стран — Эритрея и Джибути, — которые контролируют Баб-эль-Мандебский пролив, могут безвозвратно перейти в китайский лагерь. Однако реакция Вашингтона на эти вызовы до сих пор была либо апатичной, либо неэффективной. В Судане США тратят большую часть своей дипломатической энергии на поддержку обреченных на провал соглашений о прекращении огня. И, несмотря на многолетние предупреждения старших офицеров Вооруженных сил США, Вашингтону не удалось остановить или даже воспрепятствовать растущему влиянию Китая в Джибути.

К тому же Вашингтон замедлил свое взаимодействие с проамериканским Сомалилендом с его недавно отремонтированным морским портом и аэропортом Бербера из-за отложенных выборов и территориального спора на востоке страны. Эти опасения законны. Однако США проигрывают в важной части мира, и ужесточение отношений с Сомалилендом — один из способов улучшить ситуацию с этой проблемой. Вашингтон не должен позволить озабоченности по поводу отсроченных выборов в Сомалиленде или насилия на востоке, которые являются вспомогательными для американских интересов, подорвать его реализацию основных интересов. Все более тесные отношения Эритреи с Пекином и Москвой, и усиление китайского влияния в Йемене означают, что ситуация на Африканском Роге скоро станет для Вашингтона еще хуже при отсутствии  у него  работоспособного плана решения этой проблемы.